Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятия политического организма и общей воли в учении Ж.-Ж.Руссо.
Понятия общественного договора и политического организма Ж.-Ж.Руссо Основными понятиями в учении Руссо являются понятия общественного договора и политической организации.
Общественный договор – это осознанный отказ от индивидуального естественного состояния, преобразовавший естественное состояние в политическое и обращающее из участников общества неделимое целое, называемое народом.
Суть общественного договора по Руссо – не событие, но мысль, актуализируемая в каждом участнике общества при возникновении общественно важного факта и порождающая общую волю, называемую политическим организмом.
Политический организм – это образуемый в общественном договоре субъект власти и права, который являются сувереном, когда активен, государством когда пассивен и державой к себе подобным.
Участники политического организма в совокупности называются народом. По отдельности, в отношении друг к другу – гражданами, к политическому организму – подданными. С пониманием суверенитета как общей воли народа связаны и утверждения Руссо о том, что суверенитет неотчуждаем и неделим. Как отчуждение суверенитета от народа в пользу тех или иных лиц, или органов, так и его деление между различными частями народа, по логике Руссо, означали бы отрицание суверенитета как общей воли всего народа. Законодательная власть как собственно суверенная, гос.власть может и должна, по Руссо, осуществляться только самим народом-сувереном непосредственно. Что же касается исполнительной власти, то она " напротив, не может принадлежать всей массе народа как законодательнице или суверену, так как эта власть выражается лишь в актах частного хар-ера, которые вообще не относятся к области закона ни, следовательно, к компетенции суверена, все акты которого только и могут быть, что законами".
Исполнительская власть создается не на основе обществ.договора, а по решению суверена в качестве посредующего организма для сношений между подданными и сувереном. Поясняя соотношение законодательной и исполнительной власти, Руссо отмечает, что всякое свободное действие имеет две причины, которые сообща производят его: одна из них - моральная, другая - физическая. Первая - это воля, определяющая акт, вторая - сила, его исполняющая.
Исполнительная власть уполномочена сувереном приводить в исполнение законы и поддерживать полит.и гражданскую свободу. Устр-во исполнительной власти в целом должно быть таково, чтобы " оно всегда было готово жертвовать правительством для народа, а не народом для правительства".
В зависимости о того, кому вручена исполнительная власть (всем, некоторым, одному), Руссо различает такие формы правления, как демократия, аристократия, монархия. Эти различия в учении Руссо играют подчиненную роль, поскольку предполагается, что во всех формах правления суверенитет и законодательная власть принадлежит всему народу. В общем виде Руссо отмечает, что " демократическое правление наиболее пригодно для малых гос-в, аристократическое - для средних, а монархическое - для больших". При этом всякое правление посредством законов Руссо считает республиканским правлением.
Для поддержания положений обществ.договора и контроля за деят-тью исполнительной власти, по мысли Руссо, периодически должны созываться народные собрания, на которых следует ставить на голосование в отдельности два вопроса: " Первое: угодно ли суверену сохранить настоящую форму Правления. Второе: угодно ли народу оставить управление в руках тех, на кого оно в настоящее время возложено".
Народ, по Руссо, имеет право не только изменить форму правления, но и вообще расторгнуть само общественное соглашение и вновь возвратить себе естественную свободу.
Руссо различает 4 рода законов: политические, гражданские, уголовные и законы четвертого рода, " наиболее важные из всех", - " нравы, обычаи и особенно мнение общественное". При этом он подчеркивает, что к его теме обществ.договора относятся только полит.законы. Применительно к этим полит. (основным) законам Руссо отмечает, что в них всеобщих хар-ер воли сочетается со всеобщностью предмета, поэтому такой закон рассматривает подданных как целое, а не как индивидов, а действия как отвлечение (но не как отдельные поступки). А цель всякой системы законов - свобода и равенство. Свобода, подчеркивает Руссо, вообще не может существовать без равенства.
В духе Монтескье и других авторов Руссо говорит о необходимости учета в законах своеобразия географических факторов страны, занятий и нравов народа и т.д. Законы - необходимые условия гражданской ассоциации и общежития. Но создание системы законов - дело великое и трудное, требующее больших знаний и проницательности для достижения союза разума и воли в общественном организме. Это " порождает нужду в Законодателе", под которым имеются в виду учредители гос-в, реформаторы в области политики, права и морали. Великого законодателя Руссо сравнивает с механиком изобретателем машины и создателем образца, а великого правителя - с рабочим, который лишь собирает и пускает в ход машину. Но такой великий законодатель, поясняет Руссо, это учредитель гос-ва, а не магистратура или суверен. Деят-ть такого необыкновенного законодателя просвещает народ и подготавливает необходимую почву для его собственного выступления в качестве законодателя.
Законодательную власть Руссо хар-еризует как " сердце Гос-ва", в случаях крайней опасности, когда речь идет о спасении гос.строя и отечества, " можно приостановить священную силу законов" и особым актом возложить заботу об обществ.безопасности на " достойнейшего", т.е. учредить диктатуру и избрать диктатора. При этом Руссо подчеркивал краткосрочный хар-ер такой диктатуры, которая ни в коем случае не должна быть продлена.
|