Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пятый этап – вторая половина 60-х– 80- е гг.






В социальном отношении в отличии от других периодов это достаточно спокойный с точки зрения идеологических, политических воздействий период. В начале периода был снят идеологический прессинг на науки. Контроль со стороны политиков за развитием науки был уже не такой жесткий. Как отмечают все исследователи, в данный период впервые были созданы условия для того, чтобы наука поступательно развивалась.

Данный период характеризуется следующими достижениями:

  1. в эти годы возросло количество экспериментальных исследований => произошло развитие экспериментальной психологии, инженерной психологии и психологии труда;
  2. активно расширилось проблемное поле психологических исследований;
  3. произошло формирование новых научных направлений (см. п. 1);
  4. психология начала решать конкретные практические задачи.

Основные результаты данного периода:

1. разработка исследований, посвященных изучению природных основ психики; в этом направлении формируется школа Теплова – Небылицина + их последователи Равич Щерба, Гуревич (психология способностей), Голубева, Русалов, Лейтес (психология способностей);

2. разработка проблем познавательной деятельности человека; это исследования в рамках психофизики (Бардин, Забродин, который занимался разработкой проблемы порогов ощущения, проблемы чувствительности);

3. проблема формирования образа восприятия (Запорожец, Зинченко);

4. проблема мнемических процессов, проблема памяти (П.И. Зинченко, Смирнов, Середа,

Бочарова; в целом данная проблема в основном разрабатывалась в Харьковской школе);

5. разработка проблемы творческого мышления (Тихомирова, Пономорев, Брушлинский, Лук);

6. изучение процесса решения задач (Тихомиров);

7. проблема учебной деятельности и умственного развития, формирования умственных действий (Гальперин, Давыдов, Эльконин, Талызина);

8. (!) разработка общепсихологических аспектов проблемы общения (Ломов).

В этот временной отрезок также создаются новые отрасли:

  • инженерная психология;
  • космическая психология;
  • социальная психология; развитие социальной психологи связано с именем Андреевой; в рамках социальной психологии возникают такие направления как психология управления, политическая психология, этнопсихология;
  • зоопсихология и сравнительная психология, развитие которых связано с именем Фабри;
  • психология творчества; выделение этого направления было связано с периодом разработки проблемы творческого мышления (Лук, Тихомиров, Брушлинский, Пономарев и др.).

Появление новых направлений было связано с тем, что между психологией и другими науками активно развивались междисциплинарные связи.

Появление большого количества отраслей в психологии обусловило появление такой проблемы как проблема интеграции знаний из разных областей психологии. В связи с этим появилась проблема комплексного человекознания. Первая школа, которая попыталась решить данную проблему – школа Ананьева – комплексный подход (структура личности, проблема индивидуальности, проблема онтогенетического развития человека и т.д.).

Вторая проблема, которая возникает в следствии развития большого числа новых отраслей – возникновение потребности, связанной с осмыслением и систематизацией полученных данных. Здесь первая школа, которая попыталась разрешить эту проблемы – школа Ломова – системный подход.

В целом данный период (5-й этап) в отечественной психологии отличается тем, что повышается статус психологии как науки. Это вырежется в том, что в 1971 г. был организован институт психологии РАН СССР, а в 1972 г. в СССР повсеместно открываются факультеты психологии (первые факультеты психологии были открыты в Киеве, Харькове, Тбилиси, Саратове).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал