![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины нежелания передать полномочия
(мнение американского исследователя Уильяма Ньюмена) § Заблуждение «Я это делаю лучше». Но, выполняя работу, которую может выполнить подчиненный, руководитель, с одной стороны, меньше времени уделяет чисто управленческим вопросам, а с другой − ставит препятствия на пути совершенствования квалификации подчиненных. § Отсутствие способности руководить. Если слишком много времени уделяется повседневной работе, то снижается возможность уделять достаточно времени перспективным вопросам. § Отсутствие доверия к подчиненным. Недоверие к подчиненным ведет к потере у них инициативы. § Боязнь риска. У руководителя возникает ощущение повышенной ответственности, если делегируемые полномочия будут некачественно выполнены. § Недостаточный контроль за исполнением полномочий. Приводит к недостатку информации о ходе выполнения поставленной задачи и, как следствие, к невозможности внесения руководителем корректив в процесс ее выполнения.
С а м о с т о я т е л ь н а я п и с ь м е н н а я р а б о т а 1. Обоснуйте, что означает делегирование управленческих полномочий. 2. Объясните, для чего необходимо делегировать управленческие полномочия. Имейте в виду, что делегируемые проблемы требуют различного контроля: § текущего контроля за ходом и результатами исполнения; § обычного контроля или самоконтроля с поэтапным информированием менеджера; § специального контроля в отношении отдельных элементов (когда полномочия делегируются выборочно); § полного контроля без отклонения от предписываемых действий. 3. Какие виды полномочий делегируются, а какие нет и при каких обстоятельствах? 4. Что дает делегирование полномочий руководителю и исполнителям? 5. Сделайте выбор причин блокирования процесса делегирования: § подчиненный считает, что удобнее заручиться мнением руководителя, чем принимать решения самому; § подчиненный боится критики совершенных им ошибок: чем больше ответственности, тем больше вероятности совершить новую ошибку; § у подчиненного отсутствуют информация и ресурсы для выполнения задания; § подчиненный считает, что у него и так больше работы, чем он может сделать; § подчиненный не уверен в себе; § у подчиненного нет стимулов дополнительной ответственности. 6. Обоснуйте, какие из перечисленных действий могут быть делегированы, а какие – нет: § прием на работу новых сотрудников; ознакомление гостей с организацией; § изложение на общем собрании программы работы на будущий год; § присутствие на совещании по обмену опытом; § разработка проекта документа; § подготовка списка лиц, представляемых к поощрению; § принятие решений об увольнении. 7. Как вы считаете, почему некоторые руководители неохотно делегируют свои функции? Что препятствует менеджеру делегировать свои полномочия: боязнь утратить власть, нежелание делиться ею, недоверие к сослуживцам («все испортят»), самомнение («я лучше сделаю»), нежелание отказаться от своих полномочий, потерять авторитет (боязнь перемен)?
5. Рабочее место руководителя и информационное обеспечение работы менеджера Самостоятельная работа Т е м ы д л я к о н т р о л ь н ы х р а б о т и р е ф е р а т о в 1. Обоснуйте важность правильной организации рабочего места руководителя. 2. Назовите основные правила организации рабочего места. 3. Сформулируйте ваши предложения по рациональной планировке рабочего места менеджера. 4. Раскройте сущность понятий и процессов: «информация», «информационный обмен», «отбор, кодирование, передача, расшифровка информации», «документ», «реквизит». 5. Определите, какова роль информации в работе менеджера. Аргументируйте свою точку зрения. 6. Назовите пути использования многосторонней управленческой информации, дифференциации ее по целям назначения, содержанию и другим аспектам управления и формам его обеспечения. 6. Обозначьте, каковы этапность и структура информационного обмена. 7. Изложите диагностику внутренней и внешней информации и их классификацию (по объему, источникам, способам распределения, степени готовности для использования), возможность их закрепления и хранения. 8. Назовите виды служебных документов и требования к ним. 9. Выделите особенности механизации управленческого труда, технические средства, используемые в управленческой информации. 10. Изложите требования, предъявляемые к служебным документам руководителя. 11. Представьте ваше понимание техники личного труда руководителя. 12. Определите, каково назначение средств механизации управленческого труда: календаря-еженедельника; «органайзера»; «тайм-менеджера» (ТМ); электронной записной книжки; персонального компьютера руководителя; визитной карточки; записной книжки менеджера; ЭВМ; визуальных, аудио- и аудиовизуальных средств. 13. Изложите методику разработки паспорта рабочего места по вашей должности или должности, планируемой к замещению, соответственно разделам паспорта (назначение и общая характеристика, планировка рабочего места; функции и задачи управления; регламентирующая информация; мебель; технические средства; загрузка рабочего времени, условия труда; оплата труда; охрана труда; социальные льготы; критерии эффективности труда) с учетом методических указаний к разработке паспорта: − сбор необходимой первичной информации на предприятии (регламентирующая документация: устав, правила трудового договора учредителей, внутреннего распорядка, должностных инструкций, положения о подразделениях, коллективный договор и т. д.); − обоснованность планировки рабочего места в соответствии с функциями и задачами управления, рациональность размещения мебели, технических средств; − использование показателей эффективности внедрения типовых рабочих мест менеджера с экономическим обоснованием выбора наиболее экономичного и необходимого для эффективности труда; − техника личной работы руководителя: выбор современных технологий и средств организации личного труда руководителя с учетом принципов фиксации информации и техники работы; − выбор инструментов нового поколения личной работы менеджера, обоснование их достоинств и недостатков, классификация средств механизации и автоматизации управленческого труда. 14. Сформулируйте (письменно) основные требования к организации рабочего места: а) студента, б) руководителя.
6. Коммуникации в работе менеджера
Тема «Коммуникации в работе менеджера» Лекция 1. Межличностные коммуникации в работе менеджера как способ эффективного общения и передачи информации. 2. Виды коммуникации: вербальные, невербальные. 3. Классификация факторов, влияющих на коммуникации. 4. Виды и техника убеждающих воздействий.
Тема «Пути достижения эффективности коммуникативного процесса руководителя» Практическое занятие Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я 1. Выбор действенных способов коммуникации: слушание и его виды по отношению к собеседнику. 2. Техника активного слушания с использованием выразительных средств: кивок, поддакивание, уточнение, обращение к чувствам, признание роли собеседника. 3. Диалог: культура, исключение назойливости, косноязычия, использование методики Д. Карнеги.
Тема «Принципы современных деловых отношений» Практическое занятие Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я 1. Постановка целей делового общения. 2. Владение содержанием делового общения 3. Следование нормам деловой этики и правилам служебной субординации. 4. Коммуникативная привлекательность менеджера: расположение к себе собеседников, партнеров обликом, поведением, делом. 5. Умение владеть собой, соблюдение требований культуры взаимоотношений. 6. Создание благоприятного климата делового общения, свободных, доверительных, сотруднических отношений с выражением знаков внимания. 7. Постановка вопросов и техника ответов на них. 8. Выработка целесообразного, аргументированного и доказательного решения в процессе делового общения. З а д а н и я 1. Подготовить самостоятельно и провести на занятии в группе деловую беседу на избранную тему или переговоры по конкретной проблеме. 2. Подготовить публичное выступление, обосновав и аргументировав актуальность избранной темы. 3. Провести рефлексию подготовки, исполнения и влиятельности своего публичного выступления (самоанализ организации, проведения и результативности делового общения). Тема «Подготовка и проведение собраний и совещаний» Семинар З а д а н и е 1 Найдите в словарях подсказки и попробуйте сформулировать самостоятельно определения понятий «деловое собрание» и «деловое совещание». Объясните, чем одно отличается от другого.
П л а н с е м и н а р а 1. Деловые совещания, собрания: целесообразность их проведения. 2. Виды собраний и совещаний (проблемные, инструктивные, оперативные, производственные). 3. Процесс подготовки и проведения совещания, собрания. § Организация и планирование: − повестка дня, состав участников, регламент проведения; − техническая подготовка: место проведения, время начала обсуждения, регламент работы, документы для участников (наглядные пособия в виде таблиц, схем, диаграмм, планшетов, слайдов и т.д.), микрофон, трибуна, диапроектор, блокноты, ручки и т. п.; − подготовка доклада, выступлений, организация обсуждения (прений). § Проведение: − формулирование и согласование целей с участниками совещания; − фиксирование процесса обсуждения вопросов, вынесенных на повестку дня (протоколирование, сбор материалов); − обобщение информации, полученной в ходе обсуждения; − выводы, следующие из обсуждения проблемы, полезные для дальнейшей организации деятельности; − психологическая атмосфера в ходе обсуждения; − принятие решения. § Подведение итогов собрания, совещания после его проведения: − рефлексия организационно-управленческих действий руководителя; − анализ хода состоявшегося разговора; − осмысление итогов для принятия письменных решений, распоряжений.
З а д а н и е Составьте алгоритм подготовки руководителем делового совещания (собрания). З а д а н и е Обоснуйте целесообразность проведения делового совещания в вашей организации.
Тема «Имидж менеджера» Семинар Т е м ы д л я о б с у ж д е н и я 1. Внешняя привлекательность. 2. Соблюдение правил делового этикета. 3. Организация презентаций. 4. Роль СМИ в формировании имиджа менеджера.
Т е м ы д л я с а м о к о н т р о л я 1. Визитная карточка и ее назначение. 2. Цветовая гамма одежды. Принципы ее подбора. 3. Современный этикет. Регламентация поведения людей в быту, на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на официальных мероприятиях – приемах, церемониях, переговорах.
В о п р о с ы и т е м ы д л я с а м о к о н т р о л я 1. Основные факторы, влияющие на эффективность коммуникации. 2. Специфика вербальной коммуникации. 3. Особенности невербальной коммуникации. 4. Пути достижения эффективных межличностных коммуникаций. 5. В чем отличие собраний от совещаний и какова их эффективность и значимость? 6. Роль менеджера в подготовке и проведении собраний и совещаний. 7. Управление процессом обсуждения проблем и активизации аудитории. 8. Основные виды воздействия в ситуации делового общения. 9. Как вы понимаете выражение «Учитесь властвовать собой»? 10. В чем заключается культура общения, культура взаимоотношений менеджера? 11. Назовите основные формы слушания и раскройте технические приемы и средства его выражения, например, при активном слушании приемы поощрения (поддакивание, кивок); прояснения (уточнение, переформулировка); отражение (обращение к чувствам); поведение (промежуточное уточнение итогов, признание значимости собеседника). Аналогично при слушании: оборонительном, скептическом, наступательном, располагающем и др. 12. Условия успешности делового общения. 13. Основные правила слушания. 14. В чем отличие менеджера от лидера? 15. Какой должна быть техника ведения переговоров?
Контрольные задания Выполнить письменно · Раскройте содержание понятий «собрание», «совещание», «проблемное совещание», «деловая беседа». · Чем отличается собрание от совещания? · Приведите примеры деловых бесед. Можно ли считать деловой беседой семинарское занятие, экзамен, консультацию? · Как вы будете готовиться к деловой беседе? Опишите примеры из своей практики.
7. Работоспособность и самоконтроль в деятельности менеджера
Тема «Самоорганизация здоровья руководителя» лекция Самостоятельная работа З а д а н и е Выполнить письменно · Опишите влияние физических нагрузок на вашу работоспособность. · Дайте обоснование правилам рационального питания. · Сколько времени необходимо отводить для сна? · Какие основные правила закаливания организма вы используете? Дайте им характеристику. · Охарактеризуйте рациональные приемы труда руководителя. · Ваше понимание атмосферы доброжелательности. · Каковы особенности гигиены умственного труда? · Опишите распорядок жизнедеятельности делового человека.
Тема «Самоконтроль процесса деятельности» З а д а н и е При приеме на работу для определения того, стоит ли брать кандидата, всегда проводится собеседование. Чтобы оценить компетентность претендента на должность, его профессионализм, стремление к росту и т. п., можно задать разные вопросы, поставить перед ним различные задачи. Несколько примерных вопросов 1. Кем вы хотите видеть себя через 3–5 лет (имеется в виду профессиональный рост)? 2. Почему вы решили сменить работу? 3. Если бы вы смогли что-нибудь изменить на вашем предыдущем месте работы, что бы вы сделали? 4. Опишите лучшего человека, с которым вам приходилось работать. 5. Какие люди больше всего вас раздражают? 6. Какую помощь вы хотели бы получить от организации, если бы начали в ней работать? Продлите этот ряд. Какие вопросы вы могли бы задать на месте работодателя? А какие хотели бы услышать на месте претендента на работу?
Литература на электронных носителях Петров В.В. Школы менеджмента (электронный ресурс): учеб. пособия для вузов. М.: ИД «Равновесие», 2005. Принятие решений: инструменты руководителя (электронный ресурс). М.: ИД «Равновесие», 2004. Управление персоналом (электронный ресурс). Саратов: Диполь, 2003. Управление персоналом (электронный ресурс). М.: ИД «Равновесие», 2007.
|