Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 5. Творчество Е.А. Баратынского
1.Особености ранней лирики поэта. Жанр элегии («Разуверение», «Признание»). 2.Жанр поэмы в творчестве Баратынского («Бал», «Эда», «Цыганка»). 3.Философская лирика поэта («К чему невольнику мечтания свободы?», «Последняя смерть»). 4.Особенности поэтики Баратынского. 5.Баратынский о назначении поэта («На смерть Гете», «Последний поэт», «Все мысль да мысль! Художник бедный слова!..»).
Литература
Баратынский Е.А. Стихотворения. Поэмы. М., 1983 / Литературные памятники. Тойбин И.М. Е.А Баратынский // Баратынский Е.А Полн. собр. стихотворений. Л., 1988. С. 5 – 52. Фридман М.П. Творческий путь Баратынского. 1800 – 1844. М. 1966. Летопись жизни и творчества Е.А. Баратынского. 1800- 1844 / Сост. А.М. Песков. М., 1988. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. М., 1976. С. 174 – 197. Лебедев Е.Н. Тризна: Книга о Е.А. Баратынском. М., 1985 / Б-ка «любителям российской словесности». Тойбин И.М Тревожное слово: (О поэзии Е.А. Баратынского). Воронеж. 1988. Семенко И.М Поэты пушкинской поры. М. 1970. С. 221 – 292. Дарвин М.Н. Поэтика лирического цикла («Сумерки» Е.А. Баратынского). Кемерово, 1981 Занятие 6.«“Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)” А.С. Пушкина» 1.История создания и публикации цикла стихов. Вид цикла. 2.Проблема литературных традиций в «кавказском» цикле. 3.Стихи любовной тематики и их роль в цикле Пушкина. 4.Образы, поэтика и художественная концепция стихотворений «Кавказ» и «Обвал». 5.Цикл стихов 1829 года и «Путешествие в Арзрум…». Сходство и своеобразие образов и мотивов.
Литература
Пушкин А.С. На холмах Грузии лежит ночная мгла, Калмычке, Из Гафиза, Дон, Дорожные жалобы, Кавказ, Обвал, Делибаш, Монастырь на Казбеке, Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.3, 6. Л., 1977, 1978. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина (1826 - 1830). М., 1967. С. 337 – 451. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. Л., 1976. С. 213 – 270. Слинина Э.В. Лирический цикл А.С. Пушкина «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)» // Пушкинский сборник. Л., 1977. С. 3 – 16. Городецкий Б.П. Лирика Пушкина: Пособие для учителя. Л. 1970. С. 123 – 131. Слонимский А. Мастерство Пушкина. М., 1963. С. 74 – 114. Балашова И.А. К вопросу о литературных источниках «Стихов, сочиненных во время путешествия (1829)» А.С Пушкина// Источники пленительных образов: традиции в русской романтической литературе. Ростов н/Д, 1996. С. 73 – 88. Балашова И.А. Касыда А. Мицкевича «Фарис» в «восточных впечатлениях» А.С. Пушкина // Научная мысль Кавказа. Ростов н/Д., 1996. №2. С. 68 – 72. Кусов Г.И. Малоизвестные страницы Кавказского путешествия А.С. Пушкина. Орджоникидзе, 1987. С. 100 – 128; 134 – 149. Жирмунский В.М. Пушкин и Байрон. Л., 1972. Левкович Я.Л. Автобиографическая проза и письма Пушкина. Л., 1988. С. 115 – 149. Холшевников В.Е. «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» А.С. Пушкина // Анализ одного стихотворения. Л., 1985. С. 98 – 105. Алексеев М.П. Пушкин и проблема «вечного мира» // Алексеев М.П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л., 1984. С. 174 – 221.
Занятие 7. Повесть А.С. Пушкина «Пиковая дама»
1.История создания и особенности композиции повести. 2.Сюжет карточной игры и фантастика произведения. 3.Образное сравнение XVIII-го и XIX-го вв. 4.Традиции живописи в образном мире повести. Их влияние на поэтику произведения. 5. В чем проявился наполеонизм Германа? 6.Каково отношение автора к своему герою? 7.Роль женских образов в повести.
Литература
Пушкин А.С. // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 10 т. Т.6. Л., 1978. Виноградов В.В. < О «Пиковой даме»> // Виноградов В.В. О языке художественной прозы. М., 1980. С. 256 – 284. Лежнев А.З. Проза Пушкина. М., 1966. С. 11 – 35, 109 – 136, 175 – 222. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 56 – 67. Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С. 168 – 206. Балашова И.А. Повесть «Пиковая дама». Романтическая концепция личности в творчестве А.С. Пушкина // Лекции по истории русской литературы ХIХ века. Ростов н/Д, 1997. Ч.1. С. 75 – 87. Балашова И. А. Пушкин и У. Хогарт (проблема рубежа веков) // Античнicть – Сучаснiсть (питання фiлологiї. Вип. 1. Донецк, 2001. С. 169 – 176. Есипов В. Исторический подтекст в повести Пушкина «Пиковая дама» // Вопросы литературы. М., 1987. № 4. С. 193 – 206. Петрунина Н.Н. Проза Пушкина. Л., 1987. С. 1999 – 241.
Занятие 8. Повесть М.Ю. Лермонтова «Фаталист»
1.Место повести в цикле повестей «Герой нашего времени». 2.Своеобразие конфликта и характера главного героя. 3.Трагедийное мироощущение героя повести и средства его выражения. 4.Особенности стиля и языка Лермонтова. 5.Философское содержание повести.
Литература
Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени. М., 1962 / Литературные памятники. Белинский В.Г. «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова // Белинский В.Г. Полн. собр.соч. Т.4. М., 1954, С. 193 – 270. Лермонтовская энциклопедия (ст. «Герой нашего времени»). М., 1981. С. 101 – 111. Эйхенбаум Б.М. «Герой нашего времени» // Эйхенбаум Б.М. Статьи о Лермонтове. М.; Л., 1961. С. 221 – 285. Михайлова Е.Н. Проза Лермонтова М., 1957. С. 335 – 382. Лотман Ю.М. «Фаталист» и проблема Востока и Запада в творчестве Лермонтова // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 218 – 235. Балашова И.А. Художественные типы Лермонтова, поэта и прозаика // Лекции по истории русской литературы XIX века. Ростов н/Д, 1999. Ч.2. С.30 – 45.. Турбин В.Н. Пушкин, Гоголь, Лермонтов: Об изучении литературных жанров. М., 1978. С. 140 – 156: 197 – 199; 203 – 216. Мануйлов В.А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. Изд. 2-е, доп. Л., 1975.
Занятие 9. Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор»
1.История создания комедии 2.Особенности композиции. 3.Своеобразие комедийных ситуаций и комических характеров. Роль античных традиций. 4.Сюжетное значение первого явления и «немой сцены». 5.Обобщение мнений о пьесе в «театральном разъезде».
Литература
Гоголь Н.В. Ревизор. Театральный разъезд после представления новой комедии // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 4. М., 1984 / Б-ка «Огонек». Отеч. Классика. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 170 – 267. Золотусский И. Гоголь. М., 1984. Федь Н.М. Искусство комедии. М., 1978. С. 62 – 106. Фрейденберг О.М. Миф и театр. М., 1988. Терц А. В тени Гоголя // Терц А. Собр. соч.: В 2-х т. Т. 2. М., 1992. Балашова И.А. Образный мир комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» // Балашова И.А. Лекции по истории русской литературы XIX века. Ростов н/Д, 1999. Ч.2. С.45 – 74. Вишневская Э.Л. Гоголь и его комедии. М., 1976. С. 123 – 164; 194 – 251. Лотман Ю.М. О Хлестакове // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 293 – 325. Манн Ю.В «Ужас оковал всех…» / О немой сцене в «Ревизоре» // Вопросы литературы. М., 1989. № 8. С. 223 – 236.
Занятие 10. Поэма Н.В. Гоголя «Мертвые души» 1.Смысл названия и особенности жанра произведения. 2.Своеобразие композиции поэмы. Особенности поэтики произведения. 3.Комедийные мотивы и образы. Мифологемы в образном мире произведения. 4.Роль произведения в формировании философско-эстетических воззрений Гоголя.
Литература
Гоголь Н.В Мертвые души // Гоголь Н.В. Собр. соч.: В 8-ми т. Т. 5, 6. М., 1984 / Б-ка «Огонек». Отеч. Классика. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.4. М., 1954. С. 193 – 270. Белинский В.Г. Похождения Чичикова, или Мертвые души. Поэма Н. Гоголя. Издание второе. Москва, 1846; < Письмо к Н.В. Гоголю 15 июля н.с. 1847 г.> // Белинский В.Г. Полн. собр. соч. Т.10. М., 1956. С. 51 – 53; 212 – 221. Аксаков К.С. Несколько слов о поэме Гоголя «Похождения Чичикова или Мертвые души» // Аксаков К.С., Аксаков И.С. Литературная критика. М., 1982 С. 141 – 151. Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М.; Л., 1959. С. 473 – 530. Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. Изд. 2-е, доп. М., 1988. С. 267 – 366. Манн Ю.В. В поисках живой души. Изд. 2-е, испр. и доп. М., 1987. С. 31 – 65, 74 – 83, 149 – 166, 201 – 250, 268 – 281. Карташова И.В. Гоголь и романтизм, Калинин, 1973. Лотман Ю.М. Пушкин и «Повесть о капитане Копейкине». К истории замысла и композиции «Мертвых душ» // Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкина, Лермонтов, Гоголь: Кн. для учителя. М., 19888. С. 235 – 251. Анненский И.Ф. Художественный идеализм Гоголя. Эстетика «мертвых душ» и ее наследие // Анненский И.ф. Избранные произведения. Л., 1988. С. 612 – 634. Смирнова Е.А. Поэма Гоголя «Мертвые души». Л., 1987. Барабаш Ю.Я. Гоголь. Загадка «прощальной повести». «Выбранные места из переписки с друзьями». Опыт непредвзятого прочтения. М., 1993. Золотусский И. Гоголь. 2-е изд., испр. и доп. М., 1984. С.З42-523.
1. Литературное движение 1840–1850-х годов
1. Особенности русского Романтизма второй трети XIX века (Н.А. Полевой, Я.П. Полонский, Ф.И. Тютчев). 2. Новые тенденции в литературе: актуализация реального и возвращение к соотношению реального и идеального (А.Я. Кульчицкий, Д.В. Григорович, Н.А. Некрасов). 3. Становление «натуральной школы». Роль В. Г. Белинского в обосновании ее программ и целей. 4. Эстетическая критика о художественности литературных произведений..
Литература: Полевой Н.А Дурочка // Полевой Н.А. Избр. произв. и письма. М., 1986. С. 443 – 492. Полонский Я.П. Сочинения: В 2-х т. М., 1986. Тютчев Ф.И. Полн. Собр. стихотворений. Л., 1957. Кульчицкий А.Я. Необыкновенный поединок // Живые картины: повести и рассказы писателей «натуральной школы». М., 1988. С. 56 – 104. Григорович Д.В. Петербургские шарманщики // Физиология Петербурга. М., 1984. С. 84 – 107. Некрасов Н.А. Петербургские углы // Физиология Петербурга. М., 1984. С. 132 – 155.
Шевырев С.П. «Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма Н. Гоголя. Ст. вторая // Русская эстетика и критика 40-50 годов XIX века. Белинский В.Г. Взгляд на русскую литературу 1847 года // Полн. Собр. соч. М., 1956. Т. 10. С. 279 – 359. Самарин Ю.Ф. О мнениях «Современника», исторических и литературных; Аксаков К.С. Тир критические статьи. III Петербургский сборник, изданный Некрасовым // Русская критика XVIII – XIX веков. М., 1978. С. 178 – 191; 118 – 129. Карпов А.А. Николай Полевой и его повести // Полевой Н. Избр. произв. и письма. М. 1986. С. 3 – 26. Кантор В.К., Осповат А.А. Русская эстетика середины XIX века: теория в контексте художественной культуры // Русская эстетика и критика 40 – 50-х годов XIX века. М. 1982. С. 7 – 42. Кулешов В.И. «Натуральная школа» в русской литературе XIX века. 2-е изд. М., 1982. 238 с. Манн Ю.В. Философия и поэтика «натуральной школы» // проблемы типологии русского реализма. М., 1969. С. 241 – 306. Егоров Б.Ф. Литературно-критическая деятельность Белинского. М., 1982. 175 с. Или: Кийко Е.И. В.Г. Белинский. М., 1972. 176 с.
2. Роман И.С Тургенева «Рудин»
1. Противоречия между личностью и обществом в повестях Тургенева 1850-х годов и в романе «Рудин». 2. Особенности представления главного героя романа. 3. Отдает ли Рудин отчет самому себе в своих поступках? 4. Герой Тургенева – Гамлет или Дон Кихот? 5. Типологическое содержание образа Рудина.
Литература:: Тургенев И.С. Рудин. Гамлет и Дон Кихот // Полн. собр. соч. и писем. Сочинения. М., 1980. Т. 5. Некрасов Н.А. Критика и публицистика // Полн. собр. соч. и писем. М. 1950. Т. 9. С. 388 – 390; М., 1952. Т. 10. С. 258 – 260; 263 – 264. Чернышевский Н.Г Русский человек на «rendes-vous» // Полн. собр. соч. М., 1950. Т. 5. С. 156 – 174. Комментарии к роману И.С. Тургенева «Рудин» // Сост. В.В. Данилов М., 1918. Маркович В.М. Человек в романах Тургенева. М. 1975. 152 с. Сарбаш Л.Н. Изучение поэтики романов И.С. Тургенева 50 – 60-х годов. Чебоксары, 1988. С. 50 – 56. Радек Л.С. Герцен и Тургенев Литературно-эстетическая полемика. Кишинев, 1984. С. 75 – 97. Буданова Н.Ф. Достоевский и Тургенев: творческий диалог. Л., 1987. С. 13 – 37. Цейтлин А.Г. Роман И.С. Тургенева «Рудин» М. 1968. 70 с.
3. Роман И.С Тургенева «Дворянское гнездо»
1. История создания произведения. 2. Особенности композиции. 3. Нравственные поиски главного героя. 4. Своеобразие любовного конфликта. Образ Лизы Калитиной. 5. Художественное совершенство романа.
Литература: Тургенев И.С Дворянское гнездо // Полн. собр. соч. и писем. Сочинения. М., 1981. Т. 6. Писарев Д.И. «Дворянское гнездо», роман И.С Тургенева // Тургенев в русской критике М., 1953. С. 223 – 243. Григорьев А. И.С. Тургенев и его деятельность // Григорьев А. Литературная критика. М., 1967. С. 240 – 367. Овсянико-Куликовский Д.Н. Собр. соч. СПб., 1910. Т. 2. И.С. Тургенев. С. 187 – 254. Конышев Е.Н. Традиция классицизма в романе И.С. Тургенева «Дворянское гнездо» // Творчество И.С. Тургенева. Курск, 1984. С. 110 – 122. Сарбаш Л.Н. Предыстория героя в романах И.С. Тургенева как способ организации повествования // Научные доклады высшей школы. Филологические науки. 1987. № 1. С. 63 – 66. Курляндская Г.Б. Структура повести и романа И.С. Тургенева 1850-х годов. Тула, 1977. 269 с. Малахов С.А Дворянское гнездо // История русского романа: в 2 т. М.; Л., 1962. Т. 1. С. 476 – 484. Лотман Л.М. Реализм русской литературы 60-х годов XIX века. Л., 1974. С. 41 – 92.
|