Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Последствия безработицы и пути ее государственного регулирования
Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение " разумной меры" жесткости. Бузгалин А.В. Переходная экономика/А.В. Бузгалин. - М.: Академия, 2005.; Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы. Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов. Можно предложить развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему. I. Социальные последствия безработицы Отрицательные o Обострение криминогенной ситуации. o Усиление социальной напряженности. o Рост количества физических и душевных заболеваний. o Увеличение социальной дифференциации. o Снижение трудовой активности. Положительные o Повышение социальной ценности рабочего места. o Увеличение личного свободного времени. o Возрастание свободы выбора места работы. o Увеличение социальной значимости и ценности труда. II. Экономические последствия безработицы Отрицательные o Обесценивание последствий обучения. o Сокращение производства. o Затраты на помощь безработным. o Утрата квалификации. o Снижение жизненного уровня. o Недопроизводство национального дохода. o Снижение налоговых поступлений. Положительные o Создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики. o Конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду. o Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования. o Стимулирование роста интенсивности и производительности труда. Гордон Л.А. Социальные эффекты и структура безработицы в России/ Л.А Гордон, Э.В. Клопов //Российский экономический журнал, 2004. №11; Безработица - опасное и в политическом отношении явление. На волне массовой безработицы возникли самые реакционные в истории человечества политические режимы (примером может служить приход к власти Гитлера в Германии и Пиночета в Чили). Серьёзность экономических, социальных и политических последствий безработицы служит основанием для включения в число основных макроэкономических функций государства политики регулирования ранка труда и стабилизации занятости. Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил. Государство проводит целенаправленную политику регулирования рынка труда. Создана мощная система законодательства, регулирующая трудовые отношения (порядок найма и увольнения, продолжительность рабочего дня, безопасность труда, минимальную заработную плату, предоставление выходных дней и отпусков, разрешение трудовых конфликтов, проведение забастовок и пр.) на национальном и интернациональном уровне. Главными целями государственного регулирования рынка труда является: * обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы, определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм; * создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта гибкость по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям. Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах: * активной -создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников; * пассивной -поддержка безработных путем выплаты пособий. Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах с социально ориентированной рыночной экономикой приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся: * стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест; * организация переобучения и переквалификации структурно безработных; * развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах; * содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения; * государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения - молодежи, инвалидам; * содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы; * международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией; * создание рабочих мест в государственном секторе - в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений; * организация общественных работ. Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует: * обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат; * бесплатное медицинское обслуживание. В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат - обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность - от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей. Вывод. Из 1 главы можно сделать вывод, что безработица - незанятость экономически активного населения в хозяйственной деятельности. А безработный - трудоспособный человек, который не имеет работы и заработка, зарегистрированный в службе занятости в целях поиска подходящей работы и готовые к ней приступить. Существует много различных типов безработицы и причин ее возникновения. Абсолютно ясно одно, что с безработицей можно и нужно бороться. Полностью искоренить ее конечно невозможно, но можно привести ее к минимуму. Государство регулирует безработицу всеми возможными способами, но, так или иначе, полностью ликвидировать безработицу не возможно.
|