Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Новые подходы к рассмотрению вопросов культуры СССР 20-30-х годов в работах современных историков.
Вопросы развития культуры 20-30-х годов вполне закономерно вызвали интерес у отечественных историков, так как, используя основные закономерности развития искусства можно проследить этапы развития советского общества, социальные отношения, нравственно-этические нормы общества. Несмотря на то, что данная тема представляет безусловный интерес в работах некоторых авторов, этой теме не уделяется достаточно внимания. В работах Боффа Д. «История Советского Союза», 1 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем», 2 Корра Э. «История Советской России», 3 Соколова А.К. «Курс советской истории», 4 работах некоторых других авторов рассмотрению данного вопроса не уделяется внимание. Такой подход нецелеобразен, так как не зная особенности развития отечественного искусства не возможно в полном объеме понять все процессы происходившие в Советской России в 20-30х годах ХХ века. ____________________ 1 Боффа Д. «История Советского Союза», в 2-х т., т.1 – М.: Наука, 1994. 2 Бутенко А.П. «Откуда и куда мы идем» - М.: 1992. 3 Корр Э. «История Советской России» - М.: Просвещение, 1991. 4 Соколова А.К. «Курс советской истории» - М.: Владос, 1989.
Во многих работах российских исследователей, написанных в последние годы, вопросам развития отечественного искусства уделяется определенное внимание. В работах Дмитриенко В.П. «История России», Верта Н. «История Советского государства», Семенниковой Л.И. «Россия в мировом сообществе цивилизаций», Зуева М.И. «История России с древности до наших дней», Орлова А.С., Геориева В.А. «История России с древнейших времен до наших дней» и т. д., оновные тенденции развития советского искусства в 20-30-е годы получили определения под термином «культурная революция». Зуйкова Е.А. в статье «Культурная революция» пишет о том, что «политика большевиков в первые послереволюционные годы получила название «культурной революции».1 Автор статьи констатирует, что «перед властью (в н. 20-х годов) стояли две проблемы: старой интеллигенции и идеологизации культуры».2 Верт Н. В работе «История советского государства» указывает на роль культуры в идеологической обработке масс, он пишет, что роль просвещения «чаще всего сводилась к поверхностной идеологической обработке», но вследствие повышения общего уровня грамотности, культурного уровня советских людей, становилось возможным «покончить с отсталостью страны и __________________ 1 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999, с. 87. 2 История. Большой справ. для школьн. пост. в ВУЗы / Агиберова В.Н.- М.: «Дрофе», 1999, с. 87.
довести до сознания людей политические задачи».1 Верт Н. считал, что степень идеологизации искусства возрастала с каждым годом правления советской власти и достигла своего апогея в период культа личности Сталина. Автор работы, рассматривая периодизацию развития советского искусства, отмечает, что 20-е годы ХХ века – «период культурной идеологической … разрядки между двумя очень напряженными эпохами», 2 эпохой русской революции 1917 г. и гражданской войны и эпохой коллективизации и индустриализации. В эти периоды, по мнению исследователя, происходила активизация общественно- культурной жизни советского общества. В целом эта оценка верна, хотя и с некоторыми оговорками, для большей части страны, где происходили незначительные и постепенные изменения. Верт Н. констатирует, что «для неславянского населения, и в частности, для мусульман, особенно с 1925 г., нэп был периодом «худжума» («наступления по всем фронтам») в рамках общей стратегии разрыва с прошлым».3 Наиболее полное и последовательное выражение данная политика Советского государства, по мнению автора, нашла в __________________ 1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.175. 2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173. 3 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.
«стремлении к единообразию» и желательно «выровнить различные ступени развития регионов внутри СССР». 1.Это было необходимо для упрощения идеологической обработки населения, для унификации данной работы среди неславянского населения. Исследуя проблему отношения официальной власти к объединениям деятелей искусства, стоявшим на платформах различных идеологических течений, Верт Н. отмечал, что «начало в 1921 г. постепенных и умеренных изменений способствовало развертыванию противоречивой культурной политики, сочетавшей репрессии по отношению к «уклонистским идеологиям с относительным нейтралитетом применительно к художественному творчеству и литературе (конечно, не антимарксистских по содержанию) и по-прежнему принудительным просвещением масс, менее догматичным, но быстро ставшим и менее «эффективным».2 По мнению историка, просвещение, повышение уровня грамотности, уровня культуры было необходимо советскому правительству для насаждения идеалов советского общества среди народных масс, так как воздействие искусства на людей определялось более действием по сравнению с обычными средствами агитации. Соответственно необходимо было внедрение цензуры во все сферы культурной жизни культурной жизни общества, в частности, 6 июня 1992 года декрет определил компетенции Главлита (цензуры), обязанного осуществлять предупредительный и репрессивный контроль за враждебными выпадами против марксизма и культурной революции, за пропагандой религиозного фанатизма, распространением ложных сведений и порнографии. ____________________ 1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173. 2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.
На следующий год к Главлиту прибавился Главрепетком для контроля для репертуарами театров. Верт Н. отрицательно оценивает введение цензуры для развития советского искусства в целом, говоря о неизбежности данного явления в свете политики советского правительства в области искусства. В 20-е годы ХХ века культурная жизнь советского общества была представлена широким спектром течений от проправительственных ультраправых, пропагандировавших идеалы марксизма, до крайнелевых, представители которых стояли на диаметрально противоположных позициях. Описывая сложившуюся в те годы ситуацию, Верт Н. считал, что в 20-е годы советская власть еще не определила четкого отношения к «лефовцам» («Левый фронт»), авангардистам, футуристам, пролеткультовцам (которые отбрасывали пролетарскую культуру, отвергавшие как связь с прошлым, так и партийную опеку) и попутчиками (не причисляющими себя ни к какому направлению). В этом смысле нэп, по мнению исследователя, был периодом исключительного расцвета всех областей духовной жизни.1 Верт Н. не уделял внимания проблеме отношения власти к «левым» течениям, практически не рассматривал проблему идеологизации искусства, отмечая, что советское искусство, особенно с конца 20-х годов, было поставлено в зависимость от официальной идеологии. Более детально рассматриваются вопросы, связанные с мероприятиями правительства, направленными на повышение уровня грамотности населения. Описывая проблему образования в Советской России Верт показывает, что как повелось с 1917 г., обучением масс должны были руководить власти, определяя, какую следует выбрать учебную программу или книгу для чтения.2 Таким образом, исследователь четко выявляет зависимость между повышением уровня грамотности и социальным законом общества. То есть, новой власти, по мнению историка, необходимы были новые кадры, следовательно студенты и учащиеся технических училищ – несколько десятков тысяч молодых коммунистов, покинувших цеха и ушедших на учебу по протекции партийных органов, - представляли собой будущую «народную интеллигенцию», пришедшую впоследствии, в 1936-1937 годах, на смену уничтоженным во время чисток бывшими буржуазным ___________________ 1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.175. 2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.
специалистам и представителям «старой гвардии большевиков».1 Давая оценку усилиям предпринимаемым правительством России, автор отмечает, что «обучение грамоте не двигалось с места», о несостоятельности общества «Долой неграмотность» из-за отсутствия средств», из-за грандиозности поставленной цели.2 Итогом всей проделанной работы, считает Верт, стала «политическая неграмотность как следствие общей неграмотности, особенно среди тех, кто должен был посредничать между властью и народом, (которая) затрудняла распространение политического влияния»3 идеалов марксизма среди широких народных масс. Отмечая положение «старой интеллигенции», ученый указывает на закономерность репрессий по отношению к ней, так как большинство ее представителей стояло либо на открыто антимарксистских позициях, либо не принимавших полностью навязываемую партией через контролирующие вопросы искусства органы линию поведения.4 ____________________ 1 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.220. 2 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.175. 3 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс- Академия», 1995, с.175. 4 История советского государства, Верт Н.- М.: «Прогресс-Академия», 1995, с.173.
Анализ данной работы показывает, что Верт Н. в целом положительно оценивал развитие советской культуры, отмечает большую ее роль в идеологизации советского общества, отрицательно относится к мероприятиям правительства, носивших репрессивный характер. Большое внимание проблеме неграмотности уделяет и Зуева М.Н. в работе «История России с древности до наших дней». Автор считает, что «наряду с ликвидацией неграмотности решались и пропагандистские задачи закрепления в массах коммунистической идеологии», 1 поэтому, по ее мнению, ликвидация неграмотности являлась одной из основных задач в государственной политике народного образования. Анализируя мероприятия правительства в сфере народного образования исследователь определяет причины тупой эффективности данных действий – «острая нехватка финансовых ресурсов».2 Историк подчеркивает значительность действий правительства по насаждению идеалов коммунистического общества среди народных масс. В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. подчеркивает противоречивый характер культуры 20-х годов ХХ века, отражавших «сложность общественных процессов __________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 268. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 268.
периода НЭПа».1 Протест значительной части интеллигенции против Октябрьской революции, уход в изгнание деятелей культуры не остановил и развитие искусства, толчок которому был дан в начале века».2 Особое внимание автор работы уделяет различиям в творческих позициях деятелей искусства, которые нашли свое выражение в создании многочисленных групп и объединений, принадлежавших к различным направлениям. Ученый акцентирует внимание на противоборстве различных групп, представлявших направления искусства. Она исследует весь спектр художественных объединений, анализируя их работу, выявляет характерные особенности деятельности различных групп. Например, «поиски такой художественной формы, которая смогла бы наиболее эффективно выразить содержание послереволюционного времени»3 из «Серафимовых братьев», которые выступали за сохранение преемственности с традициями русской и мировой литературы. Деятельность САПП (Российская ассоциация пролетарских писателей), носившую открыто классовый пролетарский характер, которая заключалась в __________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 268. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 269. 3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 270.
грубой полемике, насаждении идеологии в литературе.1 В работе отражена популярная среди отечественных историков точка зрения, что советское правительство использовало все виды искусства в качестве средств пропаганды идеалов марксизма, а с 1924 г. широко развертывается пропаганда «основ марксизма».2 Принципиальное значение для развития литературы и искусства, по мнению Зуевой М.Н., имела резолюция ЦК РКП (б) «О политике партии в области художественной литературы», положившая начало идеологизации литературы и искусства, закреплению партийного диктата в художественном творчестве.3 Автор работы отмечает, что несмотря на то, что в данной резолюции формально осуждались действия РАПП, призывались к свободному соревнованию группировки и течения, одновременно ставилась задача обеспечить переход писателей «попутчиков», то есть не принадлежавших официально ни к одному из течений, на сторону коммунистической идеологии, бороться с проявлением буржуазной идеологии в литературе за создание произведений, рассчитанных на массового читателя. Таким _____________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 270. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 268. 3 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 272.
образом, особо акцентируется внимание на идеологизации искусства и литературы, на явлении массового искусства, служащего наиболее действенным средством пропаганды. Развитие искусства, по мнению историка, также характеризовалось существованием и борьбой большого числа группировок и направлений.1 Подводя итоги этой борьбы, исследователь отмечает, что победившие в этой борьбе ассоциация АХР (Ассоциация художников революции) и РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) заняли эти лидирующие позиции «благодаря поддержке властей».2 Описывая культурную жизнь советского общества 20-30-х годов, Зуева пишет о вытеснении проправительственными ассоциациями и художественными объединениями группировок не действующих в соответствии с официальной идеологией, появлении новых революционных тем. В меньшей мере исследование проблемы, связанной с развитием архитектуры и влиянием на этот процесс плана монументальной пропаганды В.И. Ленина подписанного в 19 г., упоминается только, что в архитектуре период 20-х годов Характеризовался интенсивными понятиями новых стилей, новаторских форм, широкое развитие получил ___________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 272. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 272.
архитектурный конструктивизм, основывающийся на производственном искусстве.1 Уделяется внимание описанию различных объединений архитекторов, но глубокого анализа проблем, связанных с развитием советской архитектуры 20-х годов ХХ века, в данной работе нет. Описывая особенности развития советского искусства в 30-е годы Зуева отмечает, что данные процессы тормозились «гнетущей атмосферой тоталитарного государства, особенно сгустившейся в конце 30-х годов».2 Какого-либо значительного поступательного движения в развитии отечественного искусства сделано не было, всякая инициатива, новация тормозилась костностью догм марксизма-ленинизма. Вариативность выбора тем была минимальной, среди всех превалировали темы прославлявшие революционное прошлое, современные для того времени успехи, личность Сталина и его заслуги в деле строительства коммунизма. Отрицательную роль в развитии искусства тех лет играли, по словам Зуевой, массовые репрессии, эмиграция деятелей искусства, не согласных с официальной идеологией. _______________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 272. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 295.
Раскрывается проблема «еще более трагичной ситуации, складывающейся в области литературы и искусства», 1 о ликвидации относительного плюрализма перехода НЭПа в области художественного творчества, когда в апреле 1932 г. ЦК ВКП (б) принял постановление «О перестройке литературно-художественных организаций», в результате которого на смену многочисленным литературным группировкам было решено создать Союз писателей СССР. С этого времени, по мнению историка, все многоцветье художественного творчества партия пытается загнать в «прокрустово ложе» «социалистического реализма».2 Раскрывая понятие социалистического реализма историк отмечает не только превалирование данного метода в советском искусстве, но и давление этого метода над всеми другими методами советского искусства. Метод социалистического реализма призван был пропагандировать советский образ жизни, романтизируя образ революционера, рабочего, крестьянина. В отличие от Верта Н. Зуева М.Н. считает, 20-е годы – годам наибольшей активности культурной жизни во всех ее проявлениях, в 30-е годы, по ее мнению, наоборот, наблюдался спад в темпах развития советского искусства _________________ 1 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 295. 2 История России с древности до наших дней, Зуева М.Н.- М.: Высшая школа, 1995, с. 296.
из-за искусства из-за регламентации всех сторон культурной жизни общества, включая выбор тем, методов для произведений, поставленный под жесткий контроль сталинской цензуры. Интересна точка зрения Сименниковой Л.И. в работе «Россия в мировом сообществе цивилизаций».1 Как и другие российские исследователи последнего времени Семенникова Л.И. считает, что «главной задачей культурной революции»2 была борьба с неграмотностью, создание государственной системы бесплатного образования, необходимо было создать «многочисленную интеллигенцию», необходимую в индустриальном обществе. Эта вновь созданная интеллигенция должна была, по мнению ученого, заменить в новом «технократизированном обществе». Семенникова вводит понятие технократизм – построение общества по образу какого-либо двигателя, машины. С эти понятием исследователь увязывает все проблеы, связанные с развитием советского искусства 20-30-х годов. Автор выдвигает идею влияния технократизма на культурную сферу советского общества. Семенникова пишет об изменении самой системы ценностей советского общества, о том, что «гуманистические ценности были изуродованы, а то, что ________________ 1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск.. 2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск, с. 437.
сохранилось, выполняло служебные функции по оправданию технократизированной системы». 1.По мнению Семенниковой, искусство 20-40-х годов было предельно идеологизировано, технократизировано, поставлено на службу партийного аппарата, способствовало «идеологическому воспитанию масс». Главная ценность советского общества, пишет автор, - сфера производства. Соответственно Семенникова описывает появление новых тем, «литература, кино, живопись, театр воспевали производство. Человек, суммирует исследователь, изображался только в своей функциональной сути: шахтер, враг, ученый».2 В работе указывается, что «в центре любого художественного произведения – производственный конфликт, завязанный на смене технологий или необходимости улучшения управления».3 Вызывает интерес точка зрения автора работы в соответствии с которой она считает, что произошла машинизация представлений об обществе: социализм – это не человеческое общество, а огромная фабрика, где все разумно устроено. Культуре в этом обществе ученый отводит утилитарную роль – оправдание сложившейся системы. В соответствии с этим выстроилась _________________ 1Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск, с. 437. 2 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск, с. 437. 3 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск, с. 437.
жесткая система контроля за искусством, призванная следить за тем, чтобы искусство развивалось в соответствии с идеологией марксизма. Автор монографии отмечает, что «тоталитарный характер власти, наносивший насилие в безграничных размерах, разрушающе действовал на общество, культуру.1 Семенникова уделяет мало внимания выбору тем, сюжетов в произведениях тех лет, практически не изучена проблема борьбы художественных группировок в 20-е годы ХХ века. Влияние культа личности Сталина на развитие советской культуры рассматривается в общих чертах, принижается роль культуры в советском обществе, эта роль для Семенниковой – оправдание технократической системы тоталитаризма, тем не менее верно оценивается отрицательное влияние сложившейся системы на развитие культуры, указывается на торможение естественного процесса развития культуры. С иных позиций к вопросам развития отечественной культуры подходит Орлов А.С. в работе «История России с древнейших времен до наших дней».2 Считается, что с завершением гражданской войны и переходом к НЭПу ___________________ 1 Семенникова Л.И., Россия в мировом сообществе цивилизаций, Брянск: ОООКурск, с. 435. 2 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 417.
появились новые тенденции в развитии культуры в условиях либерализации.1 Орлов А.С. отмечает либерализацию общественной сферы в период НЭПа. Либерализация общего курса партии в отношении многих сфер жизни привела, по мнению автора, к активному развитию отечественной культуры в 20-е годы. Возросла активность художественной интеллигенции. Описывается проведение в начале 20-х годов различных диспутов, конференций о роли религии, о судьбе интеллигенции в новой России, отмечается оживление деятельности ранее созданных национальных обществ. Вместе с тем, указывается на другую тенденцию – усиление идеологизации культуры. Советское правительство, по мнению Орлова А.С., жестко становилось на позиции унификации культуры в идеологическом аспекте, «с целью противостояния буржуазной идеологии».1 Постепенно советское правительство отходит от либерального курса в отношении к культуре, был установлен контроль над печатью, деятельностью издательств, репертуаром кино и театров. Активно внедряется новая идеология в сознание людей: для пропаганды марксистской философии и борьбы с философским идеализмом было создано общество «воинственных материалистов».2 _________________________ 1 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 418. 2 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 418.
Историк отмечает, что «художественная жизнь 20-х годов развивается сложно, в борьбе художественных взглядов и систем».1 Давая оценку проблемам взаимодействия различных объединений, исследователь отмечает, что с появлением РАППа и МАППа, наряду с другими организациями усиливается контроль за культурной жизнью общества, происходит унификация культуры под знаменем марксистско-ленинской идеологии. Идентичные процессы происходили и в музыкальной жизни.2 В театральной жизни происходило утверждение агитационно- пропагандистских форм. Наиболее ярко это отразилось в постановках Мейерхольда В.Э. К концу 20-х годов в творчестве подавляющего большинства художественной интеллигенции твердо определилась новая тематика. Наметился отход от прежнего негативного отношения ко всему культурному наследию.3 С конца 20-х годов также усиливается государственный контроль за развитием духовной жизни общества. Происходят изменения в структуре органов управления культурой. Автор монографии неоднозначно оценивает постановление «О _________________ 1 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 419. 2 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 419. 3 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 420.
перестройке литературно-художественных организаций» (1932 г.), пишет о большой роли, которую сыграло укрупнение художественных организаций для развития отечественной культуры, о негативной роли унификации и преобладании единой идеологии в этом процессе. В деятельности партийных органов значительное место занимает работа, направленная на преодоление буржуазной идеологии, главная роль в развернувшейся общественно- политической борьбе отводилась, по мнению автора, общественным наукам, печати, литературе, искусству, что не могло не сказаться на некоторой однобокости их развития. В связи с сформулированным тезисом ЦК ВКП (б) об «Обострении классовой борьбы на теоретическом фронте» культура со второй половины 20-х годов становится лишь средством пропаганды и идеологического воспитания масс, но это не останавливает, по мнению автора, развитие отечественной культуры.1 Индустриализация 20-30-х годов, по словам Орлова А.С., способствовала массовому градостроительству и, следовательно, развитию отечественной архитектуре, которая все более утрачивала свой художественный аспект, скатываясь до простой функциональности. _________________ 1 Орлов А.С., История России с древнейших времен до наших дней, -М.: «Проспект», 1997, с. 422-423.
Освобожденные от доли советской идеологии современные авторы по-новому подходят к осмыслению проблем развития отечественной культуры в 20- 30-е годы ХХ века. Им чужд классовый подход, характерный для историков предшествующих поколений. Между тем, и современные историки не в полном объеме рассматривают все проблемы, связанные с развитием советской культуры данного периода, многие вопросы не рассматриваются вообще. Например, не достаточно освещен вопрос влияния культа личности Сталина на советское искусство, противоборство различных литературно-художественных организаций и объединений. При рассмотрении многих форм искусства (киноискусство, театр, поэзия и так далее) указываются лишь наиболее известные художники и названия их работ, все сложности, связанные с развитием этих направлений не рассматриваются.
|