![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Обычаи, традиции, ритуалы, стыд, вина как регуляторы социального поведения.
Обычаи – относительно длительные стандартизированные действия, рассматриваемые как обязательные в надлежащих ситуациях привычки и действия, которые обеспечивают высокую степень предсказуемости поведения в определенной ситуации. Традиции - это явление общественного сознания, образуется в процессе совместной жизни, общении и деятельности людей. На формирование традиций воздействуют особенности процессов восприятия и памяти. Благодаря им сохраняются оценочные эталоны, имеющие важное значение в межличностных и межгрупповых отношениях. Традиции возникают и существуют в социальных группах, обеспечивая сохранность приобретенного опыта и общественных отношений. Возникают как спонтанно в процессе бытия, так и путем сознательно организованной деятельности (трудовой). Ритуал – исторически сложившаяся, связанная с мистическими верованиями форма стереотипного массового поведения, имеющая церемониальный характер. Функции ритуалов: 1) Укрепление сплоченности групп. 2) Трансляция опыта, социальных и трудовых навыков от поколения к поколению. 3) Играют важную роль в социализации. 4) Средства развлечения, отдыха, удовлетворение эстетических потребностей членов групп.
Нормы нравственности – исторически более устойчивые, идеализированные, в форме заповедей, эталонный характер. Нормы морали – не так абсолютны, могут быть безнравственными. Страх - биологическая эмоция. Стыд, вина - человеческие чувства. Страх лежит в основе тревоги (она может быть объективной, социальной, моральной). Стыд - ориентация на внешнюю оценку. Вина - ориентация на самооценку. Психологические механизмы действия этих чувств. На одном полюсе - страх и мысль " Что со мной сделают? " Другой полюс - чувство защищенности. Стыд - " Что обо мне подумают? " Другой полюс - гордость, честь, слава. Вина - " Что я сам о себе могу теперь думать? " Другой полюс - сознание своей правоты, своего достоинства. Допустим, страх сильнее стыда. Это разные ступени интернализации норм - от генетически запрограммированных реакций до индивидуальных: совести и морали. Моральная деградация возникает, когда страх подавляет стыд. Л.Колберг утверждает: " Сущность любой морали состоит в уважении, с которым личность относится к соблюдению правил...; одностороннее уважение порождает гетерономную мораль, в то время как взаимное уважение приводит к возникновению автономной морали", вершиной этой ступени является, по Колбергу, чувство справедливости. Рассмотрим ступени развития морали. 1. (Страх) доморальный уровень. В основе эгоизм ребенка, послушание через страх - ребенок ориентируется на наказание или ребенок ориентируется на наслаждение (взаимная выгода). 2. (Стыд) конвенциональная мораль. Ориентации на внешние нормы, правила. Основа - стыд (конформность), сохранение хороших отношений с другими, поддержание своего авторитета. 3. (Вина) автономная мораль. В основе логическое обоснование норм, регулируется чувством вины, строится на нравственных принципах. Ориентация на общественную мораль, ндивидуальные принципы совести, стадия вины наблюдается у немногих. Моральные ценности - основа автономной морали. Обнаружена связь между интеллектом и уровнем морального сознания. Можно сказать, что существует культура спада (Восток) и культура вины (Европа).
|