Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификация видов чтенияСтр 1 из 4Следующая ⇒
ОБУЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЧТЕНИЯ
План лекции 1. Классификация видов чтения. 2. Тексты для обучения чтению. 3. Этапы работы над текстом. 4. Обучение изучающему чтению. 5. Обучение ознакомительному чтению. 6. Обучение поисковому чтению. 7. Контроль понимания прочитанного.
Классификация видов чтения
Под видами чтения принято понимать набор операций, обусловленных целью чтения и характеризующихся «специфическим сочетанием приемов смысловой и перцептивной переработки материала, воспринимаемого зрительно» [8, 46]. В основу классификации С.К. Фоломкина положила практические потребности читающих: просмотр рассказа, статьи или книги, ознакомление с содержанием, занятием поиском нужной информации, детальное изучение языка и содержания. Каждый вид чтения связан с решением определенных коммуникативных задач. Обратимся к таблице № 1. Таблица № 1 Классификация видов чтения
В зарубежной англоязычной методике также выделяют несколько разновидностей, или умений, чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных речевых задач, связанных с использованием письменных текстов: skimming (определение основной темы/идеи/текста); scanning (поиск конкретной информации в тексте); reading for detail (детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и на уровне смысла). Для эффективного чтения на иностранном языке по мнению зарубежных ученых необходимо сформировать следующие навыки: - игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной задачи; - вычленять смысловую информацию; - читать по ключевым словам; - работать со словарем; - использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте; - интерпретировать и трансформировать текст и т.д. Целью обучения в средней общеобразовательной школе являются 3 вида чтения: ознакомительное, поисковое и изучающее. Ознакомительное и поисковое чтение относятся к видам быстрого чтения. Различия между ними заключается в достижении степени полноты и точности понимания. Ознакомительное чтение предполагает извлечение из текста основной информации в пределах 70-75%. Этот уровень проникновения является общим/глобальным пониманием. Для ознакомительного чтения рекомендуются довольно длинные тексты, легкие в языковом отношении, с незначительным количеством избыточной информации. Поисковое чтение связано с нахождением в тексте конкретной, нужной для читающего информации, определений, выводов, фактических данных, сведений страноведческого характера. Текст может прочитываться полностью или частично, если учащийся знает, где находится интересующая его информация. Изучающее чтение предполагает достижение детального/полного (100%) и точного уровня понимания основных и второстепенных фактов, содержащихся в тексте. Это чтение протекает медленно, т.к. учащийся прибегает к повторному чтению, переводу, а иногда и к письменной фиксации содержания, чтобы глубже вникнуть в суть коммуникативной ситуации. Изучающее чтение целесообразно проводить на текстах, обладающих познавательной ценностью и информативной значимостью, достаточно трудных в языковом отношении. В основе всех трёх видов чтения лежат общие/основные умения, которыми читающий пользуется во всех ситуациях. Одни из них связаны с пониманием содержания, другие – с его осмыслением и переработкой. Например: *уметь выделять в тексте основную мысль (наиболее важные факты, цифровые данные); *обобщать прочитанное, отделять главное от второстепенного, новое от известного; *соотносить между собой отдельные части текста, устанавливать связь между ними, группировать основные факты/события каждого смыслового куска; *формировать суждение относительно замысла текста и его дальнейшего развития; *уточнять понимание содержания с помощью анализа (при изучающем чтении) и синтеза (при ознакомительном и поисковом чтении); *восстанавливать пробелы в понимании; *использовать функции строевых слов; *оценивать и интерпретировать содержание; *понимать и оценивать национально-культурную специфику страны изучаемого языка; *обращаться к собственному опыту чтения, в том числе и на родном языке. Основные компоненты чтения – текст, задание перед чтением и контроль понимания – должны соответствовать конкретному виду чтения.
|