Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные проблемы философской аксиологии (учение о ценностях).






Философское учение о ценностях и их природе называется аксиологией (от греч. axios — ценность и logos — учение). Но прежде чем сложиться в ее современном виде, эта теория прошла исторический путь развития, равный становлению самой философии, в рамках которой она и формировалась. В античной, а затем и средневековой философии ценности отождествлялись с самим бытием, а ценностные характеристики включались в его понятие. Ценности, таким образом, не отделялись от бытия, а рассматривались как находящиеся в самом бытии. Уже в античной философии наблюдаются разные подходы к вопросу об абсолютном и относительном характере ценностей. Если, например, по мнению Платона, высшие ценности носят абсолютный характер, то с точки зрения софистов, все ценности индивидуальны и относительны. Это вытекало из их основного тезиса: «человек есть мера всех вещей».

Общепринятого определения, что такое ценность, нет ни в философии, ни в обществоведении в целом. Объясняется это различием подходов к данной многоплановой категории, которое имеет место в истории философии начиная с древности.

При всем многообразии взглядов на философскую природу ценности в них выделяются два основных направления: аксиологический объективизм и аксиологи­ческий субъективизм. Их сопоставление позволяет глубже уяснить сущность ценности, а, следовательно, и дать ей соответствующее по­нятийное определение.

Аксиологический объективизм исходит из того, что ценность — свойство объекта; она принадлежит ему, зависит от него, опреде­ляется им. Роль субъекта при таком понимании ценности сводится к восприятию ее такой, какой она объективно существует. Это роль пассивного наблюдателя, регистратора того, что реально существует в объективном мире, будь то природа или общество. Так, человек фиксирует ценности окружающей его природы: климата, поверхности суши и Мирового океана, флоры и фауны. В этом смысле ценность определяется исключительно по качествам своего носителя — объекта, который имеет своим предназначением удовлетворение человеческих потребностей: ценно в объекте все то, что полезно для человека.

Аксиологический субъективизм полагает, что ценность присуща субъекту, который наделяет объект теми или иными ценностными качествами. Если аксиологические объективисты считают, что цен­ности сами по себе не зависят от человека, существуют независимо от человечества, то, как видно, кредо аксиологического субъективизма иное. Его особенность состоит в том, что никакой предмет не обладает ценностью, если отсутствует воспринимающий его субъект. Ценность имеет только то, что существует для людей — ее потребителей в настоящем и что выступает в качестве идеала для будущего.

Стремясь преодолеть субъективизм индивидов, каждый из которых по-своему, зачастую искаженно трактует окружающие его и используемые им ценности, ряд философов выдвигает в качестве познающего их субъекта те или иные социальные группы (страты) или общество в целом. В данном случае имеют место разновидности группового или социального субъективизма в аксиологии. Соответственно этому ценностью считается объект (вещь, явление, процесс), который необходим и полезен для совокупного субъекта. Комплексный подход к ценностям позволяет осуществить их типологию. Называются ценности:

предметные и духовные;

социальные, этические и эстетические;

индивидуальные и коллективные;

абсолютные и относительные и др.

24. Гносеология: проблема познаваемости мира и основные варианты ее решения

Гносеология, или теория познания, - это раздел философских знаний (философская наука, философская дисциплина), в которой исследуется возможность познания человеком мира, а также познание человека самого себя; исследуется движение познания от незнания к знанию; исследуется природа знаний самих по себе и в соотношении с теми предметами, которые в этих знаниях отражаются.

Длительный путь развития гносеологии позволил вычленить следующие ее основания:

- человеческое познание есть отражение людьми объективно существующего мира и самих себя как части этого мира;

- процесс познания есть процесс снятия неопределенности, движение от непознанного к познанному;

- познание - многофазовый процесс, включающий возможности чувственного и рационального освоения мира;

- основанием, целью и средством познания выступает практика, она претендует быть критерием истины полученного знания;

- процесс познания - это процесс расширения и углубления людьми своих знаний о мире и о себе, в том числе и о формах познания и самопознания.

Существует 2 ответа на вопрос, познаваем ли мир.

1. да, мир познаваем (гносеологический оптимизм).

2. нет (скептицизм и агностицизм).

Агностицизм – гносеологическое понятие, представители которого отрицают полностью или частично возможность познания мира.

Познавательный оптимизм – концепция, утверждающая возможность познания мира.

Скептицизм – философская концепция, подвергающая сомнению возможность познания объективной действительности.

К числу основных понятий теории познания относятся: субъект и объект познания, познавательная деятельность, отражение, знание, истина и др.

Познание происходит в силу того, что субъект вторгается в сферу объекта и переносит его в свою собственную сферу, поскольку определенные моменты объекта отражаются в психике субъекта.

Знание – это результат познавательной деятельности субъекта, выражающий в знаковой форме свойства и связи различных объектов природной, социальной и духовной реальности.

Выделяют чувственную, рациональную и иррациональную стороны познания.

Чувственное познание осуществляется посредством человеческих органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Оно включает в себя три формы: ощущение, восприятие и представление.

Рациональное познание осуществляется посредством рассудка или разума, т.е. путем мыслительной деятельности. Оно регулируется законами логики, поэтому может быть понято, как процесс логического рассуждения на основе образования понятий, суждений и умозаключений. Этот процесс совершается осознанно и контролируется субъектом.

Иррациональная сторона познания – включает интуицию, непосредственное созерцание, инсайт или озарение. Интуиция – процесс сложного и неосознаваемого по существу взаимодействия чувств, разума и опыта.

В реальном процессе познания все его стороны тесно взаимосвязаны.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал