Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэзия и проза МандельштамаОсип Мандельштам проявил большой талант и мастерство во многих литературных жанрах. Он и поэт, и прозаик, очеркист, эссеист, переводчик, литературный критик. Но прежде всего он поэт. Лирическое восприятие мира в его творчестве преобладало над прочим. Формируются эстетические взгляды поэта: он утверждает первостепенность искусства в жизни и его превосходство над действительностью. У него свои представления о прекрасном и возвышенном. Начинал с увлечения символизмом. У него обнаруживается особое пристрастие к миру звуков, символов. В начале 1910–х годов сближается с акмеистами, осознавшими кризис символизма, и входит в круг этих поэтов. В творчестве Мандельштама можно условно выделить три периода. Первый приходится на 1908-1916 годы. Уже в ранних стихах поэта чувствуется интеллектуальная зрелость и тонкое описание юношеской психологии. Трудная адаптация к жизни, ощущение одиночества в годы взросления, перепады настроения, так свойственные этому возрасту, хорошо переданы в следующем стихотворении. Мандельштам сравнивает жизнь с омутом, злым и вязким. Из многих его ранних стихотворений нам передается смутная тоска, " невыразимая печаль". Но все-таки главное в них - поиск цельности, попытка постичь окружающий мир, " из глубокой печали восстать". Со временем восприятие поэтом окружающего мира становится более полным. Он наполнен чувствами и красками. Уже в раннем творчестве О. Мандельштама начинает обрисовываться главная тема его поэзии - тема общечеловеческой, не знающей границ культуры. Каждый этап развития человечества оценивается поэтом как новая степень развития культуры. Это хорошо видно в его цикле " Петербургские строфы". Городской пейзаж насыщен историческим содержанием. Поэт создает также стихи о музыке и музыкантах, о творчестве, обращается к античным образам. Обращение к этим темам позволяет поэту высказать идею единства мировой культуры. Русскую культуру видит универсальной. Война. На известие о бомбардировке немцами Реймского собора Мандельштам откликнулся стихотворением “Реймс и Кельн”. Затем он пишет “Оду миру во время войны”. На 1917-1928 годы приходится второй этап творчества. Исторические потрясения этого времени не могли не найти отклика в душе поэта. Стих " Век" передает нам ощущение Мандельштамом трагизма истории. Свою неуверенность в успехе политических преобразований того времени поэт высказывает в стихотворении " Проспавши, братья, сумерки свободы!.." Его вывод таков. К этому периоду относятся и прозаические пробы писателя, которые отразили перемены в творч писателя. В ней много остроумных стилистических изобретений, игрового начала. Такова книга " Шум времени", где повествуется о ранних жизненных и художественных впечатлениях поэта. Сюда вошли очерк " Музыка в Павловске", новеллы " Старухина птица" и " Мазеса да Винчи". В втором очерке «Старухина птица», звучит тема жизненного неблагополучия. О Леонардо да Винчи, не столько как о художнике, сколько как о волшебнике, в очерке " Мазеса да Винчи" описан " корабельный хаос мастерской славного Леонардо". Циклом стихов об Армении, написанным осенью 1930 года, открывается третий этап творческого пути. Эти стихотворения проникнуты чувством любви и братства разных народов, поэт говорит о том, что общечеловеческое выше национального. Как художник не мог закрыть глаза на происходящее вокруг него. И после трехлетнего перерыва (1926-1929) он возобновляет свой разговор с веком. Трагизм судьбы народа и страны вновь становится центральным в его творчестве. В стихах этого периода мы видим и смятение поэта, и его боль, и отчаяние от видений " грядущих казней". Иногда Мандельштаму становится " страшно, как во сне" -. Такие стихи, Старый Крым, Квартира тиха как бумага, За гремучую доблесть и резкое стихотворение против " кремлевского горца" (Сталина) фактически стали приговором поэту. Реакцией власти на эти стихотворения стал арест и ссылка. После отмены ссылки едет в Воронеж. Там очень остро ощущает свою оторванность от привычного круга общения. Фактически оказавшись отрезанным от внешнего мира, поэт начинает терять чувство реальности. В его творчестве появляются мотивы вины перед народом, перед Сталиным. В его душе произошел надлом. Данная страница нарушает авторские права? |