Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы работы над текстом
При работе с любым текстом (печатным/ звуковым/ видео) можно выделить три основные этапа работы: дотекстовый (предтекстовый), текстовый и послетекстовый. Рассмотрим подробнее цели и задачи каждого из этапов, а также те упражнения и задания, которые могут предлагаться для решения этих задач. Дотекстовый этап (этап антиципации) Цели: - определить (сформулировать) речевую задачу для первого прочтения; - создать необходимый уровень мотивации у учащихся; - сократить уровень языковых и речевых трудностей; - предотвратить трудности, связанные с содержанием текста; - развивать языковую догадку учащихся. На данном этапе можно предложить следующие направления работы, упражнения и задания для учащихся: 1. Работа с заголовком. По заголовку можно попросить учащихся определить: тематику текста, перечень поднимаемых в нём проблем, ключевые слова и выражения и т.д. Можно задать вопрос, почему текст называется именно так. Если текст не имеет названия, то можно дать задание после прочтения предложить свое название и аргументировать свой выбор. 2. Использование ассоциаций, связанных с именем автора (если он указан). Примерные вопросы к учащимся: - Что вы знаете об этом авторе? Читали ли вы его произведения? - К какому жанру можно предположительно отнести этот текст? - Кто, по-вашему, будет главным героем, его профессия, национальность? - Где и в какое время может происходить действие? 3. Формулирование предположений о тематике текста на основе имеющихся иллюстраций. Примерные вопросы к учащимся: - Посмотрите на картинку и скажите, о чем будет текст. - Просмотрите видеосюжет и скажите, о чем будет текст. - Разгадайте кроссворд, ключевое слово будет название текста. - Прослушайте перед чтением фонозапись о том же событии, но в описании другого автора и скажите, о чем будет текст. - Предварять чтение изучением таблиц, схем, терминов. 4. Ознакомление с новой лексикой и определение тематики/ проблематики текста на основе языковой догадки. Примерные задания для учащихся: - Чтение за учителем написанных на доске незнакомых слов, а также имен собственных, географических и исторических названий с целью снятия фонетических трудностей. - Предъявление новых слов, содержащих известные словообразовательные элементы, а также интернациональных слов, о значении которых учащиеся могут догадаться. - Ознакомление с имеющимися в тексте фразеологизмами и словами, употребляемыми в переносном значении. - Предъявление новых слов с дополнительной задачей – не только снять языковые трудности, но и определить основную идею текста. - Просмотреть текст (первый абзац) и определить, о чём этот текст. - Прочесть вопросы (утверждения) по тексту и определить его тематику и проблематику. - Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста. - Предваряющая чтение беседа учителя (что вы знаете/помните о …). - Предварительное чтение текста на аналогичную тему с целью повторения лексики и необходимых выражений (для быстрых видов чтения). Текстовый этап. Цели: - проконтролировать степень сформированности различных языковых навыков и речевых умений; - продолжить формирование и совершенствование соответствующих навыков и умений. Упражнения и задания для учащихся: 1. Найди/выбери/прочти/соедини/вставь: * ответы на предложенные вопросы; * подтверждение правильности/ ложности утверждений; * подходящий заголовок к каждому из абзацев; * подходящее по смыслу предложение, пропущенное в тексте; * предложения со следующими словами/грамматическими явлениями/идиоматическими выражениями и т.д.; * глаголы/прилагательные/эпитеты и другие тропы, используемые автором при описании...; * описание внешности/места, события/отношения кого-то к чему-то и т.д. 2. Догадайся: * о значении слова по контексту; * какой из предложенных переводов/ какая дефиниция наиболее точно отражает значение слова в данном контексте; * как будут развиваться события во второй главе/ части текста. Послетекстовый этап Цели: - проконтролировать понимание прочитанного; - использовать ситуацию текста в качестве языковой (речевой) содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи. Упражнения и задания для учащихся: - Опровергни мои утверждения или согласись с ними. - Ответь на вопросы. - Исправь фактические ошибки в предложениях из текста. - Расположи предложения в логической последовательности. - Докажи, что... - Охарактеризуй.... - Скажи, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль текста. Обоснуй ответ. - С каким из данных выражений был бы не согласен автор. - Составь план текста, выделив его основные мысли. - Расскажи текст от лица главного героя /злодея /наблюдателя /сплетника /журналиста и т.д. - Кратко изложи содержание текста /составь аннотацию к тексту /дай рецензию на текст и т.д. - Подумай, что могло бы случиться, если бы... Придумай новый конец текста. - Придумай новое название. - Подбери/ отбери пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста. - На основе ситуации текста напиши собственный текст в другом жанре.
|