![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психодинамическая ориентация в периодизации развития личности. Этапы психосексуального развития ребенка в психоанализе (З. Фрейд).
Фрейд выделяет внутренний конфликт личности: ид и супер-эго и внешний конфликт: стремления и влечения ид и требования общества. Два основных принципа психической жизни человека: 1) принцип удовольствия 2) принцип реальности Детство – самый главный период в жизни человека. Основная линия развития – психосексуальное развитие. Основанием периодизации психического развития является принцип смены эрогенных зон. Эрогенная зона – это область тела, воздействие на которую вызывает удовлетворение и разрядку либидозной энергии (рот, анус, генеталии).
1. Оральная стадия – большинство потребностей ребенка удовлетворяются через рот (рождение – год). Фрейд считает, что должен быть достаточный период взаимодействия с матерью. В случае неадекватно удовлетворяемых потребностей может происходить фиксация (застревание) на этой стадии и формирование определенного качества (курение, алкоголизм, мат и пр.). Если человек перенасыщен, то его ротовая полость оказывается ленивой, у него оказывается слабая вербализация.
2. Анальная стадия – интерес к актам мочеиспускания и дификации (1-3 г.). Ребенка начинают приучать к использованию туалетом (первое требование в жизни). На этой стадии начинает формироваться супер-эго.
2) Анально-компульсивный тип – ребенок чрезмерно послушен (чрезмерный порядок).
Внутренний конфликт
3. Фаллическая стадия (генетальная) (3 – 5-6 лет) – формируется полоролевая идентичность. Разрешение конфликта – эдипов комплекс (комплекс электры). Ребенок начинает демонстрировать привязанность к родителю противоположного пола и конфликтует с родителем одного с ребенком пола. Мальчики больше демонстрируют такие реакции. Возможна физическая или вербальная агрессия к отцу, желание заменить отца и пр. Основной путь разрешение эдипова комплекса связан с идентификацией ребенка с родителем одного с ним пола и пониманием своего места в системе семейных отношений. У мужчин супер-эго сильнее.
4. Латентная (скрытая) (6 – 12 лет) – сексуальные потребности уходят на второй план, на первый план выходят потребности в познании.
5. Зрелогенетальная – отношения с противоположным полом (после 12 лет.)
|