Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Выводы. На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы:⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы: 1. Дисграфические нарушения сказываются на профиле билатеральной асимметрии мозга, что, в первую очередь, проявляется в увеличении крайних типов асимметрии и уменьшении частоты встречаемости амбидекстрии у детей с дисграфичесткими нарушениями. 2. Нарушения профиля латеральной асимметрии связаны с половым деморфизмом, что проявляется в преобладании левых профилей асимметрии у мальчиков и правых профилей у девочек.асимметрии зрительных функции у мальчиков, в отличие от противоположной тенденции у девочек. 3. Анализ особенностей выполнения различных мыслительных задач, свидетельствует о интерференции предыдущего и последующего действия у детей с дисграфией. 4. Применение дискриминантного анализа позволило построить диагностическую модель, позволяющую значимо диагностировать наличие дисграфии по особенности выполнения различных субтестов методики интеллектуальная лабильность. 5. Анализ когнитивных коррелятов латеральной асимметрии позволяет предположить, что дети с дисграфией имеют нарушения межполушарного взаимодействия. Заключение Данное исследование позволяет определить перспективы для дальнейших работ в данной области. С одной стороны, необходимо более детально изучить профиль билатеральной асимметрии детей с дисграфией, используя не только психологические, но и физиологически методы, позволяющие оценить функциональные состояния различных областей мозга. Основным направлениям поисков в данной области является оценка нарушений межполушарной синхронизации мозговой активности, нарушения в премоторной и префронтальной зонах коры левого полушария и возможные нарушения затылочных отделов левого полушария в зоне зрительного анализатора. Вторым направлением является поиск способов коррекции дисграфии, которая возможна вследствие развития когнитивных функции, сочетающих в себе правополушарные и левополушарные типы мышления, а так же поиск способов решения определенных заданий, чувствительных к интерференции предыдущих умственных действий на последующие.
Список Литературы 1. Адрианов О. С. Проблемы структурной организации правого и левого полушарий мозга//Нейропсихологический анализ межполушарной асимметрии мозга. М.-1986.-С.9. 2. Балонов Л. Я., Деглин В. Л. Слух и речь доминантного и недоминантного полушарий. Л.: Наука.-1976.-218 с. 3. Балонов Л.Я., Деглин В.Л., Черниговская Т.В. Функциональная асимметрия мозга в организации речевой деятельности. // Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. Л.: Наука, 1985.. С.99-115 4. Бельтюков В.Л. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи. – М.: Педагогика, 1977. 5. Брагина Н. Н, Доброхотова Т. А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина.-1988.-240 с. Доброхотова Т. А., Брагина Н. Н. Функциональная асимметрия и психопатология очаговых поражений мозга. С.: Медицина.-1977.- 359 с. 6. Брагина Н.Н.Доброхотова Т.А. Левши. - М. 1994. 7. В.Ф. Фокин, Н.В. Пономарева, Н.Г. Городенский, Е.И. Иващенко, И.И. Разыграев. Функциональная межполушарная асимметрия и асимметрия межполушарных отношений. «Системный подход в физиологии». – 2004, №12.- С. 111-127. 8. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. 9. Деглин В.Л. Лекции о функциональной асимметрии мозга человека. - Амстердам - Киев, - 1996 10. Евтушенко А.В., Тихонова И.О., Фокин В.Ф. Изменения межполушарных отношений под влиянием классической и современной музыки// Вторая всероссийская научн. конф. «Актуальные вопросы функциональной межполушарной асимметрии» – М., 2003. – С. 121. 11. Егоров А.Ю., Афанасьев С.В., Николаенко Н.Н. и др. Вероятностная организация лексикона при психической патологии: связь с особенностями межполушарного взаимодействия // Физиология человека. 1999. Т. 25. №4. С. 19-. 12. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 1991. 13. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М.: Просвещение, 1972. 14. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей олигофренов. М.: Просвещение, 1970. 15. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. 16. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и зноковых систем.-М.1978 17. Ильюченок Р.Ю., Финкельберг А.Л., Ильюченок И.Р., Афтанас Л.И. Взаимодействие полушарий мозга у человека: Установка, обработка информации, память. - Новосибирск: Наука, 1989. – 169 с. 18. Кауфман Д. А., Траченко О. П. Функциональная асимметрия мозга и восприятие слов, относящихся к разным грамматическим категориям//Сенсорные системы. Сенсорные процессы и асимметрия полушарий. — Л., 1985. — С. 115–126. 19. Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. – М.: Просвещение, 1985. 20. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. // Хрестоматия по логопедии.- М.: ВЛАДОС, 1997. 21. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей (диагностика, коррекция, предупреждение). – Санкт- Петербург, Издательский Дом «М и М», 1997. 22. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б.П.Пузанова. – М.: Издательский Дом «Академия», 1999. 23. Корсакова Н.К., Московичюте Л.И. Подкорковые структуры мозга и психические процессы. М., 1985. 24. Костандов Э. А. Роль обратных связей в динамике функциональной асимметрии полушарий головного мозга человека//Журн. высш. нервн. деят.-1987.-Т. 37.-N 4.-С. 625. 25. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия мозга и неосознаваемое восприятие. М.: 1985. 170 с. 26. Лалаева Р.И. Дисграфия. // Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. 27. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах. – М.: ВЛАДОС, 2001. 28. Лалаева Р.И. Устранение нарушений чтения у учащихся вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1978. 29. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. – Санкт- Петербург. Изд-во «Союз», 2003. 30. Лебединский В.В. Общие закономерности психического дизонтогенеза. //Хрестоматия. М.: Изд-во МПА, 1995. 31. Левина Р.Е. Нарушение чтения и письма у детей. //Хрестоматия по логопедии. – М,: ВЛАДОС, 1997. 32. Леутин В.П.Influence of Alcohol on the Functional Brain Asymmetry 33. Леутин В.П.Systemogenetic Role of Antihypoxic Mechanisms in Adaptation to Extreme Environmental Conditions. // Журнал Физиология человека 1997 т.24 N4 29- 34. Леутин В.П., Николаева Е.И. Психофизиологические механизмы адаптации и функциональная асимметрия мозга. – Новосибирск: Наука. Сибирское отделение, 1988. – 190 с. 35. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. — 680 с. 36. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека. 2-е изд. М., 1969. 37. Лурия А.Р. и современная нейропсихология /Под ред. Хомской Е.Д., 38. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во МГУ, 1973. 39. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1950. 40. Лурия А.Р. Письмо и речь: Нейролингвистические исследования. - М.: Академия, 2002. 41. Невская А.А., Леушина Л.И. Асимметрия полушарий головного мозга и опознание зрит образовал.: Наука. 1990. -152 с. 42. Николаенко Н.Н., Егоров А.Ю., Траченко О.П. и др. Функциональная асимметрия мозга и принципы организации речевой деятельности// Физиология человека. 1998. Т. 24. №2. С. 33-39. 43. Основы теории и практики логопедии. Под ред. Левиной Р.Е. – М.: Просвещение, 1968. 44. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с нарушением темпа развития. //Хрестоматия. – М.: Изд-во МПА, 1995. 45. Петрова В.Г. Обучение учащихся I – IV классов вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1982. 46. Петрова В.Г. Развитие речи учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1977. 47. Репина З.А. Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи. – Екатеринбург, 1995. 48. Ротенберг В.С., Аршавский В.В. Поисковая активность и адаптация. — М., Наука. — 1984. 49. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников. – М.: ВЛАДОС, 1997. 50. Симерницкая Э.Г. Доминантность полушарий. М., 1976. 51. Соботович Е.Ф., Гопиченко Е.М. Фонетические ошибки в письме умственно отсталых учащихся младших классов. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. 52. Спирова Л.Ф. Недостатки произношения, сопровождающиеся нарушениями письма. //Хрестоматия по логопедии. – М.: ВЛАДОС, 1997. 53. Спирова Л.Ф. Особенности речевого развития учащихся с тяжелыми нарушениями речи. М.: Педагогика, 1980. 54. Спирова Л.Ф., Шуйфер Р.И. Вопросы методики и обучения русскому языку детей с нарушениями речи. – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962. 55. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг: Асимметрия мозга: Пер. с англ. — М.: Мир. 1983. — 256 с 56. Стрельников К.Н., В. А. Воробьев, М. С. Рудас, Т. В. Черниговская, С. В. Медведев. ПЭТ-исследование мозгового обеспечения восприятия фраз с синтагматическим членением.// Физиология человека, 2004. Т. 30. N2. C.30-37. 57. Траченко О.П. Когнитивные способности людей в зависимости от типа доминирования полушарий М.: Фак. психологии МГУ, 1998. - 368 с 58. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. – М.: Гном – Пресс, 1999. 59. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Формирование звукопроизношения у дошкольников. – М., 1993. 60. Функции лобных долей мозга /Под ред. Хомской Е.Д., Лурии А.Р. М., 1982. 61. Хомская Е. Д. Нейропсихология. Спб., Питер, 2005 62. Хомская Е.Д. Мозг и активация. М., 1972. 63. Хомская Е.Д. Нейропсихология. М., 1987 64. Хомская Е.Д., И.В.Ефимова, Е.В.Будыка, Е.В.Ениколопова. Нейропсихология индивидуальных различий.-М., 1997 65. Хрестоматия по нейропсихологии / отв.ред. Хомская Е. Д. — М., 2004. 66. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. – М.: Просвещение, 1988. 67. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: Речь и интеллектуальная деятельность. – М.: Изд-во Моск.ун-та, 1985. 68. Цветковой Л.С., Зейгарник Б.В. М., 1982. 69. Черниговская Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты. АДД по биологии. СПб, 1993 70. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. – М., 1969. 71. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б. Нарушения речи у детей. – М., 1993. 72. Шиф Ж.И. Психологические проблемы коррекционной работы во вспомогательной школе. – М., 1979. 73. Bryden M.P. Laterality: Functional asymmetry in the intact brain, Academic Press, New York, 1992. 74. Deglin V.L; Pakhomova A.S; Filova A.R; Vorob'eva O.N. Functional brain asymmetry and perception of three-dimensionality of objects: Study by the holographic tachistoscopy technique. Sensory Systems. Vol 9(1) Jan-Mar 1995, 15-21. 75. Rotenberg V.S., Arshavsky V.V. Right and left brain hemisphere activation in the representatives of two different cultures. Homeostasis, 1997, 38, 2, 49-57
|