Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теория развития Даниила Борисовича Эльконина
Детское развитие базируется на универсальном типе отношений «ребенок-общество» По мере развития общества из этого отношения выделяются два вида отношений: «ребенок – общественный предмет» - развивается интеллектуально-познавательная сфера «ребенок – общественный взрослый» - развивается мотивационно-потребностная сфера Эти две линии развития взаимно пересекаются и в каждый возрастной период одно из направлений развития становится ведущим. Для развития двух направлений используются различные виды ведущей деятельности.
Эльконин проследил историю возникновения современных этапов детского развития. В примитивных обществах ребенок взаимодействует с обществом в целом (непосредственная связь с обществом). Условием развития является система «ребенок-общество». По мере развития общества, его усложнения в базовом отношении «ребенок-общество» выделяются более конкретные подсистемы: «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок – общественный предмет». Автор выделил два вектора развития: 1) развитие интеллектуально-познавательной сферы личности (формируется на основании отношения «ребенок – общественный предмет», взаимоотношений ребенка с миром вещей, предметным миром), 2) развитие мотивационно-потребностной сферы личности (формируется на основании отношения «ребенок – общественный взрослый»). Деятельность ребенка внутри этих двух направлений – это единый процесс, в котором формируется личность. В каждый возрастной период доминирует один вектор развития, преобладая над другим. Смена направления развития определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка. В каждый возрастной период ребенку присуща определенная ведущая деятельность. Ведущая деятельность – деятельность, занимающая центральное место в развитии личности ребенка в определенный период и в основном определяющая особенности сознания ребенка и его отношение к разным сторонам действительности.
Периодизация психического развития
Период Эпоха
Рис. 1. Периодизация психического развития ребенка (Д.Б. Эльконин) Примечание: — развитие мотивационно-потребностной сферы, -----развитие интеллектуально-познавательной сферы, - переход от эпохи к эпохе (большие кризисы), - переход от периода к периоду (малые кризисы). Основание периодизации психического развития – ведущая деятельность. Таблица 1
|