Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 8. Зарубежье
Литература русского зарубежья развивалась в среде, отличающейся от той, в которой формировалась литература русского андеграунда и советская, официально признанная. Имея общие корни с литературой метрополии, литература Зарубежья иначе относилась к своим традициям и пребывала вне своей исторической культурной среды, а потому и структурировалась иначе, чем литература метрополии. В ней большую роль играет генетический компонент (поколение), в сравнении с литературой метрополии, где принадлежность к поколению определяла оттенки (стиль), а не писательскую судьбу. История русского зарубежья уходит корнями в далёкое прошлое нашей страны. Русское зарубежье ХХ века включает четыре этапа, четыре волны эмигрантов. Основные направления в изучении художественного наследия старшего поколения Первой волны связаны с характером духовных исканий писателей. Ещё в России многие из них обратились к проблеме восстановления духовно расколотого мира (Н.К. Рерих, Д.С. Мережковский, М.А. Алданов…) В эмиграции многие обратятся к историко-семейному повествованию. Не одна ностальгия двигала авторами «Золотого узора» и «Повести о Вере», «Другая Вера» (Б. Зайцев), «Жизни Арсеньева» (И. Бунин), «Детства Никиты» (А. Толстой), «Свидетеля истории», «Сивцева Вражка» (М. Осоргин), «Оли» (А. Ремизов). Фамилиативная проза, восходящая к традициям семейной хроники и исторической прозы, имела особый тип художественного времени (настоящее в значении длящегося прошлого) и сквозной символический женский образ, олицетворяющий душу России (И. Бунин, А. Куприн, М. Осоргин, М. Алданов, Б. Зайцев, А. Ремизов, И. Шмелёв…) К любому из этих произведений подошли бы в виде эпиграфа строки Блоковского стихотворения: «О, Русь моя, жена моя! До боли нам ясен общий путь…» С Первой волной связана и русская религиозная литература, созданная А.. Ремизовым, И. Шмелёвым («Лето Господне» и «Богомолье»), Б. Зайцевым («Афон» и «Сергий Радонежский»), Е.Ю. Кузьминой-Караваевой,. К. Мочульским… А позднее религиозные литературные традиции найдут воплощение в произведениях Л. Зурова, представителя молодого поколения Первой волны. Художникам Первой волны предстояло исследовать и воспроизвести загадочный «механизм» русской ностальгии (А. Куприн «Жанетта» и «Колесо времени», Г. Иванов «Дневник», «Петербургские зимы», М. Цветаева…) Молодое поколение первой волны имело особую трагическую судьбу. Оно было лишено иллюзий старшего поколения, его духовной ностальгической опоры. Билингвизм художников этого поколения – следствие отсутствия своего завоёванного читателя, а таинственные и страшные жизненные итоги (Б. Поплавский, М. Агеев и др.) – «сиротской» ментальности. Г.И. Газданов, Н.Н. Берберова, Г. Кузнецова, И. Одоевцева… Поэзия и проза В.В. Набокова Вторая волна эмиграции связана с Великой Отечественной войной. В состав её представителей входит и деятельность выдающегося политолога Абдурахмана Авторханова, трудами которого успешно заполнялся интеллектуальный вакуум, образовавшийся в конце 80-х годов, когда советская версия истории страны была отвергнута. Ко Второй волне принадлежит наследие таких интересных художников, как Виктор Серж, Сергей Юрасов, Григорий Климов, И. Савин… Подчёркнуто полемичен по отношению к В. Набокову и уважителен по отношению к классике русского 19 века и к Достоевскому Н. Нароков (Николай Владимирович Марченко). В 30-е годы он был репрессирован. С 1944 в эмиграции. Умер в Калифорнии. Среди написанного автором (романы Могу. Некуда. Мнимые величины) «Мнимые величины» представляют собой особенно значительное произведение.
Тема 9. Официально признанная литература. Романтическая поэзия и проза и утопическая идеология страны Не смотря на то, что в невероятно разбухшей теории социалистического реализма, как ни в какой другой, накопилось с избытком идей и положений, искусственность которых не вызывает ныне ни у кого сомнений, рассматривать собственно аттестированную литературу в виде некоего артефакта советской критики и советского литературоведения - было бы непростительной ошибкой. Этот вопрос будет рассматриваться в связи с проблемой оценки так называемого основного метода советской литературы – метода социалистического реализма. Официально признанная, советская литература может быть рассмотрена как явление неоднородное, в определённой мере соотносимое с функционирующими по-разному слоями: 1) литература, прошедшая аттестацию с высшим баллом, 2) литература, принадлежащая к так называемому «второму ряду» и 3) литература опубликованная, но не имеющая шансов на признание, или утратившая их по тем или иным, не относящимся к собственно литературе, причинам, Эти три разновидности, прошедшие тест на выживаемость с оценками «отлично», «хорошо» и «так себе», достаточно легко соотносятся с литературными направлениями, сохраняющими свою значимость на протяжении всего ХХ века. Это - РОМАНТИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА, ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ и ФИЛОСОФСКАЯ. Именно в героико-революционной, романтической литературе 20-х в первую очередь и догматзируется МОДЕЛЬ СОЦРЕАЛИСТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ. Позднее она будет проявлять себя и в других жанрово-тематических направлениях: исторической прозе и драматургии, индустриальной, воспитательной, в поэзии и прозе о новой деревне и т.д. На материале героико-революционной литературы можно говорить не только о собственно модели произведения социалистической литературы, но и о роли советской поэзии и прозы в создании и развитии МИФА о революции и советской истории в целом. Миф о новом типе личности и миф об истории имели целью укрепить новый государственный строй, потому мысль В.Н. Хабина о пафосе утверждения новой советской государственности в советской литературе героико-революционного направления, высказанная ещё в 70-е годы, представляется достаточно справедливой и сегодня, как, впрочем, и его наблюдения над системой поэтических приёмов, позволяющие выделить две основные тенденции в художественном осмыслении и изображении действительности. Первая из них – ЭКСТЕНСИВНЫЙ принцип композиционного построения: приёмы РАСШИРЕНИЯ пространственных координат и УДЛИННЕНИЯ временных Он позволял художнику приблизиться к обобщённым эпопейным формам. Мы легко обнаруживаем оба этих приёма и в поэзии (уже у А. Блока в поэме «Двенадцать», у В.В. Маяковского в поэмах о революции, о В.И. Ленине…), и в прозе А. Малышкина (Падение Даира), Б. Пильняка (Голый год)… Вторая тенденция связана с использованием приёмов ИНТЕНСИФИЦИРОВАНИЯ повествования: акцентирование внимания на ритмическом рисунке произведения, позволяющем вывести на первый план не художественную модель действительности, а психологическую, нравственно-философскую модель ЛИЧНОСТИ. Онтологическая поэзия и проза. Навсегда сохранится в истории русской литературы (в поэзии и прозе) направление, именовавшееся в разные периоды по-разному, но неизменно сохранявшее верность своей системе ценностей, своей системе символов, своей творческой миссии. Символы Дома, семьи, хозяина, древа, хлеба…Земли. Философская поэзия и проза. Философская проблематика и обусловленные ею особенности литературного произведения уже давно находятся в поле зрении исследователей. Ещё В.Г.Белинский обнаружил внимание на отличительные приметы романа М.Ю. Лермонтова " Герой нашего времени", указав на " идейное" превосходство произведения Лермонтова над художественно превосходящей " Героя" " энциклопедией русской жизни" (роман " Евгений Онегин", разумеется). Более того, Белинский почувствует особый характер героя в романе Лермонотова и особый тип отношений автора с таким героем ("...в самих пороках его проблескивает что-то великое..." "...так силён у него инстинкт истины! " - С. 118. " Поэтика философской жанровой модели станет предметом объектом рассмотрения в трудах М.М. Бахтина, а в поэзии - Е. Маймина... Но до последнего времени многое в этих вопросах остаётся мало прояснённым. К поэзии философской относят достаточно широкий круг текстов. Здесь есть и произведения В.В. Хлебникова. Есенина относят обычно к другой ветви, но и у него мы встретим стихи, написанные в традициях натурфилософской поэзии («Душа грустит о небесах...»). Глубоко проникнуто философией и наследие О.Э.Мандельштама. Особое место занимает поэтическое творчество Д.Л. Андреева. К философской прозе можно отнести произведения, граничащие с революционно- романтической ветвью («Вор» Л. Леонова) и с традиционной романтической прозой («Бегущая по волнам» А. Грина). Одна из самых популярных тем философской прозы – тема творчества. Она развивается в произведениях Я. Голосовкера, М. Булгакова, Л.Леонова. Она соединяет андеграунд не только с текстами, удостоившимися права быть опубликованными в России, но и с зарубежьем («Дар» В.В. Набокова). Советские государственные деятели никогда не ослабляли своего внимания к литературе, хорошо осознавая её роль в формировании ментальности советского гражданина и патриота. Вот потому с такой настойчивостью внедрялась в сознание читателя, школьника, студента… тиражируемая художественной литературой модель мира с её основными идеологемами и мировоззренческими установками, создающая иллюзию идейного единства государственной власти, искусства и народа. Эту модель мира, искажавшую реальные отношения человека и природы, истории, искусства, Истины… по-своему корректировала и опровергала литература, расчётливо отказавшаяся от претензий на первенство и приоритетность… в пространстве легальных культурных ценностей.
Планы семинарских занятий.
|