Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основной трактат — Источник знаний.
Основная мысль — необходимость универсального, энциклопедического и богословского образования. Дамаскин дал высочайшую оценку книжному учению и образованию. В трактате рассмотрена психолого-педагогическая проблематика: о способностях воображения, памяти и др. Даны методические рекомендации по работе с книгой, организации диспутов и пр. ФОТИЙ (патриарх) (820—897). Наставник Кирилла (Константина) и Мефодия, славянских первоучителей. Организатор школьного дела. По его мнению, школа должна являться местом, где молодое поколение усваивает точно очерченный круг общечеловеческих ценностей. Создал в Константинополе школу для детей элиты, представляющую собой нечто среднее между высшей школой и интеллектуальным кружком. Ее характерные особенности: — ведущая роль энциклопедически образованного учителя, имеющего непререкаемый авторитет; — простота и искренность между учителем и учениками, привязанность их друг к другу и общая «ревность» к знанию; — универсальное содержание образования, включающего как светские науки, так и богословие; — активный метод обучения — беседа. Для своей школы Фотий написал труд Мириобиблион (Тысячекнижие), содержавший пересказ более 300 произведений античных и византийских писателей, историков, ученых. МИХАИЛ ПСЕЛЛ (1018—1090), выдающийся государственный деятель и философ, личность предвозрожденческого склада и высоты, ученый-эрудит, логик, учитель дворцовой школы, воспитатель наследника императорского престола, автор учебников. В середине жизни принял монашество. Оставил большое число педагогических трудов: Обзор риторических идей, О стиле некоторых сочинений, О всяческой науке и др. Выступал противником крайностей монастырских форм религиозного воспитания и обучения. Соглашаясь с учением о двух природах — земной и небесной, — он считал, что и образование человека должно проходить в два этапа: изучение наук о низшей природе, заканчивающееся усвоением элементов античной философии, не противоречащих христианским догмам, и постижение божественного мира через изучение теологии. Идеально воспитанный византиец, по Пселлу, — телесно прекрасен, светски образован, умеет восхищаться красотой материального мира, обладает христианской твердостью ума и душевным благородством. Во взглядах на цели воспитания Пселл был ярким представителем христианского гуманизма. Специфические черты византийской культуры и образованности оказали благотворное влияние на последующий ход развития всемирной в культуры. Задания для самостоятельной работы: 1. Проследите главные этапы развития педагогической мысли в Византии. Проанализируйте идеи представителей византийской философско-педагогической мысли. 2. Почему Византию можно рассматривать как мост между античной и средневековой образованностью? 3. Какими были система и типы учебных заведений в Византии? Расскажите об особенностях высшей ступени образования. 4. Согласны ли вы с утверждением Иоанна Дамаскина: «Ничего нет дороже знания, незнание – тьма. Подобно тому, как отсутствие света есть тьма, так и отсутствие знания есть тьма разума». Согласны ли вы с таким утверждением? Обоснуйте свой ответ.
Контрольные задания по теме:
|