Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Конституционные основы МСУ в РФ.
В соответствии со ст. 12 Конституции РФ в России признается и гарантируется самостоятельное в пределах своих полномочий МСУ, органы местного самоуправления (ОМСУ) не входят в систему органов гос-ной власти. МСУ осуществляется населением в городских, сельских поселениях и на других территориях (муниципальных образованиях) с учетом исторических и иных местных традиций путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления (народная правотворческая инициатива, собрание (сход) граждан, обращения граждан в ОМСУ, территориальное общественное самоуправление), через выборные и другие ОМСУ, МСУ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав МСУ (гл. 8 Конституции РФ, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления»). В 1995 г. принят ФЗ «Об общих принципах организации МСУ в РФ» (с изменениями на 2000 г.). Муниципальное образование имеет свой устав, в котором, в частности, указываются границы и состав территории данного муниципального образования, вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования, структура и порядок формирования ОМСУ на территории данного муниципального образования, условия и порядок организации муниципальной службы. В муниципальном образовании в обязательном порядке создается представительный выборный ОМСУ (наименование представительного ОМСУ определяется уставом муниципального образования, например муниципальный совет), в частности, утверждающий устав муниципального образования, местный бюджет, устанавливающий местные налоги и сборы. В муниципальном образовании создаются также должность главы муниципального образования, отделенная от представительного ОМСУ, и местная администрация. Представительный ОМСУ (глава муниципального образования), принявший (издавший) НПА, признанный судом противоречащим Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ, конституции (уставу), закону субъекта РФ, уставу муниципального образования, обязан в установленный решением суда срок отменить данный правовой акт (отдельные его положения, признанные незаконными), в противном случае представительный ОМСУ может быть распущен, либо полномочия главы муниципального образования досрочно прекращены путем его отрешения от должности. 29. Конституционный Суд РФ: порядок формирования, структура и компетенция, особенности статуса судей. КС РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. КС РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. КС РФ правомочен осуществлять свою деятельность при наличии 2/3 от общего числа судей. Полномочия КС РФ не ограничены определенным сроком. Для назначения на должность судьи КС РФ кандидат должен отвечать следующим требованиям: гражданство РФ; возрастной ценз – не менее 40 лет; наличие высшего юридического образования и стажа работы по юридической профессии не менее 15 лет; безупречная репутация; признанная высокая квалификация в области права. Судья КС РФ может быть назначен на должность однократно на срок 15 лет. Предельный возраст судьи – 70 лет. Судья КС РФ обладает достаточно высоким статусом, многие составляющие которого усилены по сравнению с общими положениями статуса судьи в РФ. Особенности статуса судей: Независимость судьи обеспечивается его несменяемостью, неприкосновенностью, равенством прав судей, порядком приостановления и прекращения полномочий судьи, правом на отставку, обязательностью установленной процедуры конституционного судопроизводства, запретом какого бы то ни было вмешательства в судебную деятельность, предоставлением судье материального и социального обеспечения, гарантий безопасности, соответствующих его высокому статусу. Материальные гарантии независимости судьи КС, связанные с оплатой его труда, предоставлением ежегодного отпуска, социальным обеспечением, обеспечением жильем, социально-бытовым обслуживанием, обязательным гос-ным страхованием жизни и здоровья судьи, а также принадлежащей ему и членам его семьи собственности, устанавливаются применительно к соответствующим гарантиям, предусмотренным законодательством РФ для судей иных высших федеральных судов. В случаях, если другими правовыми актами для судей КС предусмотрены иные нормы, повышающие уровень их правовой защиты, материального и социального обеспечения, применяются положения этих актов. Судья КС несменяем. Полномочия судьи КС могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, установленным ФКЗ. Судья КС неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются ФЗ о статусе судей. Судья КС не может быть привлечен к какой-либо ответственности, в том числе после прекращения его полномочий, за мнение, выраженное им при рассмотрении дела в КС РФ, если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена виновность данного судьи в преступном злоупотреблении своими полномочиями. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм настоящего ФКЗ, ФЗ о статусе судей, а также положений кодекса судейской этики, утверждаемого Всероссийским съездом судей) на судью КС по решению КС может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения; прекращения полномочий судьи. КС РФ состоит из 2-х палат составом 10 и 9 судей соответственно, при этом решение любой из палат является решением КС. Сложная структура специализированных судебных органов конституционного контроля имеет место в большинстве гос-в, где к полномочиям этих органов отнесено рассмотрение конституционных жалоб. Персональный состав палат определяется не Советом Федерации при назначении судей, а путем жеребьевки, при этом состав палат не является неизменным – он должен изменяться не реже чем каждые 3 года. Для руководства деятельностью КС сами судьи из своего состава на пленарном заседании сроком на 3 года избирают Председателя, заместителя Председателя и судью – секретаря КС (ограничений по количеству переизбраний в пределах общего срока полномочий судьи для данных должностных лиц нет). Полномочия этих должностных лиц КС РФ можно обозначить как организационно-управленческие: в заседаниях Суда при рассмотрении конкретных дел они обладают теми же процессуальными правами, что и другие судьи. В палатах КС РФ постоянных председателей нет – обязанности председательствующего на заседаниях палаты исполняют судьи, входящие в состав соответствующей палаты, поочередно. Председатель и заместитель Председателя КС РФ не могут входить в состав одной палаты. Полномочия КС РФ: 1. проверка конституционности правовых актов в порядке абстрактного конституционного контроля (нормоконтроля); 2. проверка конституционности законов в порядке конкретного конституционного контроля; 3. разрешение споров о компетенции; 4. официальное толкование Конституции РФ; 5. дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в гос-ной измене или совершении иного тяжкого преступления; 6. иные полномочия. 30. Конституционный суд РФ: принципы и порядок деятельности, решения. Принципы КС:
|