Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Матрица МакКинзи ⇐ ПредыдущаяСтр 6 из 6
Альтернативный подход, который дает возможность избежать некоторых недостатков матрицы БКГ, был предложен консалтинговой компанией McKinsey для одной из самых крупных и диверсифицированных компаний мира General Electric. Попытка проанализировать довольно многообразный портфель компании General Electric привела к идее построения матрицы из девяти ячеек, основанной на двух параметрах – долгосрочной привлекательности отрасли и сильных сторон (конкурентоспособности) предприятия. Матрица GE, или матрица Мак-Кинзи используется при оценке привлекательности отдельных стратегических хозяйственных единиц на основе двух координат: ось Х характеризует силу позиции стратегической хозяйственной единицы в отрасли, ось Y — привлекательность отрасли. Каждая из этих координат определяется с учетом нескольких параметров. Матрица МакКинси (McKinsey) была разработана для «Дженерал электрик». Ось Х — конкурентная позиция (относительное преимущество) стратегической бизнес-единицы, ось Y- привлекательность отрасли, в которой функционирует стратегическая бизнес-единица. Каждая ось делится на три части. Матрица имеет размерность 3 * 3. В отличие от BCG, в данной матрице каждая ось координат рассматривается как ось многофакторного измерения. Матрица МакКинси более реалистична. Показатели по оси Y — практически неподконтрольны фирме, по оси Х — наоборот, могут быть изменены (табл. 6.1). Таблица 6.1 Показатели оси Х и оси Y для матрицы МакКинси
Для оси Х — конкурентные преимущества бизнес-области. 1. Определим ключевые факторы успеха для каждой бизнес-области. 2. Удельный вес (относительная значимость) каждого фактора. 3. Ставим оценку по каждому фактору. 5 — если продукт имеет очень сильную конкурентную позицию в аналогичной отрасли, 1 — если очень слабая конкурентная позиция. Для оси Y — привлекательность бизнес-области как отрасли. Алгоритм аналогичен. Выберем параметры, по которым будет оцениваться привлекательность отрасли. В результате анализа с помощью матрицы МакКинси дается хороший анализ портфеля продукции. Анализируемые бизнес-единицы отражаются в виде кружков с центрами на пересечении соответствующих им значениям. Каждый кружок соответствует общему объему продаж на некотором рынке (рис. 6.2). Образуются три области: § победители; § проигравшие; § средняя область (по диагонали). Рис. 6.2. Матрица МакКинси Основной принцип метода — увеличивать инвестиции в бизнес-области в привлекательных отраслях, если компания имеет конкурентные преимущества по ним, и, наоборот, сокращать вложения, если позиции самого рынка продукта или компании на нем оказываются слабыми. Можно оценить вклад продукта в прибыльность компании. Для победителей — дополнительные инвестиции, получим прибыль, защиту преимуществ. Для проигравших — ограничить инвестиции вплоть до остановки, дополнительные инвестиции не принесут прибыли. Для пограничных областей — либо расти, либо сокращаться вплоть до ликвидации. Индекс силы позиции находится с учетом показателя относительной рыночной доли, динамики ее изменения, величины получаемой прибыли, имиджа, степени конкурентности цены, качества продукта, эффективности сбыта, географических преимуществ рынка, эффективности работы сотрудников. Возможно взвешивание используемых показателей. Принято три уровня градации данного индекса: сильная, средняя, слабая. Индекс привлекательности отрасли определяется с учетом размера и разнообразия рынков, скорости роста рынка, числа конкурентов, среднеотраслевой величины прибыли, цикличности спроса, структуры отраслевых затрат, ценовой политики, законодательства, трудовых ресурсов. Используется три уровня градации данного индекса: высокая, средняя и низкая. Пересечение линий, характеризующих различные уровни значений этих двух уровней, образует решетку, которая делится на три зоны: зону, в которой организация должна инвестировать; зону, в которой организация должна поддерживать инвестиции на прежнем уровне, и зону, в которой надо получить максимально возможную прибыль, после чего ее следует покинуть. Стратегии, рекомендуемые для отдельных квадратов решетки, могут быть сформулированы следующим образом: 1. Сохранение и упрочение позиции на рынке путем: § инвестирования для обеспечения роста с максимально возможной скоростью; § концентрации усилий по поддержанию сильных сторон бизнеса. 2. Инвестирование в борьбу за лидерство; выборочное инвестирование в сильные стороны деятельности; укрепление наиболее уязвимых сторон деятельности. 3. Обеспечение выборочного роста путем: § специализации на основе сильных сторон деятельности; § поиска путей преодоления слабых сторон деятельности; § ухода с рынка, если отсутствуют указания о приемлемом росте объема продаж. 4. Крупное инвестирование в наиболее привлекательные рыночные сегменты; поддержание способности противодействовать конкурентам; обеспечение высокой прибыльности путем повышения производительности. 5. Защита существующих программ рыночной деятельности; концентрация инвестиций в сегменты, где прибыльность является высокой, а риск относительно низким. 6. Ограниченное расширение деятельности, или " сбор урожая", обеспечивается за счет поиска путей расширения деятельности, не связанной с высоким риском, при этом следует минимизировать инвестиции и рационализировать все производственно-сбытовые операции. 7. Сохранение позиции перефокусировка деятельности путем: § перенесения акцента на зарабатывание текущих денег; § концентрации на привлекательных сегментах; § защиты сильных сторон деятельности. 8. Главный акцент делается на зарабатывание денег путем: § защиты позиций на наиболее прибыльных сегментах; § модернизации продуктовой линии; § минимизации инвестиций. 9. Уход с рынка. При этом необходимо: § вовремя распродать товары по выгодной цене; § резко снизить постоянные издержки, избегая при этом инвестирования.
Вопрос 10. Понятие себестоимости продукции. Виды себестоимости продукции. Элементы себестоимости и классификация затрат. Себестоимость — это стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат на ее производство и реализацию. Различают следующие виды себестоимости: цеховая, производственная и полная. Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции. Производственная себестоимость помимо затрат цехов включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы. Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и внепроизводственных расходов (расходы на тару и упаковку, транспортировку продукции, прочие расходы). В себестоимость продукции включают следующие затраты: Существует следующая классификация затрат: Следует также различать общие затраты (на весь объем продукции за определенный период) и затраты на единицу продукции. Смета затрат на производство характеризует всю сумму расходов предприятия в разрезе экономически однородных элементов. В промышленности принята следующая группировка затрат по экономическим элементам: * материальные затраты включают расходы на: * затраты на оплату труда включают расходы на оплату труда штатного и позаштатного промышленно-производственного персонала предприятия, включая премии, стимулирующие и компенсационные выплаты; * отчисления на социальные нужды - отчисления во внебюджетные социальные фонды (пенсионный, социального страхования, на случай безработицы и Фонд ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы) по установленным нормам от затрат на оплату труда; * амортизация основных фондов - затраты, равные сумме амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая ускоренную амортизацию; * прочие затраты, не вошедшие в ранее перечисленные элементы затрат. Это налоги, сборы, отчисления в специальные фонды, оплата услуг связи, вычислительных центров, затраты на командировки, страхование имущества, вознаграждения за изобретательство и рационализаторство, оплата работ по сертификации продукции, арендная плата и другие. Смета затрат на производство группирует издержки по элементам затрат независимо от места их возникновения, показывает их ресурсную структуру, что очень важно для анализа факторов, влияющих на снижение себестоимости продукции. При определении себестоимости отдельных видов продукции (работ, услуг) используется группировка затрат на единицу продукции по статьям калькуляции, необходимая в процессе ценообразования на разные виды изделий (продукции), расчета их рентабельности, анализа затрат на производство одинаковых изделий с конкурентами и т.д. Различают плановые и фактические калькуляции. Главный объект калькулирования - готовые изделия (продукция), предназначенные для отпуска за пределы предприятия. Перечень статей калькуляции, их состав и методы распространения затрат по видам продукции (работ, услуг) определяются отраслевыми методическими рекомендациями по вопросам планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) с учетом характера и структуры производства. На большинстве предприятий промышленности принята следующая типовая (приблизительная) номенклатура калькуляционных статей затрат: Сумма первых семи статей образует цеховую себестоимость, девяти - производственную, и всех статей - полную себестоимость продукции. В условиях перехода на рыночные отношения многие малые и средние предприятия используют сокращенную номенклатуру калькуляционных статей. Структура себестоимости по калькуляционным статьям показывает: соотношение затрат в полной себестоимости продукции, что израсходовано, куда израсходовано, на какие цели направлены средства. Она позволяет выделить расходы каждого цеха или подразделения предприятия. Если в смете затрат на производство объединены только экономически однородные элементы затрат, то в статьях калькуляции только некоторые являются однородными, а остальные включают различные виды расходов, т.е. являются комплексами. К факторам, обеспечивающим снижение себестоимости, относятся: экономия всех видов ресурсов, потребляемых в производстве, - трудовых и материальных; повышение производительности труда, снижение потерь от брака и простоев; улучшение использования основных производственных фондов; применение новейшей технологии; сокращение расходов по сбыту продукции; изменение структуры производственной программы в результате ассортиментных сдвигов; сокращение затрат на управление и другие факторы. Структура себестоимости по статьям калькуляции[править | править вики-текст] · 1) Материалы, прочее (комплектующие, полуфабрикаты, агрегаты, узлы и т. д.) · 2) Топливо, энергия, идущая на производство · 3) Амортизация основных производственных фондов (ОПФ, или 2-я группа основных средств: оборудование, станки, техника и т.п.) · 4) Основная заработная плата основного персонала (оклад, тариф) · 5) Дополнительная заработная плата основного персонала (надбавки, доплаты к тарифным ставкам и должностным окладам в размерах, предусмотренных действующим законодательством; калькулируются как процент от п.4) · 6) Отчисления во внебюджетные фонды (пенсионный фонд, фонд безработицы, фонд социального страхования, фонд платы за несчастные случаи; начисляется процентом от основной заработной платы) · 7) Общепроизводственные расходы (ОПР: расходы на сбыт, внутрипроизводственные затраты, ФОТ служащих и прочее (например, ремонт: закупка паркета, клея, ламината, штукатурки и т. д.); калькулируется как процент от п.4) · 8) Командировочные расходы — стоимость билетов, суточные, оплата жилья · 9) Работы сторонних организаций (контрагентов) · 10) Административные расходы — расходы на содержание аппарата управления Структура себестоимости по элементам затрат[править | править вики-текст] · I Материальные затраты: · 1) Сырье, материалы, комплектующие изделия и т. д.; · 2) Топливо, энергия; · 3) Общепроизводственные затраты. · II Оплата труда – заработная плата: · 1) основного производственного персонала; · 2) вспомогательного производственного персонала (обслуживание оборудования и т. п.); · 3) интеллектуального персонала; · 4) служащих (руководство, менеджеры, бухгалтеры и т.п.); · 5) младшего обслуживающего персонала. · III Отчисления на социальные мероприятия. · IV Амортизация основных средств. · V Прочее (накладные расходы, непосредственно связанные с производством и реализацией; маркетинговые расходы и т.п.) Существуют альтернативные классификации. Например, на железнодорожном транспорте применяется (как к прямым, так и к накладным): · Затраты на оплату труда · Отчисления на социальные нужды · Материальные затраты: · Материалы · Топливо · Электроэнергия · Прочие материальные затраты · Амортизация · Прочие затраты
|