![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Первый этап развития отечественной истории психологии связывается с 20-ми – 30-ми гг. XX в.Стр 1 из 5Следующая ⇒
Тема 1. Развитие взглядов на психику в отечественной психологии.
1. Становление и основные этапы развития психологии в России. 2. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского. 3. Теория деятельности в трудах А.Н.Леонтьева и С.Л.Рубинштейна. 4. Современная отечественная психология. БУДЕМ ДЕЛАТЬ ТАБЛИЦУ (ЭТАП-ГОДЫ, ТЕНДЕНЦИИ, НАПРАВЛЕНИЯ И КОНЦЕПЦИИ, АВТОРЫ) 1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ИСТОРИИ ПСИХОЛОГИИ В XX В. Точкой отсчета для выделения основных этапов развития отечественной психологии 1885 г. В этом году Бехтеревым была создана психологическая лаборатория в Казани.
В конце XIX в. в России в целом активно начинает развиваться психологическое движение. Психологией начинает интересоваться российская интеллигенция и такая направленность на психологию выразилась в том, что начинают создаваться психологические романы, драмы, этюды и т.д. Кроме того направленность на психологию выразилась еще и в том, что в России создаются 2 философско – психологических общества: 1. Петербургское; 2. Московское. 3 фактора, обусловившие рост интереса к психологии в конце XIX в. в России:
В конце XIX в. большое распространение получила экспериментальная психология и это привело к тому, что в Санкт – Петербурге, в Харькове и в Киеве были открыты психологические лаборатории. В частности, утверждение экспериментального метода в России связывается с именем Лазурского, а развитие эмпирической психологии связывается с именем Челпанова и Ничаева. Первый этап развития отечественной истории психологии связывается с 20-ми – 30-ми гг. XX в.
Это послереволюционный период, который был достаточно сложный для всех наук. В этот период в рамках психологии возникают новые прикладные дисциплины. 6 основных направлений:
Эти 6 дисциплин были очень популярными в психологии, получили широкое распространение. Психотехника. В России основателем психотехники был Шпильрейн. В 1923 г. он организовал психотехническую лабораторию и в рамках данной лаборатории была создана секция психотехники. В рамках данной секции основными направлениями работы были профотбор, профориентация и исследование пропаганды. Основные прикладные исследования проводились в рамках психотехники. Наряду со Шпильрейном в России проблемами психотехники также занимались Платонов и Левитов. Педология. Российские исследователи, которые работали в рамках данного направления – Нечаев, Лазурский, Россолимо, Кащенко, Выготский (в некоторой степени). Объект педологии – ребенок, т.к. педология рассматривалась как наука о развитии ребенка. Педология в данный период активно развивалась т.к. после революции активно существовала такая идея как «мы все старое разрушим и новое построим», а педология была призвана «сформировать нового человека». Басов и Блонский также занимались вопросами педологии. Рефлексология или реактология. Данные направления называют поведенческая школа. Самые известные исследователи в рамках данной школы – Корнилов и Блонский. Решалась проблема соотношения рефлексологии и реактологии. В 30-е гг. данное направление было закрыто. Психоанализ. В начале 30-х гг. в России психоанализ получает большую популярность и начинает активно развиваться. Психоанализ начинает активно внедряться в практику и на этом фоне начинают разрабатываться проективные методы диагностики, в частности проективно – рисуночный метод диагностики ребенка. В этот период психоанализ активно поддерживает Троцкий и в 30-е гг., но на него начинаются гонения + в своих статьях Лурия пытался оправдать психоанализ в глазах политиков, но это совпадает с критикой психоанализа в России и все труды, которые были построены на основе психоаналитической теории, были уничтожены. Основной тенденцией того периода является прессинг абсолютно на все науки и в большей степени на психологию и это связано с тем, что после революции в обществе начинают появляться и укрепляться тоталитарные тенденции. Это сказалось на том, что ценность любой науки, любого исследования, любой теории определяются соответствием идеям марксизма – ленинизма. Такой идеологический прессинг в психологии существовал до 80-х гг. Первым, кто поплатился за несоответствие своих воззрений идеологическим воззрениям был Шпильрейн, которого в 1939 г. арестовывают и позже расстреливают. Практически в тот же самый период тоже самое происходит и с педологией и в частности педология была объявлена лженаукой и даже были организованы показательные выступления политиков, выступающих против педологии. До гонений педологию активно поддерживала Крупская и даже было создано общество педологов – марксистов (1929 г.), а в 1932 г. Крупская организовала дискуссию по проблемам педологии и по итогам этой дискуссии выходит ряд работ Блонского («Педология»), Выготского («Основы педология»), Басова («О некоторых задачах развития педологии»). В 1931 г. Басов умер. В 1936 г. полностью прекратились все исследования в рамках педологии и это было связано с постановлением ЦК партии. В этот период считалось, что педология не оправдала тех ожиданий, которые на нее были возложены. В частности, в 20-е – 30-е гг. были проведены исследования, результаты которых не соответствовали высокопоставленным указаниям, в частности исследования показали, что уровень интеллекта русских школьников ниже, чем у американских, уровень интеллекта детей из интеллигентных семей выше, чем из рабочих т.п.
|