Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин
Развитие рассматривается как чередование стабильных и кризисных возрастов. Возрастной кризис – противоречие между местом ребенка в системе социальных отношений и уровнем развития мотивационно-потребностной и операционально-технической сфер. Большой кризис возрастного развития – переход к следующей эпохе, перестройка отношений личности с миром: кризис 3, 12 и 17 лет. У ребенка наблюдается несформированность мотивов, потребностей и необходимость выработки жизненной позиции. Малый возрастной кризис – переход к следующему периоду, перестройка отношения ребенка к себе: кризисы 1 г., 7 лет и 15 лет. Существует противоречие сформированных мотивов и отсутствия соответствующих средств реализации деятельности. Периодизация психического развития ребенка включает три основных эпохи - раннее детство, детство и подростничество. Эпоха раннего детства начинается с кризиса новорожденности (0-2 месяца). Особый характер этого кризиса связан с изменением типа жизни и типа развития. Младенчество (2-12 месяцев) - первый период эпохи раннего детства. Ведущей деятельностью является непосредственное эмоциональное общение с близким взрослым. Опережающими темпами развивается мотивационно-потребностная сфера. Центральная проблема возраста - генезис потребности в общении и развитие форм общения с близким взрослым. Завершается младенчество кризисом первого года жизни (малым кризисом), когда благодаря приобретению самостоятельности ребенка в передвижении, овладении ходьбой и возникновении аффективно-заряженных мотивирующих представлений распадается прежняя социальная ситуация развития «Пра-Мы» и создается основа выделения самого себя. Раннее детство (1-3 года) является вторым периодом эпохи раннего детства. Ведущая деятельность - предметно-манипулятивная, направлена на овладение социальной функцией и социальным способом использования предмета как человеческого орудия (из чашки пьют, расческой причесываются, зонтиком укрываются от дождя). Преимущественное развитие познавательной умственной сферы - речи, мышления, восприятия. Завершается период кризисом трех лет - кризисом «Я сам». Эпоха детства также включает два периода - дошкольный и младший школьный возраст. В дошкольном возрасте (3-7 лет) ведущей деятельностью является сюжетно-ролевая игра. По своему содержанию - это деятельность моделирующего типа, направленная на ориентацию ребенка в системе социальных и межличностных отношений, системе задач, смыслов и мотивов человеческой деятельности, осуществляемая путем принятия роли, использования игровых предметов и др. Дошкольный возраст, по словам А. Н. Леонтьева - это возраст фактического складывания структуры личности, первичного соподчинения мотивов. Завершается дошкольный возраст кризисом 6-7 лет (малый кризис). Младший школьный возраст (7-11 лет) характеризуется учебной деятельностью как ведущей. Содержание учебной деятельности составляет овладение обобщёнными способами действий в системе научных понятий. Преимущественное развитие познавательной сферы и интеллекта. Завершается младший школьный возраст предподростковым кризисом (большой кризис). Эпоха подростничества (11-17 лет) начинается с кризиса 10-11 лет и завершается кризисом 17 лет - кризисом начала вступления во взрослость. Младший подростковый возраст (11-15 лет) - первый период эпохи подростничества. Ведущая деятельность - интимно-личностное общение со сверстниками, содержанием которого выступает установление близких отношений с партнером, познание его и самопознание. Функция сверстника - эталон для самопознания и формирование отношения к себе как ко взрослому. В ходе личностно ориентированного общения происходит усвоение кодекса нравственно-моральных норм, что обусловливает высокую чувствительность этого возраста к моральному воспитанию. Период преимущественного развития личностной сферы. Завершается кризисом 15 лет. Старший подростковый возраст (15-17 лет) завершает эпоху подростничества. Ведущая деятельность - учебно-профессиональная как овладение системой научных понятий в контексте предварительного профессионального самоопределения. Меняется характер учебной деятельности, она все более приобретает характер деятельности по самообразованию (секции, курсы, репетиторы, хобби). Кризис 17 лет знаменует завершение эпохи подростничества и начало вступления во взрослость (период поздней юности - 17 - 20-21 год).
|