![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В туристских походахСтр 1 из 4Следующая ⇒
Рекомендации по ведению краеведческой работы (для школ, станций, центров и других учреждений, занимающихся организацией и проведением походов со школьниками)
Общеизвестна мысль, что краеведение без туризма может быть, но туризма без краеведения не бывает. И это краеведение имеет свой особый статус, свою форму, которую мы называем туристским краеведением. Развитие туристского краеведения – актуальная проблема современной педагогики, всего детско-юношеского туризма, позволяющая решить многие проблемы обучения, воспитания и развития детей и подростков. По мнению специалистов, заниматься краеведением в том или ином объёме не только можно и нужно, но и необходимо, даже в любом спортивном и категорийном походе. Объём краеведческой работы в любом категорийном туристско-спортивном походе, а также лыжном походе любой степени сложности может быть ограничен по объёму и времени, по сравнению с другими видами походов. Это не только расширяет кругозор учащихся, но и даёт возможность проследить связь региональной культуры и истории с отечественной культурой и историей в целом.
Перечень необходимых мероприятий по подготовке к походу 1. Определение целей и задач исследований. 2. Выбор района похода. 3. Получение задания от государственных, научных и музейных организаций, администраций образовательных учреждений. 4. Подбор группы (отряда) и руководителей. В руководстве каждого отряда, вместе со спорторганизатором, обязательно должны быть преподаватели разных дисциплин: географии, биологии, истории. 5. Распределение обязанностей и заданий в группе, отряде (командир, завхоз, старший проводник, топограф и другие ответственные лица, а также краеведы: - геолог, энтомолог, биолог, эколог, спелеолог, археолог, палеонтолог, фотограф и художник. 6. Сбор сведений о районе похода (изучение необходимой литературы, отчётов, карт и документов). 7. Разработка маршрута и запасных вариантов маршрута, плана подготовки похода, плана-графика движения и сметы расходов. 8. Разработка плана исследовательской (краеведческой) работы и подготовка необходимого для этого оборудования и снаряжения. 9. Подбор и подготовка личного группового снаряжения. 10. Оформление необходимой походной и маршрутной документации. 11. Распределение между участниками похода тем исследовательских и научных докладов. 12. Получение разрешения на выход в поход (от врача, от директора образовательного учреждения, от МКК, от пограничной службы).
При проведении туристских походов необходимо: - привлекать школьников, занимающихся и желающих заниматься краеведением, особенно по программам и направлениям туристско-краеведческого движения обучающихся России «Отечество»; - обеспечить учащимся доступность исследовательских задач и методик; - привлекать педагогов и специалистов разных направлений из ВУЗов, научно-исследовательских заведений и музеев: - исследовательскую деятельность совмещать с активной общественно-полезной деятельностью (охрана памятников природы, культуры).
В ходе проведения похода (экспедиции) ежедневно проводятся: - краеведческая работа в объёме 0, 5-2 часа; - дневниковые записи (звукозаписи) о проведённых встречах, беседах и наблюдениях; - фото и/или видеофиксация интересных событий, объектов и материалов; - зарисовки отдельных ценных и интересных объектов, экспонатов, документов и т.п.; - сбор историко-бытовых и этнографических предметов, документов, фотографий, открыток и т.п., для пополнения или создания экспозиций музеев общеобразовательных учреждений; - сбор материалов (растений, насекомых и т.п.) для создания гербариев и коллекций для кабинетов истории, географии, биологии; - взятие проб и образцов для проведения анализов и исследований.
Результатом проведения похода является: - полный отчёт о проведённом походе, в т.ч. творческие отчёты или разделы в общем отчёте о проведённых научно-исследовательских и других краеведческих работах; - сочинение туристской песни, стихотворения, гимна; - подготовка и выпуск стенгазеты, фотогазеты, уголка туриста, стенда или выставки-экспозиции по итогам похода (экспедиции) и результатам научно-исследовательской и краеведческой работы; - подготовка заметки в стенгазету общеобразовательного учреждения (школы, центра, дворца, станции), в поселковую, районную или городскую газету; - выступление по школьному или районному радио; - подготовка и передача в школьный или муниципальный музеи, собранных в ходе похода, историко-бытовых, этнографических, палеонтологических, археологических, геологических материалов, документов, старых писем, фотографий, открыток, картин, своих зарисовок, фото и видео материалов; - подготовка научно-исследовательских и творческих краеведческих работ на конкурсы разных уровней (школьный, муниципальный, областной, региональный, Всероссийский); - участие (выступление) в работе конференций, совещаний, семинаров, смотров, конкурсов, фестивалей, викторин, олимпиад и слётов разных уровней; - издание брошюры-отчёта об итогах и результатах всех школьных походов отдельного района за прошедший год. Перечень мероприятий в рамках туристско-краеведческого движения «Отечество» при проведении всех типов походов (туристско-спортивный поход, туристско-краеведческий поход, туристско-краеведческая экспедиция) и видов туризма (пешеходный, лыжный, велосипедный, водный, спелео)
|