Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Герои рассказов Платонова
Проза по художественному стилю-явление уникальное, резко индивидуальное. В его стиле мы часто находим в едином сплаве противоположные начала-пафос строительства новой жизни, и скептицизм, сомнения, иронию, пародирование канцелярского стиля, захлестнувшего советскую печать в 20-е г, и серьезное отношение к этому стилю как знаку эпохи. Сочетание столь разных, противоположно направленных стилевых примет связано с эволюцией мировосприятия писателя. В годы революции и гражданской войны романтик П был в плену мечты о царстве справедливости-социализме. О его очарованностью великой Утопией говорят десятки написанных им публицистических статей, стихов, агиток. Рассказы 20-30-х годов (Песчаная учительница, На заре туманной юности, Фро) переполняет светлая уверенность в возможности совершенствования человеком мира, в котором он живет. Все его герои-молодые, честные люди, деятельные народные характеры, возникшие из глубин русской жизни. Они полны горячих надежд, несут в себе свежую силу чувств. Они еще и подвижники. Порою превозмогая жалость к себе, они вкладывают свою жизнь и судьбу в общее дело, ставшее для них своим. Такова юная Мария Нарышкина, изображенная в «Песчаной учительнице». В рассказе «Фро», думая над сущностью человеческого счастья, уравновешивает необходимость личного и всеобщего счастья. В рассказе «В прекрасном и яростном мире» отразилась увлеченность мощной техникой. " С жадностью страстного размышления" наблюдают напряженную работу мотора герои рассказа " Родина электричества", захваченные поэзией мира машин, которые представляются им живыми существами. В более позднем творчестве возникает герой-миссионер, который считает, что знает истину, и готов нести свет своего сознания людям (Сокровенный человек). Судьба строителей-философов в произведениях, как правило, трагична. Вторая группа персонажей-это романтики битвы, люди, сформировавшиеся на фронтах гражданской войны. Бойцы. Бесстрашные, бескорыстные, честные, предельно откровенные. Рассказ «Возвращение» («Семья Иванова») свидетельствует о быстром осмыслении писателем послевоенной жизни: как жить человеку, его близким, его детям после всего, что было перенесено и понято на войне. Война воспринималась как глобальная попытка уничтожения милосердия, надежд на силу добра и человечности. Платонов раскрывает читателю сложность и глубину внутреннего мира своих героев, их сердечность, душевную чистоту. Любовь к людям, любовь до юродства воплощена в Юшке-герое одноименного рассказа. Рассказы Платонова своеобразны духовным обликом его героев. Неповторимы, жизненно убедительны его сюжеты, они дышат правдой жизни и правдой о человеке. Гуманист Платонов, свято веривший в доброе сердце человека, показал, как непрост путь человека к самому себе. Точностью психологических деталей, поворотов мысли и чувства обусловлен и своеобразный язык прозы Платонова. Неисправимый идеалист и романтик, он верил в жизненное творчество добра, в мир и свет, хранящиеся в человеческой душе, в занимающуюся на горизонте истории зарю прогресса человечества. Писатель-реалист видел причины, заставляющие людей экономить свою природу, выключать сознание, не оставляя в душе ни единого личного чувства, терять ощущение самого себя. чем бы он ни писал, он говорит о своей вере в человека, страстно, мучительно пробивается к лучшему в нем, отстаивает способность мыслящего человека сознательно и ответственно творить пусть едва заметную, но свою тропинку в истории народа. 23. Своеобразие повести Платонова «Котлован» Повесть относится к тем немногим в русской литературе 20 в. произвед, в кот была выражена сущность эпохи «великого перелома».В пов отразились главные истор событ кон 20-х-нач 30-х г: проводим в годы перв пятилетки, индустриализац и коллективизац. Символ осуществляемых в стране преобразований-проектирование и строительство «общепролетарского дома». В первой части рассказано о бригаде землекопов, роющих котлован под фундамент нового дома, предназнач для переселения трудящихся целого города из частных домов.Во второй части действие перенос в деревню, подвергнутую сплошной коллективизации. Здесь аналогом общего является «оргдвор», где собираются лишенные имущества, вступившие в колхоз крестьяне. В «Котловане» переплетись два сюжета: сюжет-странствие главного героя в поисках истины и сюжет-испытание очередного проекта улучшения жизни человечества. Герой повести Вощев-странник поневоле, он насильно вытолкнут из привычной жизни, уволен с «механического завода» и лишен средств к существованию. Он чувствует себя ненужным, становится бездомным нищим. Вощев попадает на строительство символического «общепролетарского дома». Первое, что он видит на стройке-барак мастеровых, где спят вповалку на полу измученные люди. Жизнь в бараке схожа с пребыванием в аду. Положение здесь нестерпимо и указывает на необходимость скорейшего одоления их «гибельной участи». Главный мотив-стремление участника событий понять смысл происходящего, чтобы осознанно участвовать в строительстве нового мира. Образ «общепролетарского дома» в повести многозначен: его основу составляет библейская легенда о Вавилонской башне. Соотнесение строительства «общепролетарского дома» с безуспешной и наказуемой попыткой человечества построить «город и башню высотою до небес» свидетельствует о масштабах авторского осмысления «стройки социализма». В «Котловане» мечтают о том, что, поселившись в «общепролетарском доме», люди оставят «снаружи» враждебную природу, освободятся от воздействия ее смертоносных сил. Но строительство «вечного дома» остановилось на стадии рытья котлована под фундамент. Вместо ожидаемого возрождения человеческая жизнь безвозвратно стекает в общую братскую могилу. Мотив уничтожения людей и природы ради дома постоянно звучит в произведении. Ощущение гибельных последствий работы на котловане испытывают все землекопы. «Котлован»-уникальный по честности и мужеству документ эпохи, передавшим картину «сплошной коллективиз». Ее символом становятся гробы, которые заготовлены крестьянами, ожидающими коллективиз со смертным страхом. Мужики воспринимают ее как «колхозное заключение», «плен». Процесс коллективиз пронизан насилием. Погибают рабочие, посланные со стройки в деревню создавать колхоз. Вступает в действие механизм насилия: тот, кто причастен к нему, сам становится его жертвой. Оргдвор, на котором вповалку спят под открытым небом колхозники, напоминает дощатый барак, где на полу забываются мертвым сном землекопы котлована. В повести создается образ страны, превращенной в лагерь. Смысл «Котлована» был раскрыт самим Платоновым: происходит превращение котлована в могилу не только для его строителей, но и для будущего России, воплощенного в образе девочки Насти. Одна из героинь-удочеренная землекопами девочка-сирота. На ее глазах умерла мать. Осиротевшую Настю бригадир землекопов Чиклин приводит в барак. Настя умирает в бараке землекопов от голода и холода. А вместе с ней погибает и луч надежды для Вощева и других рабочих. Смерть Насти заставляет землекопов думать, что «нет никакого коммунизма». Такой вывод определяется религиозным отношением героев к коммунизму, верой в то, что новое общественное устройство обеспечит людям бессмертие. В своеобразном противостоянии котлована и Насти побеждает котлован, в основание будущего дома ложится ее мертвое тело. После смерти Насти возобновляется рытье котлована, заброшенного на время проведения коллективизации. Название символично. Котлован-не только стройка. Это огромная яма, могила, которую роют рабочие для себя. Здесь же многие и погибают. Нельзя построить счастливый общепролетарский дом на рабском отношении к труду и унижении человеческого достоинства.
|