![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наука как деятельность, социальный институт и система знаний. Функции науки.
Науку можно рассматривать с трех точек зрения: 1. Наука как особый вид познавательной деятельности в отличие от обыденного, художественного и других видов познания. 2. Наука как определенная система объективных, особым образом организованных и обоснованных знаний, изложенных на специальном языке. 3. Наука как особый социальный институт направленный на формирование специфических идеалов и норм, организации научно- познавательной деятельности. Наука начала зарождаться в древности, однако как целостное и широко распространенное явление оформилась в Европе в 15 – 17 веках. С этого времени она прошла три этапа своего развития: классический, неклассический и постнекласический. Классический этап (17 – 19 век) – в науке господствует объективный, независимый от субъекта стиль мышления. Стремление познать предмет сам по себе, безотносительно к условиям его изучения. Неклассический этап (1-ая половина 20 века) – отвергается объективизм классической науки, отбрасывается представление о реальности как о чем-то независящем от средств изучения и субъективного фактора. Постнекласический этап (2-ая половина20 века - 21 век) – учитывается зависимость характера получаемых знаний не только от особенностей средств и деятельности субъектов познания, но также от ценностно-целевых установок. Наука – это особый вид познавательной деятельности, ориентированный на достижение объективного предметного знания. Наука отличается от обыденного познания: - наука имеет свой специфический язык. - вырабатывает специальные методы исследования. - вырабатывает способы использования методов. - работают специально подготовленные люди. - характерна систематизация знаний. Все эти признаки вытекают из одного – наука изучает объекты, не вовлеченные в практическую деятельность. Роль и место науки как социального института отчетливо видны в ее социальных функциях. Главные из них - культурно-мировоззренческая функция, функция непосредственной производительной силы, функция социальная. Первая из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир. Вторая функция с особенной силой обнаружила свое действие в наши дни, в обстановке углубляющейся НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью. Наконец, роль науки как социальной силы отчетливо проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы находят все более широкое применение при решении широкомасштабных проблем социального развития, его программирования и т.д. В настоящий период особое место науке принадлежит в решении глобальных проблем современности - экологической, проблемы ресурсов, продовольствия, проблемы войны и мира и т.д. Наука разделяется на множество отраслей знаний, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности они изучают: (естественные, гуманитарные, технические, фундаментальные, прикладные). Непосредственной целью науки является постижение истины и открытие объективных законов.
|