Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Институциональная структура Европейских сообществ и Европейского Союза
Основные принципы построения системы институтов ЕС Структура институтов ЕС основывается на общих началах и принципах. Они определяют их место, роль и назначение в реализации задач и целей интеграции. Во-первых, европейские интеграционные объединения квалифицируются учредительными договорами в качестве правовых сообществ. Они образуют в совокупности пространство свободы, демократии и законности. Первый важнейший принцип - это приоритетность правовых предписаний и следование нормам европейского права. Учредительные договоры одной из главных целей интеграции и деятельности ее институтов провозглашают необходимость упрочения правового достояния Сообществ. Опора на это правовое достояние должна служить обеспечению «эффективности механизмов и институтов Сообществ» (ст. 2 Договора о ЕС). Аналогичный подход характеризует текст Конституции ЕС. Во-вторых, важнейшим принципом построения институциональной системы является ее единство и целостность. Ликвидация существующих правовых различий и достижение реального единства связаныпрежде всего с ликвидацией различий в правовом режиме составных частей Европейского Союза. Оно предусмотрено Конституцией ЕС, которая ликвидирует систему трех опор, наделяет Союз статусом юридического лица, полномочия которого будет осуществлять единая система институтов Союза. Третий важнейший принцип конструирования механизма Европейских сообществ и Европейского Союза — обеспечение сбалансированности институтов и органов межнационального (межгосударственного) и наднационального характера. К числу органов межнационального сотрудничества относятся Европейский совет и Совет. Они состоят из официальных представителей государств-членов и действуют по их уполномочию. Межнациональные по своей природе органы и институты, с одной стороны, обеспечивают согласование национальных интересов в ходе европейского строительства, с другой — обеспечивают принятие и реализацию таких нормативных предписаний, которые, отвечая интересам европейской интеграции, не ущемляли бы интересы отдельных государств-членов. Принцип сбалансированности предполагает, однако, не только распределение полномочий или компетенции между теми или иными институтами, создавая подобие системы сдер-жек и противовесов. Важнейшее значение имеет сотрудничество между ними. Практика подтверждает, что эффективность принятия и осуществления решений во многом зависит от взаимодействия органов и институтов наднационального и межнационального характера. Четвертый принцип, которому уделяется особое внимание при построении и деятельности институтов Европейских сообществ и Европейского Союза, — это принцип пропорциональности и субсидиарности.Он закреплен непосредственно в учредительных договорах, а также в специальном Протоколе о принципе пропорциональности и субсидиарности, который приложен к Амстердамскому договору 1997 г. Принцип пропорциональности - в соответствии с этим принципом Европейские сообщества и Европейский Союз должны осуществлять свои полномочия в соответствии и для достижения тех целей и задач, которые перед ними стоят и которые закреплены в учредительных договорах. Принцип субсидиарности, который неразрывно связан с принципом пропорциональности, позволяет решать другую не менее важную проблему. Практически его назначение — обеспечить большую гибкость решения проблем, возникающих в процессе европейской интеграции.
|