Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие, виды и процесс мотивации
Путь к эффективному управлению человеком лежит через понимание его мотивации. Только зная то, что движет человеком, что побуждает его к деятельности, какие мотивы лежат в основе его действий, можно разработать эффективную систему мотивации персонала. Для этого необходимо знать, как возникают или вызываются те или иные мотивы, как и какими способами мотивы могут быть приведены в действие, как осуществляется мотивирование людей. Мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека. Они представляют сложную систему взаимодействия, в результате чего различные люди совершенно по-разному реагируют на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества факторов, во многом индивидуально и может меняться с течением времени. Мотивация – это сила, побуждающая к действиям. Это процесс создания условий, оказывающих воздействие на поведение человека. Мотивация ориентирована на процесс и имеет отношение к выбору поведения, направлению усилий, целям и вознаграждению, на которое рассчитывают в результате выполнения работы. Мотивация – это совокупность сил, побуждающих человека осуществлять деятельность с затратой определённых усилий, на определённом уровне старания и добросовестности, с определённой степенью настойчивости, в направлении достижения определённых целей. Для раскрытия понятия «мотивация» необходимо разграничить такие понятия, как потребность, мотив, стимул. Потребности – это то, что возникает и находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определенное индивидуальное проявление у каждого человека. Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока потребность существует, она дает о себе знать и «требует» своего устранения. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности, удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. Если потребность устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления Мотив – это то, что вызывает определенные действия человека, внутренняя причина, заставляющая человека действовать (не только что надо сделать, но и как). Мотив находится «внутри» человека, имеет «персональный» характер, зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Мотивы поддаются осознанию. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности. К мотивам относятся желания: 1) материального благополучия; 2) самостоятельности; 3) надежности (стабильности); 4) справедливости; 5) состязательности; 6) самореализации (проявление собственной значимости); 7) самоутверждения (осознание собственной значимости); 8) служения ближнему (педагоги, врачи) и др. Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их совокупностью. У каждого человека есть своя мотивационная структура. Это основа осуществления человеком определенных действий. Мотивационная структура обладает определенной стабильностью. Однако она может меняться в процессе воспитания и образования. Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. В зависимости от того, что преследует мотивирование, какие задачи оно решает, можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип состоит в том, что путем внешних воздействий на человека вызываются к действию определенные мотивы, которые побуждают человека осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для мотивирующего субъекта результату. При данном типе мотивирования надо хорошо знать то, какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям, и то, как вызывать эти мотивы. Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить желательные для субъекта мотивирования мотивы действий человека, и наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективному управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы. Второй тип мотивирования требует гораздо больших усилий и знаний для его осуществления. Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей называется процессом стимулирования. Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определённых действий. Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики деятельности человека, как усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Различают внутреннюю и внешнюю мотивацию. В первом случае мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Примером такого рода мотивации могут быть стремление к достижению, стремление к завершению работы, стремление к познанию, желание побороться, страх и т.п. Внутренняя мотивация представляет собой личные цели субъекта – потребности, интересы, ценности. Во втором случае мотивы деятельности по решению задачи вызываются воздействием субъекта извне путем принуждения или договора об обмене результата деятельности работника на блага. Например, оплата за работу, распоряжения, правила поведения и т.п. Вознаграждение – все, что человек считает ценным для себя, также подразделяется на внешнее и внутреннее. Внутреннее вознаграждение даёт сама работа (чувство значимости выполняемой работы, дружба и общение, возникающие во время работы). Внешнее вознаграждение возникает не от самой работы, а даётся организацией (зарплата, продвижение по службе). Виды вознаграждений: · экономические (зарплата, премии, льготы); · престижные (должность, титул, звание); · содержательные (удовлетворенность работой). Для того, чтобы грамотно мотивировать сотрудников и управлять этим процессом, следует выявлять и учитывать типы мотивации работников: 1. «Инструментально» мотивированный работник – работник, ориентированный на «голый» заработок. 2. Профессионально мотивированный работник – важнейшим условием профессиональной деятельности считает реализацию и развитие своих профессиональных способностей, знаний, возможностей. 3. Карьерно мотивированный работник - работник, ориентированный на карьерный рост в организации, зачисление в кадровый резерв. 4. «Патриот» (социалистическая мотивация) характеризуется тем, что основой его мотивации к труду являются высокие идейные и человеческие ценности. 5. Работник с «хозяйской мотивацией» ориентирован на достижение и приумножение собственности, богатства, материальных благ и т.п. 6. Люмпенизированный работник предпочитает уравнительное распределение материальных благ, не любит ответственности, индивидуальных форм труда и распределения. Мотивация как процесс может быть представлена в виде 6 стадий: 1. Возникновение потребностей. 2. Поиск путей устранения потребностей (можно удовлетворить, подавить, не замечать). 3. Определение целей или направлений действий. На данной стадии происходит увязка четырёх моментов: a. что я должен получить, чтобы устранить потребность? b. что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю? c. в какой мере я могу добиться того, чего желаю? d. насколько то, что я могу получить, может устранить потребность? 4. Осуществление действия. 5. Получение вознаграждения за осуществлённые действия (результат: усиление, ослабление мотивации). 6. Устранение потребности.
|