Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные проблемы философской аксиологии (учение о ценностях).
Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей». Общепринятого определения, что такое ценность, нет ни в философии, ни в обществоведении в целом. Объясняется это различием подходов к данной многоплановой категории, которое имеет место в истории философии начиная с древности. При всем многообразии взглядов на философскую природу ценности в них выделяются два основных направления: аксиологический объективизм и аксиологический субъективизм. Их сопоставление позволяет глубже уяснить сущность ценности, а, следовательно, и дать ей соответствующее понятийное определение. Аксиологический объективизм исходит из того, что ценность — свойство объекта; она принадлежит ему, зависит от него, определяется им. Роль субъекта при таком понимании ценности сводится к восприятию ее такой, какой она объективно существует. Это роль пассивного наблюдателя, регистратора того, что реально существует в объективном мире, будь то природа или общество. Так, человек фиксирует ценности окружающей его природы: климата, поверхности суши и Мирового океана, флоры и фауны. В этом смысле ценность определяется исключительно по качествам своего носителя — объекта, который имеет своим предназначением удовлетворение человеческих потребностей: ценно в объекте все то, что полезно для человека. Аксиологический субъективизм полагает, что ценность присуща субъекту, который наделяет объект теми или иными ценностными качествами. Если аксиологические объективисты считают, что ценности сами по себе не зависят от человека, существуют независимо от человечества, то, как видно, кредо аксиологического субъективизма иное. Его особенность состоит в том, что никакой предмет не обладает ценностью, если отсутствует воспринимающий его субъект. Ценность имеет только то, что существует для людей — ее потребителей в настоящем и что выступает в качестве идеала для будущего. Стремясь преодолеть субъективизм индивидов, каждый из которых по-своему, зачастую искаженно трактует окружающие его и используемые им ценности, ряд философов выдвигает в качестве познающего их субъекта те или иные социальные группы (страты) или общество в целом. В данном случае имеют место разновидности группового или социального субъективизма в аксиологии. Соответственно этому ценностью считается объект (вещь, явление, процесс), который необходим и полезен для совокупного субъекта. Комплексный подход к ценностям позволяет осуществить их типологию. Называются ценности: предметные и духовные; социальные, этические и эстетические; индивидуальные и коллективные; абсолютные и относительные и др. 24. Гносеология: проблема познаваемости мира и основные варианты ее решения Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются. Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания: - человеческое познание есть отражение людьми объективно существующего мира и самих себя как части этого мира; - процесс познания есть процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному; - познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира; - основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания; - процесс познания - это процесс расширения и углубления людьми своих знаний о мире и о себе, в том числе и о формах познания и самопознания. Существует 2 ответа на вопрос, познаваем ли мир. 1. да, мир познаваем (гносеологический оптимизм). 2. нет (скептицизм и агностицизм). Агностицизм – гносеологическое понятие, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира. Познавательный оптимизм – концепция, утверждающая возможность познания мира. Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности. К числу основных понятий теории познания относятся: субъект и объект познания, познавательная деятельность, отражение, знание, истина и др. Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и переносит его в свою собственную сферу, поскольку определенные моменты объекта отражаются в психике субъекта. Знание – это результат познавательной деятельности субъекта, выражающий в знаковой форме свойства и связи различных объектов природной, социальной и духовной реальности. Выделяют чувственную, рациональную и иррациональную стороны познания. Чувственное познание осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Оно включает в себя три формы: ощущение, восприятие и представление. Рациональное познание осуществляется посредством рассудка или разума, т.е. путем мыслительной деятельности. Оно регулируется законами логики, поэтому может быть понято, как процесс логического рассуждения на основе образования понятий, суждений и умозаключений. Этот процесс совершается осознанно и контролируется субъектом. Иррациональная сторона познания – включает интуицию, непосредственное созерцание, инсайт или озарение. Интуиция – процесс сложного и неосознаваемого по существу взаимодействия чувств, разума и опыта. В реальном процессе познания все его стороны тесно взаимосвязаны.
|