![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности выполнения отдельных субтестов у лиц с дисграфией.
При анализе влияния двух факторов «дисграфия и пол» на результаты выполнения различных субтестов на определение функциональной асимметрии использовался двухфакторый дисперсионный анализ. Результаты влияния факторов представлены в приложении на Рисунке 4, где изображено совместное влияние факторов пол и дисграфия на результаты выполнения теста «Карта с дырой» (относящегося к оценке функций зрительного анализатора). На рисунке видно, что для мальчиков и девочек наблюдается обратная тенденция для решения этого субтеста. Если мальчики с дисграфией, преимущественно при выполнении данного субтетста проявляют, как правило, левостороннюю асимметрию, то у девочек экспериментальной группы преимущественно доминирует правый глаз. Данные результаты значимы на уровне р< 0, 05.
4.2. Исследование профиля когнитивной асимметрии (правополушарные и левополушарные модусы решения вербальных и пространственных задач) с помощью методики «Интеллектуальная лабильность». С помощью данной методики можно получить важную информацию о сформированности пространственно-временных представлений, навыков чтения, письма и счета у детей. Эти высшие психические функции имеют собственные нейропсихологические факторы, представленные в определенных локальных участках коры головного мозга, что позволяет предположить их влияние на функциональную асимметрию мозга, а, следовательно, на латеральную организацию сенсорных и моторных функций ребенка. Кроме этого, мы считаем, что недостатки временных и пространственных представлений у детей приводят к стойким ошибкам на письме. Это связано с тем, что формирование одной из основных операций письма, а именно моделирование звуковой стороны слова с помощью букв, оказывается нарушенным. Как известно, реализация данной операции происходит в два этапа: 1) установка временной последовательности фонем, из которых состоит слово; 2) дальнейшая трансформация ее в пространственную последовательность букв. Таким образом, недостатки фонематического структурирования приводят к возникновению стойких и множественных дисграфических ошибок. Для того чтобы посмотреть, какие ошибки дискриминируют проявление дисграфии у детей, мы использовали дискриминантный анализ, использующий алгоритм подбора максимально значимых переменных для построения дискриминантной функции методом «forvard stepwise». С помощью данного алгоритма, была построена дискриминантная функция, использующая результаты рассматриваемой методики, успешно диагностирующей принадлежность ребенка к выборке экспериментальнойили контрольной группе. Субтесты данной методики, включенные в дискриминантную функцию, а, следовательно, значимо влияющие на успешность диагноза приведены в таблице 6. В первом столбце указаны номера субтестов, участвующие в дискриминантной функции, во втором столбце – коэффициент, определяющий влияние данного субтеста на дискриминантную функцию, а в третьем – уровень значимости влияния данного параметра на качество дискриминантной функции. Суммарное качество дискриминантной функции определяется коэфицентом Лямбда Вилкса, указанного в заголовке таблицы и статистическая значимость качества распознавания находится на уровне p< 0, 0353. Таблица 6. Результаты дискриминантного анализа с у лиц с дисграфией.
Результатом дискриминантного анализа явилось построение функции для вычисления вероятности отнесения ребенка в группу дисграфиков и в контрольную группу, приведенные в таблице 7. Данная функция имеет вид:
где Y –вероятность отнесения в группу a - коэффициент дискриминантной функции взятый из таблицы 7 b – свободный член x – результат выполнения субтеста, включенного в дискриминантную функцию Одновременно вычисляются вероятности отнесения в группу дисграфии и группу нормы, та вероятность, которая оказывается больше позволяет отнести ребенка в соответствующую группу.
Таблица 7. Функция для вычисления вероятности отнесения в группы
Результаты выполнения субтестов № 3, 6, 7, 9, 11, 12, 14, 19 позволяют построить функцию, которая достоверно отличает группу детей с дисграфией и контрольную группу по сформированности пространственно-временных представлений, навыков чтения, письма и счета. Все эти задания объединены отношением последовательности определенных операций. Было обнаружено, что для детей с дисграфией при выполнении заданий, включающих в себя заданную последовательность действий характерна интерференция, проявляющаяся в наложении предыдущего действия на последующее. Таким образом, возникает ошибки по типу персеверации при выполнении последующего задания. Из таблицы 7. можно увидеть, что дети с дисграфией несколько хуже выполняют задания № 12, 6, 11, 19, 9 по сравнению с контрольной группой, но лучше выполняют 3, 14, 7. Это может быть связано с особенностями задания. Так, в субтесте №3, 9 необходимо было выполнить последовательно геометрические операции, в задании №6 вербальные символы сочетались с геометрическими. Дети с дисграфией хорошо выполняют №3, но плохо №9 и №6. Результаты выполнения заданий показывают, что в тех субтестах, где нужно повторять действия, дети с дисграфией выполняют их более успешно, а в тех заданиях, где нужно совершать разнообразные операции, лабильность в действиях, выполняют менее успешно, т.е. возникает стереотипизация действий, действия не доводятся до конца. В заданиях № 11, 12, 19 проявляются ошибки по типу персеверации. После дискриминантного анализа мы выбрали те субтесты, в которых максимально проявляется влияние предыдущего задания на последующее, это субтесты 3, 6, 11. Затем сложили результаты только этих заданий и полученную сумму сравнили по критерию U-Манна Уитни. Таблица 8.Тест U-Манна Уитни на различия между выборками по персеверации
Таким образом, из таблицы 8., можно заключить, что суммарные результаты выполнения субтестов №3, 6, 11 значимо отличают (на уровне p< 0, 05) детей с дисграфией от контрольной группы. Во всех этих субтестах вербальные символы сочетаются с оперированием геометрическими фигурами. Это говорит о том, что дети с дисграфией отличаются от контрольной группы пространственными представлениями и вербальными навыками. Таким образом, у детей с дисграфией нарушено одновременное решение вербальных и пространственных заданий, что может говорить о нарушении межполушарного взаимодействия. Влияние факторов пол на среднее значение успешности выполнения тестов методики интеллектуальная лабильность не выявлено. 4.3.Оценка стилей мышления у лиц с дисграфией. Для того, чтобы оценить профиль когнитивной асимметрии (правополушарные\левополушарные) стратегии в выборе того или иного стиля мышления и проведения необходимо сравнить средние показатели по каждой серии утверждений. Для этого мы использовали t – критерий Стьюдента для независимых выборок.
Рисунок 5.Различия по t-критерию Стьюдента между группами детей с дисграфией и контрольной группой по стилям мышления. Анализируя данные, полученные путем сравнения средних показателей по каждой серии утверждений можно сделать вывод об отсутствии статистически значимых отличий в когнитивной асимметрии у детей с дисграфией и у детей в контрольной группе. Методика К.Безингера подразумевает измерение особенностей стиля мышления на основе собственных оценок с помощью интроспекции. Однако, хорошо известно, что в детском возрасте интроспекция развита у детей в совершенно различной степени и зависит от множества факторов, в частности, от задержки психического развития, нарушения формирования речевых функций, нарушения внимания. Следовательно, самооценка детей с дисграфией собственных когнитивных возможностей может быть искажена различными факторами. Иными словами, применять эту методику для диагностики особенностей детей с дисграфией - нецелесообразно, так как это представляет собой особую трудность.
Обсуждение результатов: На основе полученных экспериментальных данных, можно вывести наличие определенных изменений когнитивных функций детей с дисграфией, связанных с одной стороны, с профилем латеральной асимметрии, а с другой стороны – с половой принадлежностью ребенка. Так, можно отметить неравномерность распределения латерального профиля мальчиков с дисграфией, при котором в моторных и слуховых функциях наблюдается смещение в стороны правосторонней асимметрии, и, следовательно, «левополушарности» этих функций, а в области зрительных функций – смещение в левостороннюю область или в «правополушарность». Следовательно, активация коры головного мозга в области зрительного анализатора может смещаться в сторону правого полушария, а активация в области слухового анализатора и соматосенсорного анализатора и двигательного анализатора смещена в левое полушарие. Общим, в изменении латеральной асимметрии у мальчиков и девочек является смещение, то есть акцентуализация асимметрии в ту или иную сторону, то есть уменьшение процентного состава амбидекстров в группе с дисграфией. Такие данные могут говорить, в частности, о нарушении межполушарного взаимодействия у детей с дисграфией, что может проявляться в нарушении совместной работы когнитивных функции, присущих правополушарному и леовополушарному мышлению. Это такие функции, как пространственное воображение, эмоциональная регуляция, интонационные характеристики речи, распределенные, или, преимущественно реализуемые, правым полушарием мозга и с другой стороны, анализ фонематического состава слова, построение последовательности мысленных актов, распознавание лексических характеристик слова, логическое мышление и других функции, преимущественно реализуемых левым полушарием мозга. О нарушении межполушарных взаимодействий так же свидетельствуют результаты анализа особенностей лабильности мышления у детей с дисграфией. Основные трудности, испытываемые детьми экспериментальной группы наблюдаются при выполнении заданий в которых участвуют пространственно-временные функции, геометрически-вербальные функции, то есть те функции, которые реализуются в противоположных полушариях и для сочетания которых в едином мыслительном акте необходимо тесное взаимодействие обоих полушарий. Кроме этого, необходимо отметить так же некоторое нарушение временной организации мыслительных актов у детей экспериментальной группы. Это выражается в трудностях выполнения этими детьми заданий, сочетающих в себе последовательности различных действий. При этом возможно явление интерференции предыдущего мыслительного акта на последующий, что влияет на ход мышления и способно порождать ошибки при решении различных задач. Интересно отметить, что при выполнении заданий, в которых требуется совершать последовательность однотипных действий, дети с дисграфией даже более успешны, чем контрольная группа. Следовательно, явление интерференции предыдущего акта на последующий помогает в выполнении заданий этих субтестов. Таким образом, можно говорить о наличии стертых форм персеверации, а, следовательно, и стертых формах афферентной моторной афазии. Интересно рассмотреть причины данных нарушений, которые на наш взгляд могут крыться в нарушения внутриутробного развития плода во время беременности. Данные о различии в профиле билатеральной асимметрии девочек и мальчиков позволяют предположить влияние различных факторов, обуславливающих различное течение развития мальчиков и девочек в процессе онтогенеза. В частности, одним из важных факторов, формирующих билатеральную асимметрию в период внутриутробного развития, является концентрация мужских половых гормонов в крови эмбриона и матери (В.Л.Бианки, В.Л.Филипова «Асимметрия мозга и пол»). По данным В.Л.Бианки индивидуальный паттерн функциональной асимметрии мужчин зависит от уровня тестостерона в пренатальный период. Предполагается, что аномально высокая концентрация андрогена или повышенная чувствительность мозговых структур плода к его воздействию замедляет рост определенных зон левого полушария, что компенсируется увеличением других зон коры, в частности, гомологичных зон правого полушария и других участков коры. Эти процессы могут привести к инверсии стандартного паттерна мозгового доминирования. Аномальное доминирование полушарий связанное с депрессией левополушарных функций, что может обуславливать трудности в обучении и различные речевые нарушения, например: заикания, дислексию, дизартрию и аутизм (В.Л.Бианки, В.Л.Филипова «Асимметрия мозга и пол»). В применении к данным настоящего исследования, можно предположить, что дисграфия может являться комплексным дефектом, сочетающим, с одной стороны нарушения межполушарных взаимодействий, а с другой стороны, локальные нарушения в определенных зонах левого полушария, причиной которого является нарушения гормонального баланса в период внутриутробного развития ребенка, а возможно, и гормональные нарушения в процессе постнатального развития. Однако, этот тип нарушения чаще присущ мальчикам, что возможно влияет на частоту встречаемости дисграфии у лиц мужского пола.
|