![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Результаты исследования
4.1.Сравнительный анализ показателей функциональной асимметрии детей с дисграфией и детей без дисграфии (Методика исследования профиля латеральной организации (Е.Д. Хомская, И.В. Ефимова). В соответствии с данной методикой представлялось возможным анализировать различия в профиле функциональной асимметрии у детей с дисграфией и у детей без нее, определить степень выраженности асимметрии и сторону её смещения. Для обобщения данных оценки функциональной асимметрии у детей мы вычисляли усредненные показатели по всем тестам на асимметрию каждой из систем (оценка мануальной, зрительной и слухоречевой асимметрии, Е.Д.Хомская, И.В.Ефимова, 1997). Для сравнения средних использовался t-критерий Стьюдента (для определения значимости отличий между выборками). Таблица 1. Процентное соотношение детей в разных группах, проявивших тот или иной тип асимметрии
Между выборками контрольной и экспериментальной групп значимых отличий по частотам встречаемости того или иного типа асимметрии выявлено не было. В Таблице 2 представлены данные, демонстрирующие, что количество девочек правшей по моторным функциям экспериментальной группы отличается примерно на 20 % в большую сторону от контрольной группы. В тоже время, среди выборки девочек экспериментальной группы, отсутствовали левши. Среди мальчиков экспериментальной группы превалируют крайние левши и правши по моторным функциям, в то время, как в группе нормы больше представлены амбидекстры. Таким образом, можно заметить тенденцию, к преобладанию крайних форм асимметрии у детей с дисграфией, при этом у девочек имеется тенденция к увеличению правшества. При сравнении мальчиков и девочек экспериментальной группы по тому же показателю среди девочек не обнаружено представителей левшества, в то время, как у мальчиков левшей – 13, 34%. В тоже время, в группе нормы наблюдается обратное соотношение: девочек 9, 09%, а мальчиков 5, 27%. Можно сделать предположение о влиянии дисграфии на левшество в зависимости от пола ребенка. Таблица 2 Процентные соотношения детей с различным типом асимметрии по моторным функциям в группах мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп.
доклад.
Таблица 3 Процентные соотношения детей с различным типом асимметрии по слуховым функциям в группах мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп.
В таблице 3 и на рисунке 2 представлены данные, о процентной выраженности асимметрии в слуховой функции в различных группах. Среди девочек левшей контрольной и экспериментальной групп наблюдается такая же тенденция как и для моторных функций. При рассмотрении обоих групп мальчиков наблюдается обратная зависимость увеличения преобладания доминирования левого уха у мальчиков экспериментальной группы. Среди девочек и мальчиков экспериментальной группы, так же отмечается смещение к крайним типам асимметрии, которое более сильно акцентировано у мальчиков, и направлено на левую сторону. Девочки и мальчики экспериментальной группы отличаются преобладанием смещения асимметрии на правую сторону у мальчиков, за счет снижение количества амбидекстров. В норме так же отмечается смещение асимметрии в сторону правшества у мальчиков и снижение количества левшей по слуховой функции у девочек. Таким образом, при дисграфи у мальчиков отмечается леволатеральность признаков сенсорной асимметриии (доминирование левого уха), а у девочек существенно более резко выраженным чем в контрольной группе преобладанием праволатеральных признаков(уменьшения доминирования левого уха у девочек).
Рисунок 3. Процентные соотношения детей с различным типом асимметрии по зрительным функциям в группах мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп
Таблица 4. Процентные соотношения детей с различным типом асимметрии по зрительным функциям в группах мальчиков и девочек контрольной и экспериментальной групп (значимые отличия p< 0, 05 выделены жирным шрифтом)
В Таблице 4 и на рисунке 3 представлены процентные соотношения типов асимметрии по зрительной функции. Можно отметить увеличение количества правшей по зрительной функции в обеих группах девочек, причем, в экспериментальной группе эта тенденция более ярко выражена. У мальчиков экспериментальной группы наблюдается статистически значимое преобладание левшей и амбидекстров, по отношению к правшам (p< 0, 05). Так же можно говорить о значимом преобладании процентного состава девочек правшей по зрительной функции в экспериментальной группе над мальчиками правшами. В контрольной группе наблюдается преобладание процентного соотношения девочек левшей над мальчиками левшами. Таким образом, можно подметить основную тенденцию влияния дисграфии на профиль функциональной асимметрии. Если у девочек при дисграфии наблюдается тенденция к преобладанию крайних типов асимметрии по всем рассматриваемым функциям (моторной, слуховой, зрительной), с незначительным преобладанием правшества, то у мальчиков смещение типа асимметрии происходит не однозначно. В рамках зрительной функции наблюдается смещение в сторону левшества, а в рамках моторной и слуховой функциях смещение в сторону правшества.
|