![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основные формы чувственного и рационального познания. Место и роль интуиции в познавательных процессах.
Содержание главных понятий теории познания дает самое общее представление о структуре познавательной деятельности. Выделяют формы чувственного и рационального познания. Чувственное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством органов чувств человека: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Оно включает в себя четыре формы - ощущение, восприятие, представление и воображение. Ощущение - непосредственное отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на органы чувств. Каждое ощущение отражает одно из свойств воспринимаемого объекта и возникает только при непосредственном контакте с ним человека. Восприятие — это целостный образ, отражающий непосредственно воздействующие на органы чувств предметы, их свойства и отношения. Восприятие таким образом сохраняет одну из главных характеристик ощущения - наличие непосредственного контакта с воспринимаемым предметом, но трансформирует другую - отражение в нем отдельных свойств воспринимаемого предмета подчинено построению его целостного образа. В восприятии ведущую роль играют те компоненты, которые обеспечивают постоянство образа воспринимаемого предмета, живого существа или какой-либо ситуации при изменении условий восприятия. Представление — высшая форма чувственного отражения в виде целостного образа непосредственно не воспринимаемых предметов. Представление сохраняет такую важную характеристику восприятия, как целостность образа познаваемого предмета, но воспроизводится он не путем прямого контакта, а " по памяти". Представление подымает познавательные возможности человека на чувственном уровне на новую, более высокую ступень, освобождая его от энергоемких и требующих больших затрат времени непосредственных контактов с познаваемыми предметами. Воображение - форма чувственного познания, результатом которого является создание представлений о предметах и мысленных ситуаций, которые никогда в целом не воспринимались человеком в действительности. Воображение отличается от представления той частью его содержания, которая привнесена фантазией, вымыслом, " опережающим отражением" человека. Рациональное познание - это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли). К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение - форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание. Интуиция - явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Это неожиданное " озарение" (" инсайт" * внутренняя вспышка), внезапное постижение истины. В истории философии понятие интуиции включало разное содержание. Интуиция понималась как форма непосредственного интеллектуального знания или созерцания (интеллектуальная Интуиция). Так, Платон утверждал, что созерцание идей (прообразов вещей чувственного мира) есть вид непосредственного знания, которое приходит как внезапное озарение, предполагающее длительную подготовку ума. Интуиция трактовалась также и как познание в виде чувственного созерцания (чувственная Интуиция): «…безоговорочно несомненное, ясное, как солнце… только чувственное», а потому тайна интуитивного познания и «…сосредоточена в чувственности» (Фейербах Л.). Интуиция понималась и как инстинкт, непосредственно, без предварительного научения определяющий формы поведения организма (А. Бергсон), и как скрытый, бессознательный первопринцип творчества (З. Фрейд). В некоторых течениях философии Интуиция трактуется как божественное откровение, как всецело бессознательный процесс, несовместимый с логикой и жизненной практикой (интуитивизм). Роль Интуиции особенно велика там, где необходим выход за пределы существующих приёмов познания для проникновения в неведомое. Но Интуиция не есть нечто неразумное или сверхразумное. В процессе интуитивного познания не осознаются все те признаки, по которым осуществляется вывод, и те приёмы, с помощью которых он делается. Интуиция не составляет особого пути познания, идущего в обход ощущений, представлений и мышления. Она представляет собой своеобразный тип мышления, когда отдельные звенья процесса мышления проносятся в сознании более или менее бессознательно, а предельно ясно осознаётся именно итог мысли — истина.
|