Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






II. Обобщающая беседа






— Что известно из повести «Бэла» о жизни Печорина до появления в крепости? (При ответе внимательно прочитать автохарактеристику героя.)

— Что вам нравится в Печорине, когда вы читаете «Бэлу», где вы ему сочувствуете и когда решительно осуждаете?

— Устно опишите перевал путников через Крестовую гору. Изменился ли характер пейзажа в начале и в конце перевала?

— Как удается автору создать ощущение присутствия человека, рисующего пейзаж?

— Какими изображены рассказчик и Максим Максимыч в повести? Что они за люди, можно ли довериться их взгляду, их мнению?

— Почему Печорин решился на похищение Бэлы? И почему он не чувствует себя счастливым, добившись любви девушки?

— Что мы узнали из повести «Бэла» об отношении Печорина к жизни и людям и о его характере?

— Какая повесть произвела на вас более грустное впечатление? Объясните причины этого.

— Изменился ли герой после отъезда его из крепости?

(В повести Максим Максимыч есть ряд моментов, позволяющих увидеть, как возросли равнодушие Печорина к жизни, апатия, холодность, эгоизм. Раньше он был способен открыть Максим Максимычу причины своей тоски, признаться, что страдает, здесь он не хочет рассказать даже о самых поверхностных событиях своей жизни. Раньше он записывал в дневнике — журнале все случившееся с ним, вверял бумаге свои задушевные мысли и переживания. Теперь он даже не интересуется судьбой бумаг, позволяя делать с ними, что угодно. На изменения характера намекают и некоторые детали портрета героя: появившаяся «нервическая слабость», равнодушно-спокойный взгляд.)

— Есть ли у Печорина какое-нибудь внутреннее оправдание перед Максимом Максимычем?

 

Домашнее задание

1. Ответить письменно на вопрос: «В какой из повестей Печорин вызывает у вас большее осуждение, в «Бэле» или в «Максим Максимыче»? Почему?»

2. Вопросы по анализу повести «Тамань»:

— Что в обстановке хаты, а также в поведении и характере ее хозяев показалось Печорину странным и загадочным?

— В чем проявляются смелость Печорина, его интерес к жизни и людям и критическое отношение к себе?

 

Урок 20. Повести «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань»

Цель: продолжение работы над повестями романа; анализ повестей, данных в назывании урока; рассмотреть изменения в характере и поведении главного героя в зависимости от ситуаций.

 

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

В начале урока трое учащихся получают индивидуальные задания. Подготовить сообщения:

1) Характеристика Янко.

2) Характеристика девушки-контрабандистки.

3) Роль пейзажа в раскрытии характеров героев («Тамань»).

Ответы на вопрос домашнего задания.

2. Беседа по повести «Тамань».

II. Анализ повести «Тамань»

— Кто являются в повести главными героями?

(Главными героями являются не контрабандисты, а Печорин. Печорин выступает здесь в роли наблюдателя, случайно оказавшегося свидетелем действий контрабандистов.)

— Каким показал себя Печорин в столкновении с ними, как раскрывается его характер в приключении в «Тамани»?

(Печорин все время выходит из роли наблюдателя и становится участником событий. Именно вмешательство в чужую жизнь определяет конфликт и финал повести. Стремление вмешаться в события, стать их участником — свидетельство активности героя неумение его довольствоваться пассивной ролью созерцателя жизни, хотя он сам на словах и ограничивает себя этими рамками.)

— О каких сторонах характера Печорина позволяет судить повесть «Тамань»?

(Активность, стремление к действию, в течение к опасности, настойчивое самообладание, любовь к природе, наблюдательность.)

— Как эти качества характер проявляются в отношении к Янко и девушке-контрабандистке?

Слушаем сообщения учащихся, готовивших индивидуальные задания по характеристике героев. Остальные учащиеся дополняют ответы.

— Почему, имея такие возможности в характере, в поведении, Печорин не кажется счастливым?

(Ни одно из действий Печорина, ни одно из проявлений его воли не имеет глубокой большой цели. Он активен, но его активность не нужна ни ему, ни другим. Он ищет действия, но находит лишь подобие его и не получает ни счастья, ни радости. Он умен, находчив, наблюдателен, но все это приносит только несчастье людям, с которыми он сталкивается. Нет в его жизни цели, действия его случайны, активность бесплодна, и Печорин несчастлив. Он жалеет, что нарушил жизнь «честных контрабандистов», взволнованно восклицает: «как камень брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие». Скрытая печаль и глухая боль слышится в кажущихся циничными заключительных словах героя: Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих, мне странствующему офицеру, да еще с подорожной по казенной надобности!»)

— Какова роль пейзажа в раскрытии содержания повести и характера героев?

Слушаем сообщение учащегося, готовившего индивидуальное задание. Остальные ученики дополняют ответ.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал