![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пятый этап – вторая половина 60-х– 80- е гг.
В социальном отношении в отличии от других периодов это достаточно спокойный с точки зрения идеологических, политических воздействий период. В начале периода был снят идеологический прессинг на науки. Контроль со стороны политиков за развитием науки был уже не такой жесткий. Как отмечают все исследователи, в данный период впервые были созданы условия для того, чтобы наука поступательно развивалась. Данный период характеризуется следующими достижениями:
Основные результаты данного периода: 1. разработка исследований, посвященных изучению природных основ психики; в этом направлении формируется школа Теплова – Небылицина + их последователи Равич Щерба, Гуревич (психология способностей), Голубева, Русалов, Лейтес (психология способностей); 2. разработка проблем познавательной деятельности человека; это исследования в рамках психофизики (Бардин, Забродин, который занимался разработкой проблемы порогов ощущения, проблемы чувствительности); 3. проблема формирования образа восприятия (Запорожец, Зинченко); 4. проблема мнемических процессов, проблема памяти (П.И. Зинченко, Смирнов, Середа, Бочарова; в целом данная проблема в основном разрабатывалась в Харьковской школе); 5. разработка проблемы творческого мышления (Тихомирова, Пономорев, Брушлинский, Лук); 6. изучение процесса решения задач (Тихомиров); 7. проблема учебной деятельности и умственного развития, формирования умственных действий (Гальперин, Давыдов, Эльконин, Талызина); 8. (!) разработка общепсихологических аспектов проблемы общения (Ломов). В этот временной отрезок также создаются новые отрасли:
Появление новых направлений было связано с тем, что между психологией и другими науками активно развивались междисциплинарные связи. Появление большого количества отраслей в психологии обусловило появление такой проблемы как проблема интеграции знаний из разных областей психологии. В связи с этим появилась проблема комплексного человекознания. Первая школа, которая попыталась решить данную проблему – школа Ананьева – комплексный подход (структура личности, проблема индивидуальности, проблема онтогенетического развития человека и т.д.). Вторая проблема, которая возникает в следствии развития большого числа новых отраслей – возникновение потребности, связанной с осмыслением и систематизацией полученных данных. Здесь первая школа, которая попыталась разрешить эту проблемы – школа Ломова – системный подход. В целом данный период (5-й этап) в отечественной психологии отличается тем, что повышается статус психологии как науки. Это вырежется в том, что в 1971 г. был организован институт психологии РАН СССР, а в 1972 г. в СССР повсеместно открываются факультеты психологии (первые факультеты психологии были открыты в Киеве, Харькове, Тбилиси, Саратове).
|