Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В научно-исторической литературе 3 страница
Так, веселясь и в тоже время много работая, молодежь пробивала себе дорогу, но постепенно сдавала позиции искательства и романтизма. Конечно, не все, но многие оказались в плену все более распространявшегося безоблачного оптимистического и «аплодисментного» искусства, которое тогда поощрялось премиями и большими гонорарами. В этих условиях более уверенно работали мастера старшего поколения, приверженцы традиционного реализма. Среди них был художник, с которым я в конце 30-х годов очень дружил, это Николай Петрович Крымов. Он чувствовал себя неважно, сидел дома в черной бархатной шапочке и на улицу не выходил. Я приходил к нему просто так – поговорить об искусстве, событиях художественной жизни. Он вспоминал предреволюционные годы. Рассказчик он был замечательный, скорее не рассказчик, а артист, все время разыгрывающий в лицах живые сцены. Вот он встает, то ходит по комнате, то бросается к столу, жестами показывая, как он мчится на извозчике к Рябушинскому, еще до открытия выставки «Союза русских художников», но уже побывав на ней, врывается в дом и с порога кричит: «Немедленно в «Союз», там Врубель – берите, не зевайте», и снова на извозчике к Гиршману, к Морозову, и каждому конкретный совет с точной оценкой работ. Говорит, что собиратели слушали его и благодарили. Знал он художественную жизнь предреволюционной Москвы досконально и говорил мне, что очень верно судил о художниках». В третьей части урока учитель предлагает учащимся сформулировать собственное отношение к процессам, происходившим в культурной жизни Советского Союза в 20-30-е годы. Учащимся предлагается ответить на вопросы: Как вы считаете, было ли необходимо создание единого союза художников и почему? К чему привела унификация и идеологизация искусства? Может ли художник оставаться вне политики?
Тема урока: “Вечные ценности новой культуры (урок-вернисаж)
На уроке ученики получают дополнительную информацию об изобразительном искусстве 20-30-х годов ХХ века. Определяют место вечных ценностей художника в процессе строительства новой культуры. Рассматривается влияние октябрьских событий на смену приоритетов в выборе тем для картин. Методической особенностью урока является форма урока – вернисаж. В конце урока учащиеся решают познавательные задачи, определяют свое отношение к выбору тем художниками.
Цель урока – показать учащимся значение «вечных ценностей» для культуры.
Задачи: а) образовательные – сформировать у учащихся представление об особенностях советского изобразительного искусства в 20-30-е годы; сформировать у учащихся представление о влиянии идеологии общества на выбор тем; б) развивающие – формирование у учащихся умения составлять собственное мнение по тому или иному виду информации; в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных ценностей и собственного мнения по тем или иным нравственным категориям.
Ход урока.
В водном слове учитель определяет место общепринятых нравственных ценностей при построении новой культуры, определяет их основополагающее значение в системе ценностей. В 20-30-е годы меняется взгляд на многое, в том числе происходит изменение в традиционной системе ценностей. Многие художники отправляются «в свободный творческий поиск», экспериментируют с цветом, формой, наполняют новым содержанием свои картины. При выборе тем их фантазии ничем не ограничены, героями их картин становятся фабрики, заводы и даже геометрические фигуры. Реалистическое направление в живописи постепенно уступает свои позиции новым направлениям в изобразительном искусстве (формализму, кубизму, экспессионизму и т.д.). Эти направления возникали и исчезали на протяжении короткого времени. Имена многих художников, работавших в подобных стилях, были неизвестны современникам, забыты они и сейчас. Тем не менее у всех на слуху в настоящее время имена знаменитых художников-реалистов: Иогонсон Б., Герасимов А., Дейнека А. и многих других. Давайте разберемся, в чем же секрет их популярности. Ответ на этот вопрос можно получить взглянув на их картины. Секрет этих художников в том, что они, сохранив взаимосвязь со старым традиционным искусством, пропагандировали вечные человеческие ценности: любовь, материнство, показывали красоту природы и человека. Эти люди видели прекрасное в каждом предмете, природном явлении, в каждом человеке. Закономерен и выбор тем этими художниками для своих картин: пейзажи, натюрморты, портреты. Представителями данной школы художников можно назвать Башкеева В.Н., Герасимова А.М., Крымова Н.П.. Бялиницкого-Берилю В.К., Дейнека А.А. и Пименова Ю.И.
В следующей части урока учитель знакомит учеников подробнее с каждым из художников, с одной из его картин.
Замечательный мастер русской пейзажной и жанровой живописи Башкеев В.Н. был одним из тех художников старшего поколения, сформировавшегося еще в предреволюционную эпоху, представители которого передали советскому искусству эстафету реалистических традиций. Башкеев родился в Москве, получил образование в Училище живописи, ваяния и зодчества. Картина молодого художника «Девушка кормящая голубей», показанная на ученической выставке, упрочнила за молодым художником репутацию реалиста. С 1907 г. в творчестве Башкиева большое место начинает занимать пейзаж. После Великой Октябрьской социалистической революции он вступает в АХРР. В 20-х годах им написаны такие картины как «Демонстрация», «Ленин в Разливе», «Накануне 9 января» и ряд других. Образ природы в полотнах Башкиева наполнен светлой поэзией. Больше всего любил художник раннюю весну. В картине «Голубая весна» (см. приложение 1.1.) художник передал гармонический синтез своих чувств, пробужденных весной, воплотил их в высокий философско-пластический образ. Вот как сам мастер говорит о той мелодии природы, которая вызвала в нем замысел картины «Голубая весна»: «Весна. Нигде нет снега, земля почти просохла, все наполнено теплым душистым воздухом. Пахнет прелым листом, кое-где пробивается зеленая трава; по бокам проселочной дороги, по которой я шел, цвели кусты ивняка, издавая сладкий медовый запах. Кругом раздавалось пение птиц. Причудливо рисуется на голубом фоне небо, ажурные верхушки берез, окрашенные в розовато-желтый цвет. Все наполнено теплым светом весеннего солнца. Сколько радости жизни в этом пробуждении природы!» Башкеевская «Голубая весна» воспринимается как воплощение огромной человеческой мечты. Творческая деятельность Бялыницкого-Бирюли охватывает более чем 60-ти летний период. Чуткий мастер, он всегда живо откликался на новые веяния в искусстве и жизни. В своем творчестве художник плодотворно развивал традиции русской живописи. Бялыницкому-Берюле свойственно на редкость тонкое восприятие жизни природы. Природа обычно дается им в ожидании перемен, взволнованная и одухотворенная. Работы художника демонстрировались на выставках передвижников. В послереволюционный период художник создает свои наиболее интересные пейзажи: «Лед пошел» (1930), «В час тишины» (1940), «Задумчивые дни осени» (1932-1942). Это одно из самых запоминающихся произведений художника. Прохладный, ветреный осенний день на исходе. Деревья уже потеряли листву, трава поблекла. Общий элегический строй произведения связан с темой раздумья. Но грустное раздумье не определяет собой содержание картины. Вглядываешься в нее – и все полнее овладевает душой напряженное чувство любви к родной земле. Созданный здесь образ пленительно выразителен. Не об увядании говорит осенний мотив. Оптимистическое звучание приобретает врывающийся в блеклую красочную гамму интенсивная зелень озимей, обещающих неизбежное торжество победы жизни. Пейзажи Крымова Н.П. определили целую эпоху в советской пейзажной живописи. Его произведения воспринимались как явления сугубо современные. Его простые по мотивам пейзажи нередко звучат как торжественный гимн красоте природы средней полосы России. Он старается передать национальный характер пейзажа, особенности его внутреннего строя. Пейзаж Крымова чужд помпезности и фальши. Обобщение, типизацию он органично сочетает с нежным лирическим чувством. Эти качества видны в пейзажах «У мельницы» (1929), «Утро в ЦПК и О им. Горького в Москве» (1937), «Летний день в Тарусе» (1939- 1940). Крымов является продолжателем эпической линии русского пейзажа. Так, в картине «У мельницы» обобщенность живописных форм, крепость композиции создают ощущение мира величественного и вечного, как на полотнах выдающихся старых мастеров. Необыкновенно убедительно художник показывает здесь покой знойного летнего полдня. Юрию Пименову было 17 лет, когда он поступил во Вхутемас. Начав самостоятельную работу, Пименов вскоре стал одним из организаторов ОСТа. В его творчестве в этот период преобладает индустриальная тема. В 30-е годы творчество Пименова вступает в новый этап. Он создает отличающиеся острым ощущением современности произведения: «Актриса», портрет Л.А.Ереминой (все 1935 г.), «Новая Москва» (1937) (см. приложение 1.4). Жизнь большого современного города все больше привлекает художника. Широкая улица, умытая весенним дождем, поток бегущих машин, спешащие москвичи, праздничное убранство домов. За рулем машины, въезжающей на площадь, женщина-шофер. Художник так строит композицию, что мы как бы внезапно въезжаем на улицу и перед нашим взором открывается панорама праздничной Москвы. Он берет такую точку зрения, при которой зритель ощущает себя сидящим в машине. Мы не задерживаем долго взгляд на первом плане. Главное – второй план: новая Москва. Он не дает развернутого сюжета, зритель любуется Москвой и чувствует ее очарование. Герасимов А.М. окончил Московское Училище живописи, ваяния и зодчества по двум факультетам – живописному и архитектурному. Его учителя, Серов В.А., Коровин К.А., оказали на него большое влияние. Самостоятельную творческую жизнь Герасимов начал работами в области пейзажа, натюрморта и портрета. Первые годы после Октябрьской революции художник провел на родине в г. Козлове. В 1925 г. он переехал в Москву и вступил в АХРР. Участие в больших тематических выставках открыло новую страницу в биографии Герасимова. Герасимов активно работал в области театральной декорации, писал пейзажи и натюрморты. Типичными его работами являются пейзажи: «Урожай» (1929), «Купание лошадей» (1930), натюрморты «Рябина» (1937), «Розы» (1940). На пейзаже «После дождя. Мокрая терраса» (1935) (см. приложение 1.5) изображена мокрая терраса, стеклянный кувшин с цветами на мокром столе, влажная зелень сада переданы сочно, материально, радостно. Вся эта небольшая картина полна живописной прелести: розы на столе террасы словно живые, благоухающие; дождевая влага на деревьях, на листве как будто ощущается. Все здесь написано крупными и энергичными выразительными мазками, и эта живописная форма полностью слита с оптимистическим содержанием образов. Герой Социалистического Труда, Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР Дейнека А.А., родился в Курске в семье железнодорожника. Учился в Харьковском художественном училище, затем в Москве во Вхутемасе, где его учителями были Моор Д.С., Фаворский В.А.. После окончания института Дейнека работает в журналах «У станка», «Безбожник», делает иллюстрации. К 1928 г. относится одно из лучших произведений Дейнеки – «Оборона Петрограда». Сочетание лиризма и монументальности привлекает следующая большая работа художника «Мать» (1932) (см. приложение 1.6). К 30-м годам относятся первые опыты Дейнеки в монументальной живописи. Самая значительная работа этого периода – мозаика для станции метрополитена в Москве «Маяковская».. Одновременно писались станковые картины «Будущие летчики» (см. приложение 1.7), «Первая пятилетка» (все 1937 г.). Перед самой войной были закончены мозаики для станции метро «Павелецкая». В 1932 г. художник создал картину «Мать» – одно из лучших своих произведений. В своей картине Дейнека стремился создать образ современной женщины-матери. Героиня Дейнеки – женщина-труженница, физически сильная, широкоплечая, но это не лишает ее очарования и мягкой женственности. Каждая эпоха создавала свой образ материнства. Художники всех времен и народов, каждый по-своему, давали представление о прекрасных человеческих качествах. Представление о материнстве как о высоком и светлом, радостном и тревожном подвиге, сохраняется из века в век. Одну из лучших своих картин «Будущие летчики» Дейнека создал по севастопольским зарисовкам. В центе композиции трое загорелых мальчуганов, отдыхающих после купания на теплых камнях приморской набережной. Богатый поэтическими ассоциациями образ картины не представляешь в ином цветовом решении. Пейзаж в картине нераздельно связан с фигурами юных мечтателей, он значительно расширяет внутренний смысл образов, передает присущий им новый строй чувств, современный характер восприятия. В заключительной части урока ученика предлагается ответить на вопросы: «Какие картины имеют, по вашему мнению, «более долгую жизнь» пропагандирующие вечные ценности или под влиянием моды и почему? Картины с каким сюжетом вам больше нравятся?»
Тема урока: “Галерея Сталина в Советском искусстве” (урок-воспоминание)
Урок позволяет учащимся понять закономерности развития изобразительного искусства в условиях тоталитарной власти. Увидеть влияние идеологизированного общества на искусство, особенности выбора тем, сюжетов, действующих лиц. Рассматривается влияние метода социалистического реализма на советское искусство, значение внедрения этого метода для культуры. В ходе урока вводятся новые блоки информации по истории советского изобразительного искусства, изучаются основные темы, сюжеты произведений советских художников. Методической особенностью урока является написание во второй части урока сочинения, в котором учащиеся на основе полученного в ходе урока материала, а также на основе полученных ранее сведений о периоде тоталитарной власти в нашей стране, сформировать свое отношение к личности Сталина, к той эпохе в форме описания воображаемой картины. Цель урока – показать учащимся влияние культа личности на советское изобразительное искусство. Задачи: а) образовательные – сформировать у учащихся представление о режиме тоталитарной власти; - сформировать у учащихся представление о сложности и противоречивости отношения советского народа к личности Сталина и к ее культу; - сформировать представление о влиянии идеологии на искусство; - обеспечить усвоение учащимися понятий: тоталитаризм, культ личности, маргинал.; б) развивающие – формирование у учащихся умения использовать произведения изобразительного искусства как исторический источник; - умение делать выводы на основе картин о положении в обществе; в) воспитательные – продолжить формирование системы нравственных ценностей; - умение выражать и отстаивать свое отношение к тому или иному факту, событию.
Ход урока. В своем вводном слове учитель говорит об особенностях развития Советского Союза в 20-30-е годы, о формировании режима тоталитарной власти и культа личности Сталина, раскрывает особенности системы тоталитарной власти вообще. Примерное содержание блока информации. Тоталитаризм как определенный тип политической системы, специфический политический режим – феномен ХХ века. Тоталитаризм - от латинского «total» - весь, целый, полный. В политический лексикон его впервые ввел Б. Муссолини для характеристики своего движения в 1925 г. В 30-е годы одним из первых ученых, который использовал понятие «тоталитаризм» – немецкий философ и политолог К. Шмидт. Позже понятие прочно вошло политологию и служит для обозначения режимов, стремящихся к полному, тоталитарному политическому контролю над жизнью общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Хотя тоталитаризм становится политической реальностью только в нашем веке, его идейные истоки уходят в далекое прошлое. В этом смысле в качестве его идейных источников можно рассматривать взгляды Платона о безусловном подчинении индивида и сословия государству, теорию сильной власти Н. Макиавели, концепцию общества – государство Т. Гоббса, идею Гегеля о всеобъемлющем характере государства. Научное осмысление тоталитаризма началось в 40-е года ХХ века. В 1944 г. выходит первое крупное исследование феномена «Путь к рабству», автор которого Ф.А. фон Хайек. Тоталитаризм по фон Хайеку – следствие кризиса классического материализма с одной и появление массовой социалистического движения с другой стороны. Имея многовековую историю, тоталитарные идеи получают возможность практической реализации лишь в ХХ веке. Это связано со вступлением общества в индустриальную стадию, что привело к созданию массовых коммуникаций, усложнению общественных связей и организаций, сделало технически возможным и «тотальное промывание мозгов» и всеобъемлющий контроль над личностью. Кроме того появление тоталитаризма связано с ломкой старых политических и социальных структур, с возникновением острого социально-экономического кризиса резко усилившего бедствие и неравенство населения. Социальное отчуждение личности привело к появлению многочисленных маргинальных слоев, особенно восприимчивых к тоталитарной идеологии и склонных к политическому радикализму. Маргиналы – промежуточные слои, не имеющие устойчивого положения в социальной структуре, стабильной социально-этнической среды обитания, утратившие социально-этническую индетификацию. Рассмотрим наиболее характерные черты тоталитарного режима: 1. Культ власти, восприятие власти как абсолютной ценности и высшего смысла человеческого существования. 2. Монополия одной партии на власть, не ограниченная по существу никакими законами, даже уставом самой партии. Недопущение любого политического инакомыслия и политической оппозиции. 3. Срастание партийного и государственного аппарата, когда в главе партии и государства стоят одни и те же лица, имеющие безграничную власть. Правящая партия становится государством в государстве. 4. Культ вождя, наделенного практичеки безграничными полномочиями и воплощающего не только абсолютную верховную власть, но и «дух нации».. Миф о всесилии хоризматического вождя, его непогрешимости выполнял интегрирующую функцию, сплачивал нацию или народ на этой основе. 5. Фактическое отчуждение граждан от политического процесса, максимальное ограничение прав и свобод. Система террора и насилия приводит человека в состояние полного одиночества, «покинутости», незащищенности. 6. Наличие системы террористической тайной полиции, превращение насилия в главное средство политической борьбы. Основной лозунг – «запрещено все, что не приказано».. В экономической сфере тоталитаризм строится на монопольном контроле партийно-государственного аппарата над производством и экономической в целом, на сверх централизованном плановом руководстве и управлении хозяйственной деятельностью. В духовной сфере важнейшей особенностью тоталитарного режима является доминирующая роль официальной идеологии, ориентированной на построение нового политического и социального порядка, создание нового типа личности. Тоталитарная идеология претендует на то, чтобы быть воплощением абсолютной истины и, поэтому как единственно верное учение, носит обязательный характер. Выделяют несколько разновидностей тоталитаризма: коммунизм, фашизм, национальный социализм. Исторически первой стала коммунистическая модель, для которой характерны уничтожение частной собственности, абсолютная власть в государстве во всех сферах жизни общества, включая образование, средства массовой информации, частную жизнь граждан. Фашизм был установлен в Италии в 1922 году. Итальянский фашизм выступал не только за радикальное преобразование всего общества в соответствии с идеологической утопией, сколько за возрождение Римской империи, очищение «народной души» от бремени цивилизации, установление твердой государственной власти. Национал-социализм как общественный строй возник в Германии в 1933 году. У национал-социализма много общего со сталинизмом, в частности оба основаны на идее социализма, на вере в возможность создания общества социальной Германии. Очевидно, что тоталитарная модель общества не жизнеспособна: осуществляемые меры не рациональны, так как основаны на насилии, росте социальных издержек, нарастании диспропорций в экономике. К началу 30-х годов в Советском Союзе окончательно оформляется режим тоталитарной власти. Советское общество 30-х годов по его отношению к режиму можно условно разделить на три группы: - искренне верившие в вождя и социализм с его идеями уравнительности и коллективизма; - колеблющиеся, сомневающиеся, неуверенные в правильности проводимой политики, но не сопротивляющиеся общему течению, а идущие за ним; - сопротивляющиеся режиму личной власти Сталина. Страна вошла в 30-е годы на волне «чрезвычайщины».. Колхозы обеспечили «перекачку» средств в пользу индустриализации, но силы деревни были подобраны. Результатом оголившей деревню «перекачки» стал голод 1932- 1933 годы. Страна вошла в 30-е годы с опасными деформациями в системе власти и культуре политического руководства. Сознание масс стало привыкать к «чрезвачайным» мерам, многие их уже воспринимали как определенную норму и необходимость. Парадокс эпохи проявился в том, что порыв энтузиазма на строительстве Магнитки, Комсомольска-на-Амуре, Турсиба, Днепрогэса сочетался с трагедией несправедливо раскулаченных крестьян, массовым голодом, политическими репрессиями. Переплетались в жизни 30-х искренняя восторженность новой жизнью, породившей иллюзорное чувство хозяина страны, и слепое поклонение мнимым идеалам. Символом 30-х годов стал рекорд шахтера Алексея Стаханова, который с двумя помощниками вырубил за смену 102 т. угля, то есть около 5 норм на каждого (среднесуточная добыча на многих шахтах едва приближалась к 10 т. на человека). У ударников труда складывалась особая психология. Они осознавали значимость своих трудовых усилий, особое, героическое отношение к труду. Они не просто стояли у станка или работали в поле, а считали каждый свой шаг определенным революционным поступком. Если еще в 1931-1934 годах руководство страны пыталось стабилизировать положение с помощью хозрасчета в цехах и бригадах, поиска форм материального стимулирования колхозников, то позже главенствующим в экономике становится административно-командный натиск. Однако «психология штурма» мало способствовала росту специальных профессиональных знаний, вела к стремлению «наскоком» освоить новую технику. Гонка за рекордами вскоре стала бить по качеству. За «романтикой штурмов» скрывалось страшное зло производства – брак, который был следствием погони за количественными показателями. Отсутствие специальных знаний прямо сказывалось на культуре производства. Психология «натиска» формировала и особый тип руководителя. Это были люди энергичные, по- коммунистически волевые и принципиальные, но на деле подчас мешавшие производству из-за отсутствия должного профессионализма, культурного уровня. Компетентное и гибкое руководство подменялось добросовестным выполнением команд, идущих от столь же «компетентного» верхнего эшелона власти. Проблемы освоения техники показательными процессами решить не удалось. Для повышения квалификации стали в срочном порядке изменять и ускорять систему обучения в ФЗУ, кружках, техникумах. Но и это осуществлялось в «пожарном» порядке. Система нуждалась в героях. Через их подвиг она возвеличивала себя. Символом 30-х годов стали не только стахановцы, но и покорители техники и природы: Гризодубова В., Осипенко П., Раскова М. – первые летчицы, проложившие воздушную трассу Москва – Дальний Восток; Чкалов В., Беляков А., Байдуков Г., осуществившие первый беспосадочный перелет в США через Северный полюс, челюскинцы и их спасатели и другие. Все подвиги героев пропагандировались исключительно через призму мудрого руководства. Рекорды, изобретения, достижения указывались с культом вождя и создавали ему устойчивую популярность. Для большинства людей любовь к Родине становилась синонимом любви к социализму, руководству, Сталину. Они искренне и сознательно верили в светлое будущее своей страны. Но надо помнить, что слепая вера рождает культ. В обществе с низким уровнем образования, общей, правовой, профессиональной, политической культуры тем более имелась почва для появления культа. Более того, она не просто имелась, ее искали, на нее опиралась система. Если диктатура, режим личной власти возможны без поддержки " «низу"» то культ личности без нее невозможен. Культ -–это феномен массового сознания. Он имеет корни в устоявшихся традициях, психологии масс. Из-за забитости, вековой привычки к барскому понуканию и барской опеке различные слои общества приняли культ как должное, помогая тем самым укреплению диктаторского режима. Письмо Сталину в январе 1937 г. 12-летней Нины Шевцовой, дочери бывшего единоличника-середняка иллюстрирует отношение советских людей к Сталину И.В.: «Здравствуйте, дорогой товарищ Сталин, наш любимый вождь, учитель и друг всей счастливой Советской страны. Дорогой товарищ Сталин! Я слыхала по радио в Ваших речах, Вы говорили, что в Советском Союзе жизнь детям хороша, они учатся в школе, широко открыты им двери в школу. Это, конечно, верно, дорогой товарищ Сталин. Дорогой Иосиф Виссарионович, я и также мой брат Александр не в силах ходить в школу. Потому что, товарищ Сталин, питания у нас нет. Корову и лошадь у нас отобрал сельсовет в 1935 году. И вот уже второй год мы живем без коровы и лошади. Теперь у нас в настоящее время нет никакой скотины ввиду того, что сельский Совет неправильно на нас положил налог. Он такой большой, что уплатить мы его не в силах… Семья у нас, товарищ Сталин, 8 человек: 6 детей, самой старшей девочке 14 лет и самому младшему 2 года. Дорогой товарищ Сталин, в школу нам ходить очень невозможно, так как нет питания, и к тому же у нас очень сильное малокровие. Дорогой и любимый вождь, товарищ Сталин! Я надеюсь, что вы окажите нам какую-либо помощь. Надеюсь на Вас, любимый вождь счастливой страны, что Вы не оставите мою просьбу». Интересно, как относился Сталин к прославлению своей личности. Вот письмо из архива: «Тов. Андрееву (Детиздат) и Смирновой (автору «Рассказов о детстве Сталина»). Я решительно против издания «Рассказов о детстве Сталина» … книжка имеет тенденцию вкоренить в сознание советских детей (и людей вообще) культ личности, вождей, непогрешимых героев. Это опасно, вредно. Теория «героев» и «толпы» есть не большевистская, а эсеровская теория. Народ делает героев – отвечают большевики… Советую сжечь книжку. 16 февраля 1938 г. И. Сталин» Как вы видите, героическая и трагичная, полная противоречий жизнь 30- х годов соединила в себе: массовый энтузиазм и отсутствие профессионализма и квалификации; революционную романтику масс и низкий уровень знаний и общей культуры; веру в «светлое будущее» и преклонение перед вождем; трудовой подвиг стахановцев и политические процессы над «вредителями»; прославление героев и массовые репрессии. Культурная жизнь общества в условиях тоталитарного режима не прекращается, она лишь приобретает иные формы. Вся культурная жизнь общества ставится в зависимость от идеологии. Всякое инакомыслие пресекалось в корне. В этих условиях продолжали работать выдающиеся советские художники, создававшие великие работы, получившие мировое признание. В сюжете каждой картины просматривается определенная тематика, логика, она определяется сама, вне зависимости видел ее сам художник или нет. Символом эпохи тоталитаризма может служить картина Шурпина Ф.С. «Утро нашей Родины». (см. приложение 2.1). Сюжет этой картины прост и величественен: на фоне необъятных просторов величественная фигура Сталина И.В., спокойного, уверенно смотрящего в даль, вселяющего надежду и умиротворенность в сердца людей. Тоталитарная власть строится на основе одной идеологии, обязательной для всех. Какое-либо изменение курса не представлялось возможным. Поэтому для тоталитарного государства необходима преемственность власти. Сталин должен был восприниматься советским народом как ученик, наследник Ленина, получивший власть на законных, почти родственных основаниях. Идея преемственности власти не могла не найти своего отражения в работах советских художников, например, в работе Грабаря И.Э.»Крестьяне- ходоки на приеме у В.И. Ленина» (см. приложение 2.2) на заднем плане за Лениным изображен Сталин, что-то записывающий. Проблему преемственности власти отображает Иогансон В.В. на картине «Вожди Октября» (см. приложение 2.3), на которой вместе с Лениным В.И. в Смольном изображен Сталин И.В. Невооруженным взглядом видно, что историческая действительность на этих картинах искажена, но без этого сложно было бы обосновать идею преемственности власти. Учащимся задается вопрос: «Вправе ли мы осуждать художников за такое искажение исторической действительности?» В тоталитарном государстве вождь является отцом нации, отцом заботливым, отцом мудрым. На плечи художников была возложена задача показать Сталина в таком ракурсе. Сталин И.В. часто изображался за письменным столом, склонившись над бумагами, изучающим досконально все проблемы государства, человеком умным, спокойным, уверенным. Сталин является символом власти, полубогом. Сталина часто называют «русский сфинкс» за его портретные изображения, на всех он выглядит примерно одинаково: спокойный, величественный, уверенный в правильности происходящего, его лицо как-будто каменное, лишено эмоций. Например, именно так изобразил Сталина И.В. Налбандян Д.А. («Портрет И.В.Сталина» (см. приложение 2.4). советской общественностью вождь воспринимался ни как единичная личность, а как человек, работавший в окружении своих соратников.
|