Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Невербальные средства коммуникации






Невербальное (как бы неречевое) по­ведение человека является, как и вербальное (предыдущий вопрос), осмысленным, интерактивным, социальным и культурным. При этом важ­на проблема соотношения невербальных языковых кодов с естественным языком. Словесное описание невербальных знаков осуществляется с помощью соматизмов (греч. soma — тело организма) и соматических речений, например, вспле­скивать руками, хмурить брови, топнуть ногой и др. Наука, предметом которой является невербальная коммуникация и невербальное поведение, а также взаимодействие людей, определяется Г. Е. Крейдлиньш как невербальная семиотика.

Основные каноны невербальной коммуникации — акустиче­ский, оптический, тактильно-кинестезический, ольфакторный.

Невербальная коммуникация опирается на пять основ­ных наук:

1) Паралингвистика — наука о звуковых кодах невер­бальной коммуникации. Паралингвистические компонен­ты — интенсивность, ритм, темп и высота звука.

Экстралингвистические компоненты представляют со­бой индивидуальные особенности произношения — рече­вые паузы, смех, вздохи, плач, покашливание и т. п. По Г. Е. Крейдлину, параметры звучания могут быть обуслов­лены разными причинами:

· биологическими (ср.: детский, старческий, женский, мужской голос);

· психологическими (например, под влиянием эмоций голос дрожит, рвется);

· физиологическими (например, ломка голоса у юно­шей, сиплость, хрипота);

· социальными (например, размеренная и спокойная речь священника);

· национально-этническими и культурными;

· жанровО'Стилистическими (например, тональность саркастической или иронической речи, подтрунивания);

2) Кинесика — наука о жестах, жестовых движениях и мимике.

Жесты играют в человеческом общении разнообразную роль:

· они могут повторять речевую информацию, например, жест «показывать пальцем» часто, а иногда обязательно со­провождает дейктические местоимения и наречия «это, вот, туда, сюда» и др.;

· жесты могут противоречить речевому высказыванию, вводя тем самым адресата в заблуждение, например, улыбка может сопровождать недружелюбное высказывание;

· жесты могут замещать речевое высказывание, напри­мер, жест «кивок» используется как эквивалент положи­тельного ответа на вопрос (в России, но не в Болгарии);

· жесты могут дополнять речь в смысловом отношении, например, слова угрозы «Смотри у меня!» часто дополня­ются жестом «погрозить пальцем / кулаком».

С точки зрения обращенности жеста на себя или друго­го различают: индивидуальные жесты (бить себя в грудь); индивидуально-взаимные жесты (целовать руку даме); вза­имные жесты (пожать друг другу руки).

Кинесика носит ярко выраженный национальный харак­тер. Так, английский психолог Майкл Арчил при изучении жестов в разных странах выявил, что в среднем при одноча­совом разговоре финн делает только один жест рукой, итальянец за это же время использует жестикуляцию 80 раз, француз — 120, а мексиканец — 180.

3) Окулесика — наука о языке глаз и визуальном пове­дении людей во время общения. На контакт глаз влияют та­кие факторы, как пол, возраст, личные особенности, степень знакомства, ситуация общения, национальная культура. В качестве критериев анализа контакта глаз при взаимодейст­вии рассматриваются:

· пространственные характеристики — прямой взгляд, взгляд ис­подлобья, жесткий взгляд;

· степень интенсивности как свидетельство выражен­ности интереса к партнеру;

· временные параметры смотрения друг на друга (уста­виться, отвести взгляд).

4) Такесика, или гаптика, — наука о языке касаний и тактильной коммуникации. Трогающими являются целые возрастные группы (например, маленькие дети), социаль­ные группы (врачи, косметологи, портные, массажисты) и даже народы. В ряде культур (итальянская, арабская, турецкая, латиноамериканская) доминирует так­тильная практика. В русской культуре касания — это всегда вторжение в личную сферу другого, поэтому они должны быть ненавязчивыми. Выделяют важнейшие функции каса­ния в акте коммуникации:

· выражение участия, заботы или дружбы по отноше­нию к адресату жеста;

· выражение интимного отношения к адресату;

· установление контакта или привлечение внимания;

· отражение доминантного положения говорящего на социальной лестнице.

В речи среди тактильных глаголов (глаголов осязания) употребляют такие, как гладить рукой, ощупывать, обни­мать, дать подзатыльник, потрепать по щеке и др.

5) Проксемика — наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях. Исследуется пространственное положение коммуникантов, их размещение относительно друг друга, при этом учитывается национальная специфика зон общения. Американский специалист по проксемике Э. Холл выделил следующие зоны в коммуни­кации: интимную (до полуметра), персональную (личную - это до 1, 2 метров), социальную (общественную – это до 3, 6 м.), публичную (открытую), формальную (более 3, 6 м.).

Еще не стоит забывать про имидж (как одет, опрятность и так далее…) – имиджем можно показать и передать соответствующую информацию.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал