![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социально-психологический подход к периодизации развития личности.
Теория развития Льва Семеновича Выготского??? Понимание развития связывается с культурным контекстом. Процесс развития – как процесс освоения культуры или присвоения культурных орудий. Культурные орудия – внешние, направленные на внешний мир, на взаимодействие с другими. Внутренние орудия – орудия, которые связаны с управлением собственным поведением (внутренние характеристики личности: произвольность процессов, рефлексия). Основные характеристики детского развития (основные законы): 1. Цикличность детского развития – периоды спада сменяются периодами подъема, стабильные периоды сменяются кризисными. 2. Неравномерность детского развития – разные стороны личности развиваются неравномерно, непропорционально. 3. «Метаморфозы» в детском развитии (существенные преобразования) – ребенок меняется целиком, он становится непохожим на себя предыдущего. Метаморфозы более ярко проявляют себя в кризисах возрастного развития. 4. Сочетание процессов эволюции и инволюции в развитии ребенка – чтобы возникло что-то новое, должно разрушиться что-то старое. 5. Закон развития высших психических функций – всякая психическая функция выходит на сцену дважды: 1) итерпсихическая фаза – психическая функция реализуется через взаимодействие с другими людьми (естественное развитие функции). 2) Интрапсихическая фаза – психические функции переходят во внутренний план, они становятся произвольными, внутренне управляемыми (культурное развитие) Периодизация психического развития: Основание: смена стабильных и кризисных периодов в жизни человека. Характеристики стабильного периода: 1) социальная ситуация развития – особенности взаимодействия ребенка с окружающей средой 2) возрастное новообразование – новый тип строения личности и ее деятельности, психические и социальные изменения, которые впервые возникают на данной возрастной ступени и которые в основном определяют развитие сознания ребенка и его отношение к среде. Возрастной кризис – это противоречие между старой социальной ситуацией развития и проявившегося возрастного новообразования. 2 стадии новообразования: 1) приходится на стабильный период – новообразование развивается скрыто 2) критический период – открытое, внешнее развитие
1. Кризис новорожденности (от рождения до 1, 5-2 мес.) 2. Младенчество (1, 5 мес. – 1 год) 3. Кризис одного года 4. Ранее детство (1 – 3 г.) 5. Кризис трех лет 6. Дошкольный возраст (3-7) 7. Кризис 7 лет 8. Школьный возраст (7-13) 9. Кризис 13 лет, подростковый кризис 10. Подростковый возраст (пубертатный) (13-18 лет).
|