![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Комментарий учителя. Такие злонамеренные банкротства стали частыми явлениями в России 40-х годов ХIХ века
Такие злонамеренные банкротства стали частыми явлениями в России 40-х годов ХIХ века. И сегодня, в период приватизации и после нее распространены преднамеренные банкротства предприятий, основная цель которых — смена собственника и перевод предприятия под собственный контроль, а так же официальное списание долгов перед кредиторами в т. ч. перед государством (налоги). Сегодня пред намеренное банкротство является уголовно наказуемым деянием.
Пронырливый приказчик Лазарь Елизарович Подхалюзин становится мужем Липочки и присваивает имущество своего тестя. Большова сажают в «яму» (долговую тюрьму). Его можно спасти, уплатить кредиторам небольшую часть долгов. Но зять и родная дочь Липочка не чувствуют никакой жалости и отказывают старику в помощи. — Поразмышляйте, чем можно объяснить эту жестокость? (Самсон Силыч Большов — деспот, не знавший «никакого удержу». Вся семья трепетала перед ним. «Старая карга», «Убирайся к свиньям!», «Что ты рот-то разинул!» — так обращался он к домашним. О дочери он говорил: «Мое детище, хочу с кашей ем, хочу масло пахтаю» (пахтать— сбивать)». Неудивительно, что в семье, где отношения основаны на страхе и унижении, нет ни взаимной любви, ни уважения к человеку.) — Проследите по тексту, как зреет замысел Большова объявить себя банкротом? — Какие обстоятельства способствовали тому, что он решился на это преступление? — Сопоставьте речь этого действующего лица в д. III, явл. 4 и в д. IV, явл.4. Какие изменения вы заметили? Чем их объяснить? Театральный критик А. Н. Баженов (1835-1867 гг.) видел недостаток игры актера М. С. Щепкина в том, что «зверя Большова г-н Щепкин очеловечил. А в последнем действии играл так, что заставлял зрителей искренне сочувствовать своему герою...» — Возникло ли у вас сочувствие при чтении комедии? Почему? (В финале пьесы Большов пострадал от детей. Наверное, несмотря на актерскую игру, зритель (и читатель) будет испытывать сложное чувство. Ведь единственной причиной произошедшего с ним, является он сам.) — Кому из героев пьесы вы бы посочувствовали? Ученики предлагают свои версии и обсуждают их все вместе. (Образы Подхалюзина и Липочки скорее вызывают негодование и возмущение читателей и зрителей. Хотя и эти герои заслуживают сочувствия, если задуматься над тем, что в старости их ждет такое же отношение их детей к ним, которые вырастут в такой же обстановке, как и они. Больше всех человеческого отношения заслуживает Аграфена Кондратьевна. Но и на ней лежит часть вины за то, что Липочка стала такой, какой мы ее увидели. Потакание матери сформировало полное отсутствие сострадания и любви в душе Липочки.)
|