Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Сказание о подношении почетного дара (к главам 33—36).
1 Частичное воплощение (божеств) — неполное воплощение божеств, которые, согласно индийской мифологии, только некоей частью своего существа будто бы воплощаются на земле в облике царей, героев и тому подобных для искоренения ала. 2 Нараяна, т. е. Вишну-Нараяна, величайшее божество индийского пантеона, его воплощением на земле считается Кришна. См. прим. 61 к «Сказанию о дворцах собраний» и прим. 60 к «Сказанию об убийстве Джарасандхи». 3 Обретете миры, т. е. потусторонние миры, где, согласно мифологии индийцев, пребывают боги, а также те из смертных, которые в земной своей жизни накопили достаточное количество религиозных, или благочестивых заслуг. 4 Шамбху —букв. «дающий счастье», здесь эпитет Вишну-Нараяны. 5 Андхаки-вришни — знаменитый род, предками которого были Андхака и его брат Вришни, внуки Кроштри и сыновья Юдхаджита из рода ядавов (см. прим. 26 к «Сказанию о дворцах собраний» и прим. 100 к «Сказанию о совещании»). 6 Т. е. Брахма. 7 Т. е. Кришне. 8 Т. е. Кришне. 9 Царь Чеди — т. е. Шишупала, властитель страны Чеди. См. прим. 29 к «Сказанию о совещании». 10 Лотосоглазый — эпитет Кришны. 11 Сын реки (Ганги)— прозвище Бхишмы, который родился от богини Ганги, олицетворяющей реку Гангу. 12 Т. е. отец Кришны. 13 Друпада — царь панчалов, отец Драупади и Дхриштадьюмны. О панчалах см. прим. 42 к «Сказанию о совещании». 14 Т. е. Кришна. 15 Т. е. Юдхиштхиры. 16 Т. е. Кришне (Мадхаве) — так согласно толкованию Девабодхи: tvaya madhavena. 17 T. e. Кришна. 18 Т. е. Бхишма. 19 Сатвати — имя матери Шишупалы. Сын Сатвати, т. е. царь Шишупала. 20 Т. е. Кришна. 21 Т. е. Кришны. 22 Т. е. Кришна. 23 Т. е. Кришны. 24 Т. е. в Кришне. 25 Пракрити — изначальная природа, материя. Согласно философской системе санкхья, которая составляет основу философских идей Махабхараты, все мироздание объясняется путем рациональной эволюции двух основных принципов, из коих оно состоит: природы (prakrti) и духа, или божественной субстанции (purusa, или atman). 26 Согласно философским положениям Махабхараты, считается, что мир состоит из пяти элементов, или составных частей (земля, вода, жар, воздух и эфир). Однако, согласно более ранним философским представлениям индийцев, признавалось только четыре составных части, или элемента, мира. Это говорит о более позднем редактировании памятника Махабхараты. 27 Четыре вида существ)—индийская традиционная наука различает четыре вида живых существ: 1) происходящие от пота, испарений, тепла и т. п. (svedaja), т. е. черви, насекомые; 2) рождающиеся из яиц (andaja), т. е. птицы, пресмыкающиеся; 3) происходящие путем разрывания земли (udbhijja), т. е. травы, деревья; 4) рождающиеся из утробы (jarayuja), т. е. люди, животные. 28 Сунитха — букв. «хорошо расположенный», «благосклонный», эпитет царя Шишупалы. 29 т. е. Кришны..
|