Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ГЛОССАРИЙ. Романтизм – культурная эпоха, начавшаяся в искусстве Нового времени и характеризующаяся ощущением и осознанием двойственности вещи и явления⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Романтизм – культурная эпоха, начавшаяся в искусстве Нового времени и характеризующаяся ощущением и осознанием двойственности вещи и явления, противоречивости мира и личности, реального и идеального, личного и общего и – стремлением к творческому воссозданию гармоничного и непротиворечивого художественного мира. Последним романтики обнаружили ценность настоящего момента, значимость любви, дружбы, искусства. Натурализм – одна из форм воплощения эстетической программы романтиков. Характеризуется актуализацией первой части антитезы реального и идеального, что приводит к преобладанию в образном мире произведений предметности, фактологии, к нарушению гармоничности мироощущения автора, и потому в творчестве писателей-«натуралистов» главенствуют критические, трагедийно-сатирические сюжеты и интонации. «Натуральная школа» – сформировавшееся на основе практики русских писателей и критической деятельности В.Г. Белинского литературное творческое объединение. Участники его имели общие эстетические и художественные принципы, свой печатный орган, они издали сборники очерков и рассказов. Школа распалась, выразив тенденции, но не став самостоятельным явлением. Поэты-традиционалисты – поэты 1840–1860-х годов, активно развивавшие в своем творчестве традиции русской поэзии Золотого века и в связи с этим не утратившие эстетической полноты творений, мифологизма образов, сюжетов, жанров, религиозного и социального звучания – свойств, присущих поэзии ранних романтиков. Рационализм – проявление в эстетике и практике романтиков традиций искусства Просвещения и тенденций, характерных для эволюции человеческих знаний и представлений. Следствием увлечения рациональным стало нарушение соотношения реального и идеального в творчестве поэтов-декабристов, а затем – писателей, поэтов и критиков демократического и революционно-демократического направления. Философская повесть – один из прозаических жанров, развивавшийся в творчестве В.Ф. Одоевского и А.И. Герцена и отличавшийся повышенной символикой образов, продуманностью композиции, трагическими интонациями, наличием философской сентенции, иногда высказываемой непосредственно. В отличие от известного истории литературы философского романа, например, эпохи Просвещения, философичность повести романтиков не умаляет ее художественности. Стихотворения в прозе – синтезирующий жанр, в русской прозе выразивший потребность возвращения полноты лирического мироощущения, а также те особенности творчества И.С. Тургенева, которые связаны с его вниманием к современной западноевропейской литературе и ощущением единства творчества, лирического и эпического, личного и народного, национального и мирового, важного составляющего единой мифологии романтиков. Литературная сказка – один из характерных для русских романтиков, в том числе и ранних, синкретичных жанров, в котором осуществляется соединение свойств фольклорной сказки и основанного на фантастике и вымысле рассказа, создаваемого писателем или поэтом. В этом жанре с особой полнотой выявляются свойства романтической мифологии как данности искусства Нового времени. Мифологическая содержательность образа – обязательное для художественного образа свойство, восходящее, во-первых, к архаическому впечатлению человека о взаимосвязи создаваемых им плясовых, драматически-игровых, рисованных, скульптурных, и словесных образов с предстоящей ему Вселенной, во-вторых, – к традиции мифотворчества античности и средневековья, и предстающее, кроме того, в соотносимых с традицией и конкретно-историческим и биографическими реалиями новыми мифологемами, создаваемыми поэтами и писателями эпохи Романтизма. Образ лишнего человека – проявление типологизирующей способности художественного мышления романтиков, выразившейся и в творчестве Тургенева. Художественные размышления о судьбе личности привели к пониманию трагедии ее нереализованности, напоминающей переживания героя трагедии Шекспира «Гамлет». В создании этого типа получил выражение новый кризис романтического мироощущения, вызванный обострением противоречий между личностью и обществом. Нигилист – созданное Тургеневым определение типа новой личности, которую отличает стремление на основе научных знаний о мире и обществе преодолеть трагедию невостребованности человека обществом, современным писателю. Трагедийность, интеллектуальность, типологизация, метаморфизм, комедийная метафора, контраст, гротеск, комедийное сравнение, пародия, – свойства образов и интонаций произведений, связанные с особенностями мироощущения поэтов и писателей второй трети XIX века. Романтический историзм – объединение в художественном образе и произведении романтиков реального и идеального, фактического и мифологического, но выверенного осознанием реальных фактов и их типологии, подобно тому, как это происходит в фольклоре, ставшем образцом для искусства Нового времени. Романтическая мифология – совокупность образов и произведений романтиков, которая, по определению Шеллинга, представляет собой мифологию второго рода, в отличие от древних, мифологий первого рода; она явится результатом творческой деятельности поколений многих выдающихся поэтов и писателей и этим будет сходна с творчеством Гомера. К процессу ее формирования прикосновенны все значительные русские поэты и писатели-романтики XIX века.
|