Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Второй период – предвоенный период (30-е – 40-е гг.).
В этот период активно работали Рубинштейн, Выготский, Леонтьев, Ананьев, Лурия и др. Прессинг идеологии продолжает существовать, но в этот период попытались адаптировать положения марксизма к психологии =>
2 тенденции, которым можно было следовать:
- прямой, грубый подход, т.е. полностью перенести идеи марксизма на психологию;
- творческая переработка идей марксизма и применение их к психологическим знаниям.
Как раз второй тенденции придерживались отечественные психологии => в советской психологии были созданы труды, которые положили основу методологии отечественной психологии (Выготский, Леонтьев, Рубинштейн, Ананьев, Лурия, Узнадзе, Смирнов, Зинченко, Теплов). «Они выносили отечественную психологию на своих плечах».
В предвоенный период разрабатываются следующие основные направления:
- изучение материального субстрата психики и сенсорных процессов; прежде всего исследования Бехтерева, Павлова, Ананьева;
- анализ содержательных характеристик психики на основе единства сознания и деятельности (данный принцип был разработан в школе Рубинштейна);
- изучение высших психических функций (культурно – историческая концепция Выготский);
- психологическое исследование деятельности и генезиса психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);
- проблема установки (грузинская школа Узнадзе);
- проблема психологии отношений (Лазусркий, Мясищев);
- проблема психологии памяти (Смирнов, Зинченко);
- проблема индивидуальности (Теплов).
Выделяют 4 основных теоретических достижения предвоенного периода:
- рассмотрение психики как свойство высокоорганизованной материи;
- закрепилось положение об эволюционно – стадиальном характере развития психики (концепция Леонтьева; стадии развития психики);
- признание человека как активного деятеля в окружающей среде;
- признание культурно – исторической обусловленности процесса развития психики.
Третий этап – развитие психологии в годы Великов Отечественной Войны.
Основная задача, которая стояла перед психологией и которая обусловила содержание исследований того времени – психологическое обеспечение нужд военного времени.
Требования, которые предъявлялись к психологическим исследованиям того периода:
- прикладная направленность исследования;
- сокращение временных сроков исследований;
- открытость и доступность результатов исследования для широкого круга ученых и практиков.
Проблематика психологических исследований в годы ВОВ:
- лечение различных травматических повреждений их последствий;
- диагностика травм черепа и мозга;
- инфекционные, токсические заболевания периферической ЦНС;
- изучение посттравматических психических изменений;
- экспертиза нервных и душевных болезней;
и т.п.
Прикладные исследования, проведенные в тот период, существенно позволили продвинуться вперед отечественной психологии. В частности, активно развивалась клиническая психология, которая существенно расширила свои знания.
Достижения психологии в данный период:
- были разработаны основы по восстановлению утраченных психических функций (Анохин и функциональная система, Бернштейн, Запорожец и др.; например было доказано, что нервная деятельность человека обладает высокой пластичностью, психические функции имеют представленность в коре головного мозга и т.д.);
- оформление и развитие нейропсихологии (Лурия);
- исследование личностных качеств бойца и командира (работы Теплова, в частности «Ум полководца»);
- исследование в области изучения психических процессов (работы связанные с проблемой ощущений, работой органов чувств, проблема восприятия цвета т.п.).
В период ВОВ идеологические нападки на психологические исследования продолжались, но в меньшей степени по сравнению с 20-ми – 30-ми гг.
|