Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Типы и виды коммуникацийСтр 1 из 14Следующая ⇒
С. 1. Коммуникация как связь, общение, сообщение, передача информации: значения, направления, формы и сферы функционирования 3 2. Типы и виды коммуникаций 5 3. Вербальные средства коммуникации 8 4. Невербальные средства коммуникации 10 5. Функции коммуникаций 12 6. Особенности деловой коммуникации как процесса 14 7. Барьеры в деловой коммуникации 15 8. Фильтры в деловой коммуникации 16 9. Эффективность деловой коммуникации 17 10. Совещание и собрание как формы деловой коммуникации 18 11. Проведение деловых встреч: бесед и переговоров 19 12. Особенности публичной речи как формы деловой коммуникации 21 13. Этапы подготовки и произнесения речи 22 14. Цель, задачи, объект, предмет делового общения (деловой коммуникации) 23 15. Принципы делового общения (деловой коммуникации) 24 16. Виды общения в деловой коммуникации: отличия устной и письменной речи 26 17. Типы и разновидности монологической речи в деловой коммуникации, их особенности 28 18. Самопрезентация как форма устного делового общения 30 19. Устные формы диалогического общения: деловой разговор и деловая беседа по телефону 31 20. Интервью, пресс-конференция как формы деловой коммуникации 33 21. Деловой спор как вид коммуникации и жанровые его разновидности: деловая дискуссия, полемика, дебаты, прения 35 22. Мозговой штурм как форма деловой творческой коммуникации 36 23. Средства невербального общения в деловой коммуникации 37 24. Виды и разновидности деловой письменной коммуникации 38 25. Этика и психология делового общения 40
1. Коммуникация как связь, общение, сообщение, передача информации: значения, направления, формы и сферы функционирования (Конкретики в первом вопросе нет, поэтому читаем все последующие вопросы и сами продумываем ответы на вопросы преподавателя. В первом вопросе то, что смог найти, и что он давал) Коммуникация представляет собой обмен значениями (информацией) путем передачи сообщений через различные средства (слова, знаки, поведение, материальные артефакты). Коммуникация – это обмен интеллектуальной и эмоциональной информацией между людьми. Коммуникации относятся к связующим организационным процессам. Осуществление коммуникаций необходимо для принятия любого важного управленческого решения. Виды коммуникаций: 1) Внешние - между организацией и её внешней средой (реклама, PR, ежегодные отчеты о финансовом состоянии, телефонные переговоры и т.д.) 2) Внутренние: А). Вертикальные коммуникации – когда информация перемещается по уровням иерархии: - По нисходящей – с высших уровней на низшие. Так передается информация о текущих задачах, изменениях приоритетов, рекомендуемых процедурах и т.д. - По восходящей – с низших уровней на высшие, выполняют функцию оповещения верха о том, что делается внизу, руководство узнает о текущих проблемах, назревающих конфликтах. Б) Горизонтальные коммуникации – между подразделениями и отделами, такой обмен информацией необходим для координации задач и действий. В) Важное значение для организации имеют коммуникации типа руководитель – подчиненный, а также руководитель – его рабочая группа (совещательные или штабные коммуникации) – т.е. диагональные коммуникации. Г) есть еще неформальные коммуникации – это что-то вроде слухов Базовая модель коммуникации известна в виде классической формулы Г. Лассвелла (1948 г.): Данная формула представляет собой модель коммуникации, в которой можно выделить участников и элементы коммуникативного акта: · отправител ь - коммуникатор (может быть как человек, так и организация); · сообщение (что является содержанием сообщения и в какой форме; состоит из символов, может быть устным, письменным или визуальным); · канал (по какому каналу передается и принимается сообщение: путь физической передачи сообщения, средство, с помощью которого передается сообщение); · получатель - коммуникант (может быть как отдельный человек, так и организация); · последствия. Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др. Сферы коммуникации. Сферы коммуникации объединяются понятием специализированной коммуникации. Традиционно выделяются: сфера бытовой, политической, научной, образовательной, педагогической, юридической, медицинской, религиозной, производственной коммуникации.
Типы и виды коммуникаций Типы коммуникации выделяются по составу коммуникантов: (межличностная, групповая и массовая коммуникация). 1) Межличностная коммуникация - процесс обмена сообщениями и их интерпретация двумя или несколькими индивидами, вступившими в непосредственный контакт. Эффективность межличностной коммуникации будет определяться параметрами индивидов как коммуникативных личностей. Определяющими параметрами для коммуникативной личности являются три: мотивационный, когнитивный и функциональный. (В.П.Конецкая). · Мотивационный параметр определяется коммуникационными потребностями. Если потребности нет, то нет и коммуникации, либо есть псевдокоммуникация. · Когнитивный параметр включает в себя множество характеристик, формирующих внутренний мир индивида в процессе накопления познавательного опыта: знание коммуникативных кодов, самонаблюдение и самоосознание, способность адекватной оценки коммуникативного горизонта партнера, мифы и предрассудки, стереотипы и верования. · Функциональный параметр включает три характеристики, определяющие коммуникативную компетентность индивида: практическое владение вербальными и невербальными средствами коммуникации; умение варьировать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуации; построение дискурса в соответствии с нормами кода и правилами этикета. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу: - Доминантный коммуникант: стремится завладеть инициативой, не любит, когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. - Мобильный коммуникант: легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. - Ригидный коммуникант: испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок и логичен. - Интровертный коммуникант: не стремиться владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданной ситуации общения. 2) Групповая коммуникация. Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении небольшого числа людей, хорошо знающих друг друга и постоянно взаимодействующих между собой. Нижним пределом группы обычно называют диаду (общение двух человек) или триаду (общение трех человек); верхний зависит от характера ее деятельности. Функции групповой коммуникации. Коммуникация в малой группе, помимо информативной, выполняет следующие функции: формирование согласия, обеспечение согласованных действий, складывание особой культуры группы. Коммуникативная структура малой группы. В малой группе разная информация распространяется по коммуникативным сетям. Эти сети бывают централизованными и децентрализованными. 1. В централизованных сетях преимущественно один человек распространяет вокруг себя важную для группы информацию. Виды централизованных коммуникативных сетей: · Фронтальная — участники не вступают в контакт, но находятся в поле зрения друг друга. · Радиальная — вся информация передается членам группы только через центральное лицо. · Иерархическая — структура с двумя и более уровнями соподчинения членов группы. 2. В децентрализованных сетях участники равны, каждый из них может принимать, перерабатывать и передавать информацию, и прямо общаться с остальными участниками сети. Виды децентрализованных коммуникативных структур: · Цепочка — информация передается последовательно от одного члена группы к другому. · Круговая — здесь одинаковыми возможностями располагают все без исключения члены группы. Информация может бесконечно долго циркулировать между членами группы, дополняться и уточняться. · Полная — отсутствуют препятствия для свободного общения и передачи информации.
Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: планируемая, или формальная, передача информации (в виде бланков) и не планируемая, или неформальлая, передача информации (слухи разговоры). В зависимости от направления потока информации коммуникации подразделяются на горизонтальные и вертикальные. Вертикальное направление, в свою очередь, подразделяется на нисходящее и восходящее. Есть еще диагональные (руководитель и подчиненный другого рук-ля) 3) Массовая коммуникация (МК)- процесс распространения информации (знаний, духовных ценностей, моральных и правовых норм и т.п.) с помощью технических средств на численно большие, рассредоточенные аудитории. Можно выделить два концептуальных подхода к возникновению массовой коммуникации. Согласно одному (Ю.П. Буданцев) - возникновение и развитие средств МК синхронно возникновению и развитию человеческого общества. Согласно второму подходу (Г. Тард, У.Эко) массовая коммуникация появляется в то время, когда имеется: общество индустриального типа; каналы коммуникации, обеспечивающее ее получение неопределенным кругом адресатов; группы производителей, вырабатывающих и выпускающих сообщения промышленным способом. Массовая коммуникация характеризуется: - наличием технических средств, обеспечивающих регулярность, и тиражированность; - социальной значимостью информации; - массовостью аудитории; - многоканальностью и возможностью выбора коммуникативных средств. Участниками процесса общения становятся не отдельные индивиды, а мифологизированные собирательные субъекты: народ, партия, правительство, армия Массовой коммуникации, свойственна многоканальность: используются визуальный, аудиальный, аудио-визуальный канал, устная или письменная форма коммуникации и т.п. Функции МК. В отечественной теории коммуникации выделяются четыре функции МК: информационная; регулирующая; культурологическая; социализации личности. В зависимости от реакции аудитории на сообщения массовой коммуникации в теории МК выделилось два основных направления: - Человеко-ориентированный подход. Сторонники этого подхода исходят из того, что люди выборочно воспринимают поступающую из СМИ информацию. - Медиа-ориентированный подход. Этот подход основывается на том, что человек подчиняется действию средств массовой коммуникации
Виды коммуникаций: · по способу установления и поддержания контакта коммуникации подразделяются на непосредственные (прямые), опосредованные (дистанционные); · по инициативности коммуникаторов коммуникации делятся на активные и пассивные; · по степени организованности коммуникации подразделяются на случайные и организованные; · в зависимости от используемых знаковых систем коммуникации подразделяются на вербальные и невербальные (смотри вопрос 3 и 4).
Формы коммуникации. К формам коммуникации относят дискуссии, беседы, совещания, заседания, переговоры, брифинги, пресс-конференции, презентации, прием по личным вопросам, телефонные разговоры, деловую переписку и др.
|