Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная политика государства






Введение

Социальная политика - это область политики государства по отношению к формированию жизненного уровня населения, воспроизводству человеческого капитала, оказанию социальных услуг и развитию социальной инфраструктуры на федеральном, региональном и местном уровнях Холостова Е. И. Социальная политика и социальная работа. - М.: Дашков и Ко, 2011. - С.65..

Регулирование государства в области экономики направлено на повышение эффективности общественного производства, обеспечение социальной справедливости и стабильности. Социальная область регулирования должна удовлетворять всем трем вышеперечисленным целям. Устройство рыночной экономики делает неотвратимым вмешательство государства в сферу доходов с целью их перераспределения. Согласно этому государство получает средства, необходимые для удовлетворения общих нужд (оборона, экология, развитие производственной и социальной инфраструктуры), материальной поддержки временно не занятых в производстве, нетрудоспособных (престарелых и молодежи), а также малообеспеченных групп работников. Так же, общество ответственно за уровень доходов работников, занятых в бюджетных отраслях, чьи доходы носят фиксированный характер. Осознавая особую социальную значимость перераспределения доходов для обеспечения стабильности рыночного общества, государство стремится, избежать двух крайностей: формирования иждивенческих настроений у малоимущих и подрыва у экономически активной части общества стремления к высокодоходной деятельности. Стремление к равенству доходов, воплощающему, по мнению многих, социальную справедливость, сопровождается падением экономической эффективности, так как незачем эффективно работать ни «бедному», ни «богатому» (все равно общество отнимет). Неравенство же в доходах обеспечивает экономическую эффективность, но сопровождается социальной несправедливостью в виде значительной имущественной дифференциации общества. Выбор между равенством и неравенством доходов превращается в выбор между «социальной справедливостью» и «экономической эффективностью» - что и составляет актуальность выбранной автором темы.

Объектом представленной работы является социальная политика государства, которую можно рассматривать как процесс функционирования и развития человека и общества. Субъектами выступают государство и население, а предмет - механизм осуществления государственной социальной защиты малообеспеченных граждан.

Цель данной работы состоит в том, чтобы дать представление о проводимой социальной политике государства, а также в чем состоит сущность выбора между социальным равенством и экономической эффективностью. Эта цель и предопределила постановку задач работы:

- дать понятие социальной политике государства;

- описать задачи и функции социальной политики;

- проанализировать основные направления рассматриваемой сферы;

- выявить сущность понятий социальное равенство и экономическая эффективность;

- охарактеризовать роль государства в распределении доходов населения.

Работа состоит из введения, двух взаимосвязанных между собой глав, включающих в себя шесть структурных элементов, заключения и списка используемой литературы.

В исследовании были применены такие методы познания как: анализа и синтеза, экономический, исторический, математический и другие.

Научную основу представленного исследования составляют работы различных российских и зарубежных авторов, специализирующихся в сфере политической экономики.

1 Сущность социальной политики государства

1.1 Понятие социальной политики государства

социальная политика государство

Социальная политика, в широком понимании, представляет собой систему экономических отношений между негосударственными и государственными институтами, с одной стороны, и отдельными социальными группами и индивидами - с другой стороны, по обеспечению последних достойными условиями жизни и труда. В узком понимании социальная политика это важная часть государственной экономической политики, которая направлена на решение социальных проблем Социальная политика в современной России. Реформы и повседневность / Под ред. П. Романова, Е. Ярской-Смирновой.-М.: Вариант, 2008 г.- С.121..

Считается, что социальная политика имеет следующие функции: экономическую, защитную, распределительную и идеологическую.

Экономическая роль социальной политики была понята обществом недавно, когда появилась концепция «государства всеобщего благосостояния» Кейнса. В XIX в. социальная политика рассматривалась как система защитных мер, обеспечивающих сглаживание негативных последствий развития экономики по капиталистическому пути, то есть социальная политика не воспринималась как автономная область политики государства, а считалась как скорая помощь для населения.

На сегодняшний день социальная политика государства представляет собой часть экономической политики, которая является одним из важнейших факторов экономического роста. В результате осуществления эффективной социальной политики Бардовский В. П. Экономика- М.: Инфра-М, 2009. - С.267.:

сокращается количество населения, которые нуждаются в социальной защите, ослабляя нагрузку на расходную часть госбюджета, повышая его сбалансированность;

увеличивается квалифицированный и образовательный уровень работников, что является важнейшим фактором современного экономического роста;

повышается взнос налогов от населения, что увеличивает доходную часть госбюджета;

растут доходы и сбережения населения, служащие источниками для инвестиций;

увеличивается спрос на товары и услуги, стимулирующих экономический рост.

Экономическая функция социальной политики реализуется на практике через защитную и распределительную функции.

Распределительная функция предполагает участие государства в формировании, распределении и перераспределении доходов. Здесь главной целью является повышение благосостояния различных социальных групп и общества в целом.

Идеологическая функция социальной политики государства заключается в сохранении духовного и культурного развития населения, снятии социальных противоречий и конфликтов, возникающих на экономической почве.

Таким образом, социальная политика, реализуя в экономике сложившиеся в обществе представления о социальной справедливости, осуществляет на практике идеи гуманности и социальной ориентации экономики, связывая экономику и общество Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В. Экономическая теория. В 2 т. Т. 1. - М.: Владос, 2010. - С687..

Характер и содержание социальной политики зависят от степени вмешательства государства в управление социальными процессами. В зависимости от этого все сложившиеся сегодня в развитых странах типы государственной социальной политики делят на две группы. Первую можно назвать остаточной: социальная политика выполняет функции, которые не в состоянии осуществить рынок (ограниченная по своим масштабам и контингенту политика, преимущественно пассивная и имеет компенсационный характер). Ее концепции формируются под воздействием идей консерватизма (например, американская модель). Вторая группа -- институциональная: социальная политика играет важнейшую роль в обеспечении населения социальными услугами и рассматривается в качестве более эффективного средства. Это более конструктивная и перераспределительная политика. Концепция данной политики испытывает влияние социал - демократической идеологии (шведский вариант социального государства). Социальная роль государства во всех остальных странах мира находится в диапазоне между этими двумя группами. Россия относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере.

Социальная политика осуществляется на разных условиях экономической деятельности. Так, можно говорить о социальной политике фирмы в отношении своего персонала, о региональной и общегосударственной социальной политике.

Под уровнем жизни населения понимается уровень потребления материальных благ (обеспеченность населения промышленными потребительскими товарами, продуктами питания, жилищем и т. д.). Для оценки уровня жизни используется такие показатели, как потребление основных продуктов на душу населения, обеспеченность этими продуктами в расчете на семью.

Значительно более сложным для оценки является показатель качества жизни населения. Речь идёт о таких сложных показателях, как условия и безопасность труда, состояние среды обитания, наличие и возможность использования свободного времени, физическая и имущественная безопасность граждан и другое. Здесь имеют место быть интегральные социологические оценки, имеющие качественную, а не количественную определённость.

Оценки уровня и качества жизни изменяются во времени и пространстве. То, что 20-30 лет назад рассматривалось как высокий жизненный уровень, сегодня может лишь слегка превышать «черту бедности». То, что для европейца выглядит как нищета, для коренных жителей Африки или Заполярья может явиться наиболее рациональным образом жизни. Так, любые сравнения уровня и качества жизни, особенно в международном аспекте, должны непременно учитывать вышеприведённые обстоятельства.

Таким образом, социальная политика - это действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества, и является одним из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, одинаковые условия для граждан страны. В решении социальных проблем общества, где развиты рыночные отношения, огромную роль играет государство. Это связано с тем, что рыночная экономика не гарантирует гражданам право на труд, стандартное образование, не обеспечивает социальную защиту инвалидов, малоимущих, пенсионеров. Поэтому возникает необходимость вмешательства государства в сферу распределения дохода между разными слоями общества, путем проведения социальной политики. О перераспределении доходов государства, поговорим в следующей главе, а пока окунемся в историю становления социального политического института.

1.2 Исторические этапы становления социальной политики

Социальная политика имеет крепкие корни и традиции. Есть мнение, что социальная политика как исторический феномен появилась достаточно недавно, в XX веке. С ростом масштабов государственного вмешательства в общественные процессы содействовало выделению социальной политики из всего комплекса общественного регулирования в качестве самостоятельного направления, охватывающего специфическую сферу человеческой жизни и деятельности. Появление самого понятия «социальная политика» связано с формированием во второй половине XIX в. теории и практики социального государства, вмешивающегося в общественные процессы, с целью их регулирования и стабилизации. Новые задачи государства получили системный и определенный характер и были объединены термином «социальная политика» Апостолова Т. М., Косевич Н. Р. Социальная политика Российской Федерации и правовой механизм ее реализации / Т. М. Апостолова, Н. Р. Косевич. - М.: Владос, 2008 г.- С.43..

Сострадательное отношение к бедным и увечным, различные формы благотворительности, главным образом раздача одежды и пищи, входила в обычаи древних славян. Начиная с царствования Петра, стала активно формироваться государственная политика, направленная на оказание поддержки нуждающимся, создание светских социальных учреждений. Система социальных учреждений, была установлена Указом Екатерины II в 1775 году. В изданном Екатериной Указе для управления губерний впервые в законодательном порядке устанавливается государственная система общественного призрения для всех гражданских сословий, создаются специальные приказы общественного призрения, со штатом и своими функциями, близкими тем, что выполняются органами социальной защиты и сегодня. В 1797 г. Павел I подписал Указ о назначении своей супруги, Марии Федоровны, руководителем всех социальных учреждений. С ее именем связан важный этап в развитии отечественного благотворения.

Середина XIX в. отмечена поисками нетрадиционных для нашей страны подходов к организации социальной помощи. Так, общество посещения бедных в Санкт-Петербурге, созданное в 1846 г. по инициативе князя В.Ф.Одоевского, привлекало людей к помощи нуждающимся, с одной стороны, на трудовых началах, с другой - обращаясь к чувству общественного долга. Вторая половина 60-х годов связана с расширением меценатства и благотворительности. Возникающие благотворительные общества и фонды пытались объединить вокруг себя людей, не согласных с существующим распределением материальных ценностей и социальным расслоением. Стали появляться организации, объединявшие людей по месту жительства, уровню образования, виду трудовой деятельности (Общество женского труда, Общество дешевых квартир и др.). Особое развитие получили воскресные народные школы, где обучение было бесплатным, а труд учителей - безвозмездным. Основной причиной бедности их организаторы считали невежество, неграмотность масс, поэтому социальную помощь ограничивали рамками просвещения. Однако их усилия не могли радикально изменить социальное самочувствие широких массЭтапы становления социальной защиты населения в России [Электронный ресурс] режим доступа: https://social-kansk.mirahost.ru/index.php? type=preview& area=1& p=articles& id=17.

До 1912 г. государственное пенсионное обеспечение в России охватывало только военнослужащих и чиновников. С принятием же страхового закона оно распространилось и на 2, 5 млн. рабочих и служащих, занятых в фабрично-заводской и горной промышленности. В 1917 г. начался новый этап развития социальной помощи в России: определяющим субъектом в разработке социальной политики стало государство, взявшее на себя заботу о больных, инвалидах и престарелых, женщинах и детях. Элементом социальной политики государства стала система разнообразных пособий и выплат, призванных обеспечить социальное равенство в стране.

В октябре 1917 г. был учрежден Наркомат государственного призрения России, переименованный в апреле 1918 г. в Наркомат социального обеспечения Российской Федерации. Однако не всегда провозглашенные государством цели и задачи соответствовали его материальным возможностям. В октябре 1918 г. был издан Закон, предусматривающий материальное обеспечение трудящихся при временной нетрудоспособности, инвалидности, безработице, сиротстве и вдовстве. Однако в структуре расходов государственного бюджета доля затрат на социальное обеспечение и страхование составляла лишь 2, 5%. В 1927 г. в СССР впервые было введено пенсионное обеспечение по старости. В 1946 г. образовано Министерство социального обеспечения РСФСР. В СССР успешно функционировали социальные учреждения для престарелых, одиноких людей, детей, потерявших родителей, детей, чьи родители были лишены родительских прав и др. Социально-педагогическая работа проводилась в школах, по месту жительства и в пенитенциарных заведениях. Помощь на дому инвалидам, престарелым, больным, социальный патронаж оказывали работники здравоохранения, органов социального обеспечения, организаций Красного Креста и Красного Полумесяца. Другие виды социальной работы - с семьей, с женщинами, отдельными индивидами, испытывающими трудности социального характера, осуществляли члены общественных организаций и прежде всего профсоюзных комитетов, а с середины 80-х годов - женсоветы. Называлась эта работа общественной, проводилась в нерабочее время и не оплачивалась.

Таким образом, в истории не существовало государств, так или иначе не решавших социальные проблемы, но, прежде всего, данная деятельность сводилась к неизбежной помощи пострадавшим от неурожаев, засухи, природных катастроф, эпидемий и т.д. Социальная политика вплетается в общую систему государственной политики, а в рамках формирования гражданского общества расширяет свои возможности и распространяется на активные негосударственные объединения и группы. Об основных направлениях социальной политики в настоящее время поговорим далее.

1.3 Основные направления социальной политики

Проведение социальной политики в развитых странах сформировало несколько направлений в ее реализации: регулирование занятости, политика государства в формировании доходов, социальная защита граждан, жилищная политика. Рассмотрим каждое из направлений подробнее.

1. Политика государства в формировании доходов - доходы между различными слоями населения распределяются неравномерно, т.е. существует разделение доходов - различия в уровне доходов на душу населения или на одного занятого. Поэтому государство проводит политику в формировании доходов. Неравенство доходов характерно для всех экономических систем. Для количественной оценки дифференциации доходов применяются различные показатели. Степень неравенства доходов отражает кривая Лоренца, при построении которой по оси абсцисс откладываются доли семей (в % от общего их числа) с соответствующим процентом дохода, а по оси ординат - доли доходов рассматриваемых семей (в % от совокупного дохода). Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, которая указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20, 40, 60% семей получают соответственно 20, 40, 60% от всего дохода, то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Кривая Лоренца демонстрирует фактическое распределение дохода. Заштрихованная область между линией абсолютного равенства и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов: чем больше эта область, тем больше степень неравенства доходов. Если бы фактическое распределение доходов было абсолютно равным, то кривая Лоренца и биссектриса совпали бы. Кривая Лоренца используется для сравнения распределения доходов в различные периоды времени или между различными группами населения.

Политика доходов - политика государства, проводимая правительством, путем воздействия на личные денежные доходы и на цены товаров и услуг, а тем самым и на личные реальные доходы. Для оценки уровня и динамики доходов населения используются показатели номинального, располагаемого и реального дохода Экономическая теория (политэкономия) / Под. ред. Г. Журавлевой. - М.: Инфра-М, 2011. - С.345..

Номинальные доходы характеризуют уровень денежных доходов независимо от налогообложения и изменения цен. Располагаемые доходы -- это номинальные доходы за вычетом налогов и других обязательных платежей, т.е. средства, используемые населением на потребление и сбережение. Для измерения динамики располагаемых доходов применяется показатель «реальные располагаемые доходы», рассчитываемый с учетом индекса цен. Реальные доходы характеризуют номинальные доходы с учетом изменения розничных цен (тарифов). Реальные располагаемые денежные доходы определяются исходя из денежных доходов текущего периода за минусом обязательных платежей и взносов, скорректированных на индекс потребительских цен.

Государственная политика доходов заключается в перераспределении их через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Трансфертные платежи - выплата правительством или фирмой домохозяйству или фирме денег (или передача товаров и услуг), взамен которой плательщик непосредственно не получает товары или услуги.

Социальные трансферты -- это система денежных или натуральных выплат населению, не связанных с его участием в хозяйственной деятельности в настоящее время или в прошлом. Целью социальных трансфертов является гуманизация отношений в обществе, предотвращение роста преступности, а также поддержание внутреннего спроса.

Механизм социальных трансфертов включает изъятие в форме налогов части доходов у средне- и высокодоходных слоев населения и выплату пособий наиболее нуждающимся и инвалидам, а также пособий по безработице. Государство перераспределяет доходы также путем изменения цен, устанавливаемых рынком, например, гарантированием цен фермерам и введением минимальных ставок заработной платы.

Индексация - это установленный государством механизм повышения денежных доходов населения, позволяющий частично или полностью возместить ему удорожание потребительских товаров и услуг. Индексация доходов направлена на поддержание покупательной способности, особенно социально уязвимых групп населения с фиксированными доходами -- пенсионеров, инвалидов, неполных и многодетных семей, а также молодежи Вечканов Г. С. Экономическая теория. Стандарт третьего поколения. - 3-е изд.- СПб.: Питер, 2011. - С.198..

2. Политика занятости - одно из важнейших направлений социальной политики, высокий уровень занятости обеспечивает и соответствующие доходы основной части населения. Под уровнем занятости понимается процент численности рабочей силы, имеющей работу в данный момент. Государство в своей политике стремится к достижению полной занятости.

Безработица - одна из основных проблем рыночной экономики, решать которую должно государство. В странах Запада за последние 30 с лишним лет сложилась система социальных амортизаторов, которые государство применяет для обеспечения экономической безопасности трудящихся. Сюда входят специальные меры по защите наемных работников от безработицы и обеспечению их права на труд. В целях регулирования занятости государство предпринимает следующие действия: сокращает продолжительность рабочей недели в периоды массовой безработицы, рекомендует проводить на предприятиях «разделение рабочих мест» между сотрудниками (дни увеличения занятости), досрочно увольняет на пенсию госслужащих предпенсионного возраста; создает новые рабочие места и организует общественные работы в области инфраструктуры, особенно для хронически безработных и молодежи; ограничивает иммиграцию, стимулирует репатриацию иностранных рабочих для снижения предложения рабочей силы на рынке труда. Большое значение приобретает создание бирж труда и реализация программ, направленных на подготовку и переподготовку рабочей силы Экономическая теория. Политическая экономия / И. Ларионов, Н. Пилипенко, В. Щербаков. -М.: Дашков и Ко, 2010. - С.543.. Существуют так же косвенные меры регулирования рынка труда: налоговая, кредитно-денежная и амортизационная политика правительства, законодательство в области социального обеспечения, трудовых отношений.

3. Социальная защита граждан, включает в себя поддержку малообеспеченных слоев населения и тех, кто не включен в общественное производство, а также защиту лиц, работающих по найму через государственную регламентацию режима труда и его оплаты, прав работника. Эта сторона социальной защиты определяется уровнем экономического развития страны, соотношением политических сил и уровнем самосознания. Система социальной защиты включает обязательные виды социального страхования, его добровольные виды; государственную систему социальной помощи и программы социальной помощи предприятий.

Принципы социальной защиты:

- социальная ответственность общества и государства;

- социальная справедливость в области трудовых отношений, всеобщий и обязательный характер защиты работников от социальных и профессиональных рисков, минимизация этих рисков;

- государственные гарантии социальной защиты;

- экономическая и социальная свобода работников в области труда и их личная ответственность;

- заинтересованность и солидарность субъектов защиты в формировании и совершенствовании систем защиты;

- многоуровневость и разноадресность способов социальной защиты, разнонаправленность мер социальной защиты Борисов Е.Ф. Экономика. - М.: Юрайт, 2011. - С.342..

Государственная система социальной помощи реализуется через механизм социальных программ. Важнейшей частью государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, имевших в течение какого-то времени постоянную работу и потерявших ее в связи с болезнью, безработицей, пенсионным возрастом. В обязанности государства входит обеспечение функционально - способной системы институтов страхования на случай болезни. Возможные несчастные случаи на производстве и профессиональные заболевания охватываются системой страхования от несчастных случаев. Социальная защита работников, как важнейшее направление социальной политики государства, крайне важна, т.к. большинство населения во всех странах составляют работающие, единственным (или основным) доходом которых является заработная плата.

4. Жилищная политика - рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Легко и быстро решаемые жилищные проблемы усиливают территориальную подвижность рабочей силы, что в условиях существенных структурных сдвигов приобретает особую значимость, ибо повышает эффективность производства.

Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство, используя различные возможности.

Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение. В рамках данного варианта государство обычно контролирует величину оплаты жилья, устанавливая предельную сумму доходов владельцев за сдаваемое в наем жилье. В отдельных случаях приходится поступать еще более решительно: изымать из частной собственности землю и использовать ее для государственного жилищного строительства.

Таким образом, суть социальной политики заключается в поддержании отношений как между социальными группами, слоями общества, так и внутри них, в обеспечении условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, в создании социальных гарантий для участия в общественном производстве. Важным направлением социальной политики является адресная социальная поддержка со стороны государства, в первую очередь, слабо защищенных слоев населения. Решение этой задачи имеет целью поддержание оптимальных соотношений между доходами занятой части населения и нетрудоспособных граждан через механизм налогов и социальных трансфертов. Стремление к социальному равенству - извечно со времен возникновения различных классов, богатства и бедности. Однако дифференциация в доходах и потреблении населения была и остается одной из основных характеристик современного общества. Более того, дифференциация в доходах расценивается многими экономистами как фактор, стимулирующий трудовую активность. О сущности социального равенства и экономической эффективности и будет идти речь в следующей главе.

2 Социальное равенство и экономическая эффективность

2.1 Сущность равенства и экономической эффективности

Для того, чтобы разобраться в вопросе выбора между социальным равенством или экономической эффективностью, по мнению автора, стоит раскрыть основные понятия, такие как справедливость, равенство, экономическая эффективность и т.д. Итак, понятие справедливости многогранно. Это и нравственное понятие, и правовое, и политическое. В основном слово «справедливый» означает: действующий беспристрастно, соответствующий истине, осуществляемый на законных и честных основаниях, истинный, правильный Экономическая теория. Основы экономической теории, микроэкономика, макроэкономика, история экономических учений/ Т. Игнатова, В. Некрасов, П. Васильев, Е. Золочевская. - Ростов н/Д.: Феникс, 2010. - С.176.. Справедливость - это справедливое, беспристрастное отношение к кому-либо или к чему-либо. Справедливость означает равенство всех людей в пользовании средствами жизни и правами.

Столкнувшись с проблемой существования бедности на фоне всеобщего изобилия, все страны предпринимают меры для помощи малоимущим гражданам. Однако всё, что поступает к бедным, должно быть отнято у богатых, и это, без сомнений, является основной причиной сопротивления введению перераспределяющего налогообложения. Кроме того, ученые выражают озабоченность по поводу влияния перераспределения дохода на эффективность и моральные устои страны. Многие ученые умы спорят о том, каким должно быть равенство. В 1960-х гг. возникла теория о том, что люди должны обладать равными экономическими возможностями. Доступ к лучшим учебным заведениям и высокооплачиваемой работе должен быть равным для всех. Если эти условия будут выполнены, то дискриминация по половому, расовому или религиозному признаку исчезнет. Для обеспечения большей степени равенства были предприняты многочисленные меры, но с неравенством возможностей справиться оказалось чрезвычайно трудно.

На сегодняшний день экономисты осознают, что для того, чтобы экономика функционировала эффективно, нужны различия в экономическом результате. Если не будет разницы в оплате разной работы, как мы добьемся того, что люди будут выполнять неприятную работу так же хорошо, как и приятную, что они так же эффективно будут трудиться на нефтяных вышках, как в прекрасных парках? Равенство результатов значительно затруднило бы функционирование экономики.

Предпринимая меры по перераспределению дохода от богатых к бедным, государство может нанести вред экономической эффективности и снизить доступную для распределения величину национального дохода. Если же равенство является общественным благом, за него стоит платить. Вопрос о том, сколько мы готовы заплатить, в смысле уменьшения эффективности, для установления большего равенства, был задан А. Оукеном в его эксперименте «дырявое ведро»: Если мы считаем, что равенство - это хорошо, то мы будем приветствовать, когда у самого богатого отбирают доллар и передают его «в ведре» самому бедному. Однако, предположим, что ведро перераспределения продырявилось, и лишь часть -- быть может, половина -- каждого доллара, уплаченного богатым в виде налога, достигает кармана бедняка. В этом случае перераспределение во имя равенства происходит в ущерб экономической эффективности.

Согласно мнению Оукена меры по перераспределению, такие как прогрессивный подоходный налог, вероятно, уменьшат реальный выпуск, снизив стимулы к труду и сбережениям. Когда страна рассматривает предлагаемую ей политику распределения дохода, она захочет сравнить выгоды от большего равенства и издержки, возникающие из-за снижения национального дохода.

Идею Оукена можно проиллюстрировать с помощью кривой возможностей дохода, изображенной на рисунке 1. Этот график описывает доходы различных групп при действии государственных программ перераспределения дохода. Разделим население на две части; реальный доход группы с низкими доходами откладывается по вертикальной оси графика, а реальный доход группы с более высокими доходами -- на горизонтальной оси. В точке А, или точке до введения программы перераспределения, нет ни налогов ни трансфертных платежей, таким образом люди живут на свои рыночные доходы. В условиях конкурентной экономики точка А является эффективной и не нужно никакой перераспределяющей политики для того, чтобы максимизировать общий национальный доход.

Рисунок 1

К сожалению, в точке А богатая половина населения получает гораздо больше денег, чем бедная. Люди могут стремиться к установлению равенства с помощью введения налоговых и трансфертных программ, надеясь приблизиться к точке Е, в которой доходы равны. Если подобные меры могут быть приняты без ущерба для национального выпуска, экономика будет двигаться по прямой линии от точки А к точке Е. Угол наклона кривой ЕА равен 45°; это отражает теоретическое предположение о том, что ведро перераспределения не имеет дыр, и каждый доллар, взятый у первой половины населения, увеличивает доход второй половины ровно на 1 долл. Вдоль всей кривой с наклоном 45° общий национальный доход является постоянным, а значит, на него не влияют перераспределяющие программы Шишкин А. Ф., Шишкина Н. В. Экономическая теория. В 2 т. Т. 2. - М.: Владос, 2010. - С.504..

Если государство будет перераспределять доход, вводя высокие налоги для самых богатых граждан, их сбережения и затраты труда могут уменьшиться или обрести иное - неэффективное - русло, что, в результате, снизит общий национальный выпуск. Богатые граждане могут потратить больше денег на юристов, которые помогут им избежать уплаты налогов, и сохранить меньше средств для своей пенсии или вкладывать меньше денег в рискованные нововведения. Кроме того, если общество обеспечит гарантированную помощь бедным, жало бедности будет уже не таким страшным, и бедняки будут трудиться менее интенсивно. Все эти факторы в результате снизят общую величину реального национального дохода.

Опыт показывает, что в некоторых случаях искажения, обусловленные государственным вмешательством, могут быть настолько большими, что попытка помочь одному классу за счет другого может привести к нанесению ущерба им обоим. Или, в противоположном случае, действие, которое на первый взгляд приносит пользу богатым, в действительности может принести пользу всем и каждому.

Практика социалистических стран демонстрирует, что попытка уравнять доходы с помощью экспроприации собственности у богатых в конечном счете может принести вред всему обществу Экономическая теория. Полный курс/Под ред. Т. Чечелевой. - М.: Либроком, 2010. - 448 с. Запрещая частную собственность на средства производства, социалистическое государство уменьшало неравенство; возникающее из-за больших доходов от собственности. Однако снижение стимулов к труду, накоплению капитала и нововведениям нанесло урон этому эксперименту, главным принципом которого был «каждому по потребностям», и привело к тому, что целые страны оказались в нищете. Оукен заявлял, что дыры довольно малы, особенно когда средства для перераспределяющих программ берутся из источника подоходного налога. Другие не соглашаются с ним, указывая, что высокие предельные ставки налогов или чрезмерно щедрые трансфертные программы наносят вред экономической эффективности.

Таким образом, несмотря на многочисленные предпринятые исследования по поводу издержек перераспределения дохода, истина не является несомненной. Осторожный вывод, который можно сделать на основании этих исследований, таков: существуют небольшие потери экономической эффективности, вызванные программами перераспределения дохода. Однако эти потери выглядят скромными, по сравнению с экономическими издержками бедности, выраженными в недоедании, плохом здоровье, потерянной квалификации и человеческом страдании.

2.2 Вклад государства в распределение доходов населения

Регулирование доходов при всех экономических системах является составной частью социально-экономической политики, направленной на повышение доходов населения, уровня его жизни, на оптимизацию рыночных законов в целях развития экономики в целом. Роль государства реализуется через повышение доходов населения, которое обеспечивается инициированием экономической эффективности и производственных мощностей, высокой занятостью населения, а также посредством регулирования деятельности предприятий-монополистов, в области ценообразования, особенно на тарифы и энергоносители Липсиц И. В. Экономика. - М.: КноРус, 2011. - С.98..

Основным методом регулирования доходов и заработной платы является законодательный, включающий разработку и принятие законодательных и нормативных актов. Среди значимых законодательных актов для регулирования доходов могут быть отмечены: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде, указы Президента Российской Федерации и Постановления Правительства РФ.

К экономическим методам регулирования, кроме регулирования минимальной заработной платы, относятся налоговая политика, политика регулирования цен, оплата труда предприятий бюджетной сферы. В условиях рыночной экономики государство, следовательно, влияет на уровень доходов населения через повышение заработной платы занятых в государственном секторе работников предприятий, государственных служащих, учреждений и организаций: учителей, работников культуры и здравоохранения. Рост минимальной заработной платы определяется из финансовых возможностей экономики, а поскольку её размер пропорционален размерам пенсий, пособий и даже штрафов, обоснование величины минимальной заработной платы имеет большое социально-экономическое значение. К экономическим методам регулирования так же относится фискальная политика, определяющая налоговые поступления в бюджет.

Следующим методом распределения доходов является административный. В его основе лежит использование сил административных и местных структур власти, которые действуют через запреты, разрешения и принуждения. Государственные органы власти, например, обязывают предприятия своевременно ремонтировать объекты социальной инфраструктуры, улучшать условия труда, строить очистные сооружения и так далее.

Через совершенствование налоговой системы правительство способно переложить налоговое бремя на богатые слои населения. Для этого используются прогрессивные ставки налогообложения лиц со сверхвысокими доходами и снижение налога, а может быть, и полное освобождение от подоходного налога лиц, имеющих доход ниже прожиточного минимума.

Правительство гарантирует всем своим гражданам возможность получения жизненно важных социальных услуг, предоставляемых учреждениями социальной сферы.

Роль финансово-кредитной системы в формировании доходов населения определена правовым полем, очерченным законодательством, к ней относятся на макроуровне: поддержание эмиссионного баланса, формирование реального бюджета и его исполнение; на микроуровне: своевременное проведение финансовых платежей, недопущение перепрофилирования кредитных линий, своевременная проплата платежей и выплат и т.д. Особая роль в осуществлении политики доходов и заработной платы принадлежит банковской системе. Банковская система, построенная по двухъярусной схеме, включает: ЦБ РФ, муниципальные банки и сеть коммерческих банков различного профиля.

Таким образом, регулирование доходов является составной частью социально-экономической политики государства и осуществляется по следующим направлениям: административное, экономическое, законодательное, совершенствование налоговой и финансово-кредитной систем, получение социальных услуг населением.

2.3 Социальные проблемы современной экономики

Все решительные экономические и политические преобразования в обществе рассчитаны на социальный подъем. Рост выражается в увеличении доходов и потребления большинства населения. Если пути достижения этой цели плохо аргументированы и реформаторы слишком долго и с большими потерями для общества вырабатывают механизм реализации реформ, преобразования могут быть не приняты, а общество втянуто в длительную политическую и социально-экономическую нестабильность.

Преобразования в экономике не могут служить самоцелью. Экономический рост, повышение эффективности общественного производства не только выступают средством для решения социальных задач, но и уготовлены на неудачу, если социальные цели оказываются не претворенными в жизнь. Это прекрасно осознается политическими деятелями: любое правительство, преследующее даже узкокорыстные цели, представляет свои программы как направленные на благо всего народа. Но как бы ни вуалировалась социальная политика, рассчитанная на достижение экономического благополучия «отдельно взятого» социального слоя за счет других, она все равно становится несомненной и приводит к социальным и экономическим потрясениям.

При недостаточном знании объективных экономических законов и опыта исторического развития общества или в силу действий вопреки законам при реализации экономических задач государственные правители зачастую игнорируют объективно действующие закономерности. Одна из них следующая: производство может устойчиво и эффективно развиваться, если служит росту доходов, удовлетворению личных потребностей не какой-то одной социальной группы, а всего населения Кураков Л. П., Яковлев Г. Е. Экономика. - М.: Гелиос АРВ, 2011. - С.154..

Игнорирование этой закономерности в любой модели хозяйствования чревато политическими и социально-экономическими кризисами. Советская модель хозяйствования привела к острому дефициту потребительских товаров, снижению трудовой мотивации и известным последствиям, определившим необходимость замены директивно-централизованной модели хозяйствования на конкурентно-рыночную.

Государство, выступая инициатором реформ, должно понимать следующее: реформаторская деятельность государства должна опираться на глубокие знания состояния и направления в социально-экономическом развитии общества; реформаторские возможности государства снизятся, если оно не сможет задействовать самостоятельность и инициативу хозсубъектов.

Основными регуляторами, определяющими направленность действий субъектов хозяйствования, являются их общественные потребности и интересы.

Социальная ориентация экономического развития означает подчинение производства потребителю - в любой рыночной структуре экономические интересы производителей не имеют иной формы реализации, кроме удовлетворения запросов потребителей. Современный тип социально ориентированной экономики, сформировавшийся в экономически развитых странах, характеризуется следующим Чечелева Т.В. Социальные проблемы на фоне современной экономики [Электронный ресурс] режим доступа: https://www.roman.by/r-78728.html:

- значительными масштабами перераспределения доходов между слоями общества с высокими доходами в пользу менее обеспеченных слоев населения;

- созданием за счет бюджетных средств фондов для бесплатного предоставления социальных услуг населению;

- созданием резервных фондов в бюджетах (местных и общенациональных) для выплаты пособий по безработице и содержанию нетрудоспособных граждан страны;

- наличием широко разветвленной сети общественных фондов, оказывающих разнообразную помощь определенным категориям населения;

- законодательным закреплением прав граждан на социальные услуги и льготы со стороны государства и работодателей и наличием действенных механизмов, обеспечивающих реализацию этих прав.

Важно отметить, что современная социально ориентированная рыночная экономика явилась результатом длительного эволюционного социально-экономического развития западных стран, понимания взаимозависимости экономических интересов предпринимателей и наемных работников, возрастания значимости качественных характеристик работающих в обеспечении рентабельности производства в условиях НТР и т.п.

Таким образом, вклад государства как центра управления социально-экономическими процессами и координирования в системе экономических интересов общества значительно повышается во всех странах с развитой экономикой. Государственное регулирование сегодня не рассматривается в качестве антипредпринимательского, поскольку не только государство способствует реализации социальных интересов, но и бизнес под влиянием объективных требований социализируется. Современное государство берет на себя функции, способствующие эффективному развитию бизнеса: перераспределение доходов, обеспечивающее равновесие между товарным предложением и платежеспособным спросом, что приводит к наиболее полной реализации продукции и нормализации воспроизводственных процессов; формирование бюджетных средств для финансирования расходов, направленных на повышение качественных характеристик рабочей силы в интересах бизнеса.

Заключение

В представленной работе были рассмотрены такие значительные вопросы социальной политики государства, как: сущность социальной политики государства, и её становление, основные направления социальной политики государства, регулирование доходов населения, а также социальные проблемы современной экономики.

В заключение проведенного исследования можно сделать вывод, что социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно создать слаженную рыночную экономику, и достичь процветания во всех сферах общества. Кроме того, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания и финансирования.

Многие вопросы экономической политики решаются исходя из принципов нравственности, зависят от этических взглядов и мировоззрения людей, главным образом политиков, влияющих на принятие решений. Очевидно также, что эти решения могут не зависеть от того, является ли данное решение экономически эффективным. Вместе с тем соображения экономической эффективности также могут приниматься при определении форм и направлений государственного вмешательства в экономику. Как правило, формируя экономическую политику, общество выдвигает как цель большей справедливости и равенства, так и цель достижения максимальной эффективности. Но между этими целями существует определенное противоречие.

В представленной работе были предприняты попытки исследования социальной политики государства, а так же выбора между социальным равенством и экономической эффективностью. В ходе изучения были решены следующие задачи: представлено понятие социальной политики государства, а также социальное равенство и экономическая эффективность; дан анализ основных направлений социальной политики; охарактеризована роль государства в распределении доходов населения.

 


Монетаризм как теория и практика.
Сложившаяся после второй мировой войны кейнсианская модель государственного регулирования могла быть приемлемой в условиях высоких темпов экономического роста, устойчивой тенденции к повышению производительности труда и улучшения эффективности производства. Высокие темпы роста национального дохода создавали материальную основу для его перераспределения без ущерба накоплению капитала. Однако в середине 70-х гг. условия воспроизводства резко ухудшились. Возник эффект стагфляции, упали темпы роста. Экономические реалии 70-х гг. опровергли аксиоматичный, с точки зрения неокейнсианцев, закон Филлипса, согласно которому безработица и инфляция являются обратными величинами и не могут расти одновременно. Вопреки теории Кейнса инфляция сопровождалась стагнацией производства и ростом безработицы.

Попытки взбодрить экономику путем дефицитного финансирования и экспансионисткой политики кредитно-финансовых органов превратились в механизм непрерывной накачки денежных средств и раскручивания инфляционной спирали. Так, в 70--х гг. государство столкнулось с трудно разрешимой проблемой: как способствовать росту производства и занятости, не стимулируя при этом инфляцию, и как бороться с инфляцией, не препятствуя при этом росту производства и не увеличивая безработицу? Кейнсианская теория ответа на эти вопросы не могла дать.

В 70-е гг. экономика западных стран столкнулась не только с глубокими циклическими кризисами и затуханием темпов экономического роста, но и с рядом структурных кризисов: энергетическим, сырьевым, экологическим, валютно-финансовым и др. Отсюда возникла потребность не только в преодолении циклических кризисных потрясений, но и в сырьевой структурной перестройке экономики. Именно необходимость решения этих задач и определила содержание формирующейся модели государственного регулирования. Теоретической основой этой модели послужили концепции неоклассического направления экономической теории, в частности, таких ее современных вариантов, как монетаризм, теории экономики предложения и рациональных ожиданий.

Монетарная политика - один из основных макроэкономических инструментов, опирающийся на способность денежно-кредитной системы влиять на денежное предложение и соответственно на ставку процента.

Монетарная политика занимает сейчас, пожалуй, основное место в инструментах макроэкономики. Признано, что она действует более быстро и эффективно, чем фискальная политика. Некоторые школы в экономической теории даже считают, что фискальная политика вообще не приносит никакого результата и если уж пробовать помогать работе рыночного механизма, то только с помощью монетарной политики. К таким школам относятся монетаризм и школа рациональных ожиданий.

Монетаризм (М.Фридмен, Ф.Кейган, А.Мельтцер, Ф.Хайек, 70-е - 80-е годы ХХ в.). Основывается на теоретическом положении о саморегулирующейся экономической системе. Суть - в двух тезисах: деньги - главная движущая сила рыночной экономики; центральный банк может воздействовать на денежное предложение. Предлогается поддерживать темп прироста денежной массы на уровне 3-5 % в год. В противногм случае нарушается механизм частного предпринимательства, нарастает инфляция. Воздействие на экономику сводится к подддержанию постоянных темпов роста денежной массы. В связи с этим во многих странах было введено таргетирование денежной массы (от анг. target - цель), заключавшееся в установлении целевых ориентиров - низшего и высшего пределов различных денежных агрегатов на предстоящий период (квартал, год и т.п.). В США и ФРГ таргетирование было введено в начале 70-х годов, Канаде - в 1975г., Франции и Великобритании - в 1978г. В большинстве стран таргетирование выродилось в простую формальность: " вилки" пределов роста денежной массы подгоняются к фактическим темпам ее роста за предшествующий период, а за нарушение этих пределов центральный банк ответственности не несет.
Спрос и предложение денег.
Спрос на деньги определяется теми функциями, которые они выполняют в экономике. Деньги нужны прежде всего для того, чтобы осуществлять покупки необходимых товаров и услуг. Если растут доходы, то растут и цены. В результате населению и предпринимателям необходимо больше денег для осуществления своих операций. Следовательно, спрос на деньги зависит и от размеров доходов населения. Деньги нужны и для того, чтобы иметь запасную стоимость, накапливать деньги. Таким образом, спрос на деньги состоит из спроса на деньги как средство обмена и единицы счета и спроса на деньги как на запасную стоимость. И тот и другой очень чувствительны к изменениям в цене облигаций и других неденежных активов. Если облигации будут приносить более высокий процент, чем простое владение деньгами, то население будет предпочитать покупку облигаций. Мы можем сделать, следовательно, вывод, что спрос на деньги будет зависеть от того процента, который выплачивается по денежным активам и от размеров получаемого населением дохода.

Спрос на деньги - количество денег, которое население и предприниматели хотели бы иметь в своем распоряжении в настоящий момент в зависимости от имеющегося уровня доходов и ставки процента по денежным активам (график 1).

График 1. Спрос на деньги.

 

Если процент, выплачиваемый по облигациям, будет возрастать, то спрос на деньги будет сокращаться. И наоборот, если ставка процента будет падать, то население и предприниматели будут предпочитать хранить и держать у себя в виде денег большую часть своего дохода. Попробуем построить график спроса на деньги, исходя из предположения, что население может иметь доход либо в 1 триллион рублей, либо в 2 триллиона рублей, из которых часть будет храниться в деньгах, а часть в неденежных активах. Доля денег, хранимых населением, будет зависеть, таким образом, от процентной ставки по неденежным активам и размера доходов.

Предложение денег - количество денег, предлагаемое центральным банком страны на денежном рынке.

Предложение денег можно представить в виде кривой на графике, где на горизонтальной оси отложено количество денег в обращении, или денежная масса М2, а на вертикальной оси будет отложен уровень ставки процента на неденежные активы, такие, как облигации, например. Наклон кривой предложения будет определяться той целью, которую ставит перед собой центральный банк в области денежного предложения. Если центральный банк предпочитает сохранять определенное количество денег в обращении, не заботясь о ставке процента, то кривая будет иметь вид вертикальной прямой линии, как это показано на графике 2.


График 2. Предложение денег при поддержании стабильного обьема денежной массы

 

Если центральный банк ставит своей целью сохранение определенной ставки процента на денежном рынке, при равнодушном отношении к количеству денег в обращении, то предложение денег будет представлено горизонтальной прямой линией, параллельной оси, на которой отложено количество денег в обращении, как это показано на графике 3.


График 3. Предложение денег при поддержании стабильной ставки процента

 

Что влияет на предложение денег? Кредитная ситема устроена таким образом, что центральный банк регулирует количество резервов в денежно-кредитной системе и в результате воздействует на денежное предложение.

Денежно-кредитная политика центральных банков. Совокупность мероприятий, направленных на изменение денежной массы в обращении, объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей денежного обращения и рынка ссудных капиталов, получила название денежно-кредитной политики. Ее цель заключается в регулировании хозяйственной конъюнктуры путем воздействия на состояние кредита и денежного обращения. Денежно-кредитная политика направлена либо на стимулирование кредита и денежной эмиссии (кредитная экспансия), либо на их сдерживание и ограничение (кредитная рестрикция). В условиях падения производства и увеличения безработицы центральные банки пытаются оживить конъюнктуру путем расширения кредита и снижения нормы процента. Предполагается, что кредитная экспансия может оказать положительное влияние на динамику капиталовложений, потребительский спрос и способствовать выведению экономики из кризисного состояния. Напрнимер, экономический подъем обычно сопровождается " биржевой горячкой", спекуляцией, ростом цен, нарастанием диспропорций в экономике. В таких случаях центральные банки стремятся предотвратить " перегрев" конъюнктуры при помощи кредитной рестрикции: ограничение кредита, повышения процента, сдерживания темпов эмиссии платежных средств и т.п. Цель денежно-кредитной политики центрального банка - обеспечение благоприятных условий для финансового капитала. Эта цель конкретизируется в задачах органов денежно-кредитного контроля: смягчение или устранение циклических колебаний производства и занятости рабочей силы; регулирование темпов экономического роста; сдерживание инфляции; выравнивание платежного баланса. Попытки устранить коренные противоречия производства с помощью денежно-кредитной политики, как правило, не достигают цели. Поэтому денежно-кредитные мероприятия дополняются прямыми формами государственного вмешательства в экономику. Однако и в этих случаях удается лишь смягчить остроту кризисных явлений ценой диспропорций в экономике. Денежно-кредитная политика отличается от других методов государственного регулирования косвенным характером воздействия на процесс воспроизводства. Наиболее распространена следующая схема регулирования: денежная масса - норма процента - капиталовложения - национальный доход. Центральный банк пытается непосредственно изменять только объем денежной эмиссии и кредита. Эти операции влияют на рынок ссудных капиталов, что находит выражение в динамике нормы процента. Уровень процента, по мнению некоторых экономистов, важен для инвестирования капитала. Изменяя условия капиталовложений, центральные банки в конечном счете оказывают влияние на производство и занятость. Именно такую схему денежно-кредитного регулирования выдвинул в 30-х годах ХХв. буржуазный экономист Дж.М.Кейнс. Первичным объектом регулирующих мероприятий центрального банка служит не денежная эмиссия или объем кредита, а величина сумм на резервных счетах кредитных учреждений в этом банке. Между размером резервов и кредитными операциями банков существует взаимосвязь, которая определяется в значительной мере законодательством о минимальных нормах обязательных резервов. С ростом депозитов (в том числе мнимых вкладов) сумма резервов должна возрастать. Поэтому, если в ходе кредитной экспансии у банков образуется недостаток средств на резервном счете, они вынуждены затормозить или прекратить выдачу новых кредитов, продать часть портфеля ценных бумаг и принять другие меры для восстановления соотношения между резервами и размером своих операций. Это может привести к замедлению и даже прекращению роста банковских кредитов. Например, если банки располагают избытком средств на резервном счете (по сравнению с нормами резервов), они имеют возможность расширить кредиты и создавать новые депозиты. В итоге приток банковского капитала на рынок увеличивается. Регулируя резервную позицию банков, центральный банк пытается воздействовать на состояние рынка ссудных капиталов.

Методы денежно-кредитной политики делятся на две группы: общие, влияющие на рынок ссудных капиталов в целом, и селективные, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита или кредитования отдельных отраслей, крупных фирм и т.д. К общим методам относятся: учетная (дисконтная) политика; операции на открытом рынке; изменение норм обязательных резервов.

Учетная политика - старейший метод кредитного регулирования: она применялась Банком Англии с середины ХIХв. Этот метод был связан с превращением центрального банка в кредитора коммерческих банков. Последние переучитывали у него свои векселя или получали кредиты под собственные долговые обязательства. Повышая ставку по кредитам, центральный банк побуждал другие кредитные учреждения сократить заимствования. Это затрудняло пополнение резервных счетов, вело к повышению процентных ставок и в итоге к сокращению кредитных операций. Если центральный банк снижал переучетную ставку, он облегчал для коммерческих банков пополнение резервных счетов и тем самым поощрял кредитную экспансию. Важность переучетных операций определяется м относительной свободой передвижения капиталов между странами: повышение переучетной ставки помогает привлечь в страну иностранные капиталы и уменьшить дефицит платежного баланса; снижение ставки способствует отливу капиталов из страны. Ограничение движения капиталов и кредитов ослабляет эффективность переучетной политики и в этой области. В 30 - 40 годах центральные банки проводили рекомендованную Кейнсом политику " дешевых денег", то есть низких процентных ставок и обильного кредита. В Великобритании с 1932 по 1951 год переучетная ставка сохранялась на уровне 2 %, в США с 1937 по 1948 г. - 1 %. Большую роль в поддержании низких ставок сыграло стремление обеспечить кредитование казначейства на льготных условиях в период и после Второй Мировой войны. С 50-х г. во многих странах вновь возродилась активная учетная политика. Однако в целом значение этого метода регулирования по сравнению с другими снизилось.

Операции на открытом рынке заключаются в покупке или продаже центральным банком государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах. При продаже ценных бумаг центральный банк списывает суммы с этих счетов. Таким образом, указанные операции используются как метод регулирования резервов банков, а также процентных ставок и курса государственных ценных бумаг. Увеличение рынка государственных облигаций и переход к активной покупке центральными банками в 40-х годах ХХв. создали предпосылки для превращения операций на открытом рынке в главный метод денежно-кредитной политики. Эти операции широко применяются в США, Великобритании, Канаде, Внедрение их в других странах тормозится отсутствием там достаточно широкого и активного рынка государственных облигаций; с 50-х годов применяются в ФРГ, Нидерландах, Японии, скандинавских странах.

Изменение норм обязательных резервов, хранимых кредитными учреждениями в центральном банке, - метод прямого воздействия на величину банковских резервов. Впервые этот метод был введен в США в 1933 г. Ныне он используется во многих странах. В дополнение к общим методам денежно-кредитного регулирования в практике центральных банков применяются селективные. К их числу относятся: прямое ограничение размеров банковских кредитов; контроль по отдельным видам кредитов. Прямое ограничение размеров банковских кредитов приняло форму установления предельных лимитов по учету векселей для отдельных банковских учреждений. Контроль по отдельным видам кредитов часто практикуется по кредитам под залог биржевых ценных бумаг, по потребительским ссудам на покупку товаров в рассрочку, по ипотечному кредиту. Регулирование потребительского кредита обычно вводится в периоды напряжения на рынке ссудных капиталов, когда государство стремится перераспределить эти капиталы в пользу приоритетных отраслей или ограничить потребительский спрос.

В 70 - 80-х годах произошли важные изменения в денежно-кредитной политике. Обычно центральные банки при определении курса политики использовали в качестве ориентира данные об уровне и динамике процентных ставок. Подобная практика соответствовала догмам кейнсианской экономической теории о ключевой роли процента в инвестиционном процессе. Под влиянием идей неоклассического направления в буржуазной политэкономии центральные банки с середины 70-х годов большое внимание уделяют регулированию величины и темпов роста денежной массы. Согласно теории монетаризма главной пружиной циклических колебаний конъюнктуры и инфляционного процесса являются беспорядочное изменение денежной массы.

Границы денежно-кредитного регулирования. Центральные банки могут оказывать определенное влияние на состояние рынка ссудных капиталов и через него - на экономику. Но они не способны преодолеть закономерности воспроизводства, порождающие кризисные спады и другие нарушения хозяйственного механизма. Действиям центральных банков присущи противоречия, так как они направлены одновременно на достижение различных, часто несовместимых целей. Удешевление кредита и попытки стимулировать производство, как правило, способствуют нарушению пропорций в хозяйстве и усиливают инфляцию. Политика жесткого регулирования денежной массы не дает желаемых результатов, так как инфляция - сложный многофакторный процесс, который невозможно сдержать денежными мерами. В условиях валютного кризиса и падения курсов валют центральные банки пытаются улучшить состояние платежного баланса путем повышения процента и привлечения в страну капиталов. Удорожание кредита противоречит ориентации на рост производства.

Равновесие на денежном рынке - равенство количества предлагаемых денежных средств на денежном рынке количеству денег, которые желают иметь у себя население и предприниматели. На графике 4 равновесие будет отражено пересечением кривых спроса на деньги и предложения денег в точке Е.

 


График 4. Равновесие на денежном рынке.
Предположим, что равновесие спроса и предлдожения достигнуто при ставке процента, равной 12 %, и денежном предложении, равном 200 млрд.руб. Что произойдет, если ставка процента в этих условиях снизится до 8 %? Снижение ставки процента на неденежные активы приведет к тому, что население и предприниматели будут стремиться больше оставить денег у себя. Спрос на деньги возрастет. В ответ на повышение спроса денежно-кредитная система будет стремиться занять больше резервов у центрального банка. Ставка по кредитам центрального банка вырастет, поскольку количество денег, предлагаемых банком, останется прежним. Рост ставки по кредитам центрального банка приведет к тому, что вырастут ставки по правительственным бумагам. В итоге ставка с 8 % поднимется вновь до 12 %. Равновесие будет восстановлено.
Механизм воздействия монетарной политики на национальный продукт.
Монетарная политика базируется на трех краеугольных камнях. Во-первых, на возможности центрального банка воздействовать на ставку процента через мультипликационное увеличение или сокращение денежного обращения. Во-вторых, на связи ставки процента с планируемыми инвестициями. В-третьих, на мультипликационном воздействии планируемых инвестиций на национальный продукт.

Связанные воедино эти три составляющие монетарной тполитики образуют так называемый траисмиссионный механизм, через который монетарная политика оказывает воздействие на национальный продукт, занятость и уровень цен.

Монетарная политика начинается с определения задач правительством и центральным банком в области стабилизации экономики.Если экономика находится в рецессии, то центральный банк будет увеличивать денежное предложение, если экономика находится в фазе подьема с большим уровнем инфляции, центр


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.029 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал