Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урбанизация: сущность, факторы, основные черты на современном этапе. Типология городов и их география.
Урбанизация как глобальный процесс очень сложна и противоречива. Впервые термин появился в 1867 г. в Испании, в узком смысле – это рост городов и городского населения, в широком – исторический процесс повышения роли городов и распространения городского образа жизни на всю сеть поселений. Урбанизация – резко усилившийся в эпоху НТР социально-экономический процесс, который выражается в росте городских поселений, концентрации населения в них (особенно в больших городах), в распространении городского образа жизни на всю сеть поселений и является отражением структурных сдвигов в экономике социальной жизни. Рост количества больших городов и расширение их территории приводит к тому, что близко расположенные города зачастую сливаются, объединяются вокруг крупнейшего города системой хозяйственных, трудовых и культурно-бытовых связей. Образуются городские агломерации – системы тесно связанных друг с другом городских поселений. В составе городской агломерации обычно выделяют главный город (ядро агломерации) и окружающие его населенные пункты. Границы городской агломерации обычно не совпадают с административными границами, что затрудняет учет и многочисленные расчеты. Агломерационные процессы в развитых странах идут и дальше – по пути слияния отдельных агломераций в мегалополисы (от греч. megalu – «большой», polis – «город»)– сплошной урбанизированный ареал полосовидной структуры. В США таких мегалополисов три: Северо-Восточный или Атлантический («Бостваш» – по названиям крайних городских агломераций – Бостона и Вашингтона) с числом жителей около 50 млн. чел.; Приозерный («Чипиттс» – от Чикаго до Питтсбурга) – 40 млн. чел.; Тихоокеанский («Сан-сан» – от Сан-Франциско до Сан-Диего) – 20 млн. чел. Однако крупнейшим в мире считается японский мегалополис «Токайдо» (Токио – Кобе), в котором живет около 60 млн. чел. – половина населения страны. Помимо роста самих городов активно увеличиваются и пригородные зоны. Часть пригородов как бы срастается с городом, в результате чего образуется зона сплошной городской застройки, далеко выходящая за официальные границы города. Этот процесс получил название субурбанизации. Процесс распространения городского образа жизни на сельскую местность называется рурбанизацией (от англ. rural – «сельский»), которая наиболее распространена в экономически развитых странах. Урбанизация идет «вширь» – за счет притока большого количества сельского населения в города и из малых городов в большие (характерно для развивающихся стран) и «вглубь» – формирование агломераций, мегалополисов, субурбанизация (характерно для развитых стран). Рост численности городских жителей происходит благодаря естественному приросту самого городского населения и вследствие миграции населения из сельской местности, возникновения новых городов, включения в городскую черту пригородных территорий и преобразования сельских населенных пунктов в городские. Уровень урбанизации чаще всего определяют по доле городского населения во всей его численности; доле горожан, проживающих в крупных городах; доле горожан, проживающих в городских агломерациях. В мире насчитывается около 400 городов с численностью населения свыше 1 млн. человек; более 100 агломераций с населением более 5 млн. человек. В 70-х гг. ООН ввел термин мегасити для обозначения городов с население 10 млн. человек и более: в 1975 г. их было 5, в 2000 г. – 19, в 2002 г. – 24. Первое место по численности населения занимает город Токио (более 30 млн. чел.), далее идут Нью-Йорк –Филадельфия (30 млн. чел.), Мехико – 21, Сеул – 20 и др. В развитых странах размещено 2/3 городов-миллионеров. Современному процессу урбанизации присущи черты: 1. стремительные темпы; 2. глобальный характер; 3. нарастание концентрации населения и всех видов деятельности на сравнительно ограниченной территории; 4. резкие различия в уровне и темпах роста городского населения между регионами и странами. В Африке самая низкая доля городского населения – 36 %, в Азии – 38, в Европе – 80–82 %; 5. концентрация населения в крупных городах, агломерациях, мегалополисах (Токайдо, Босваш, Рурская агломерация и др.); 6. проявление негативных последствий урбанизации, особенно экологических: проблемы выбросов в атмосферу, утилизации мусора, проблемы трущоб. Ложная урбанизация характерна для развивающихся стран (концентрация части населения в трущобных районах). Город — крупный населенный пункт, не связанный по преобладающему роду занятий его жителей с сельским хозяйством. Критериев, единых для разных стран, по отнесению пунктов к числу городских до сих пор не существует. Критерий людностигорода варьирует от 200 человек в Дании, где преобладающим является хуторское расселение, до 100 тыс. человек в Китае. Классификация (количественный признак) и типология (качественный признак) городов – одна из центральных проблем географии населения. Современные города, также как и сельские поселения, классифицируются по целому ряду признаков: по людности, по функциям, по генезису и т. д. Общепринятой классификации городов по численности населения нет. Наиболее распространена следующая классификация городов по людности: малые города – до 50 тыс. жителей; средние – от 50 до 100; большие – от 100 до 250; крупные – от 250 тыс. до 1 млн.; крупнейшие – более 1 млн. человек. Наиболее существенным признаком, отличающим один город от другого, следует считать его производственную или иную деятельность, называемые функциями города. Особое значение для развития города имеет та его деятельность, которая направлена на связь с внешним миром. Эти функции относятся к градообразующим, или базовым. Они определяют место города в системе географического разделения труда. Наряду с базовыми в каждом городе имеются отрасли градообслуживающие (строительство, торговля, просвещение, здравоохранения и др.). Города по характеру выполняемой функции: с преобладанием экономических функций (транспортные, промышленные, торгово-распределительные); с преобладанием неэкономических функций (культурные, рекреационные, военные, административные). Выполняемые городом функции, его величина в значительной мере зависят от географического положения. Экономико-географическое положение (ЭГП) – отношение данного объекта (города) к объектам, находящимся вне его (транспортным путям, государственным границам, районам, крупнейшим базам), оказывающим определенное влияние на его развитие (Н. Баранский). Выделяют различные его виды: 1) микроположение (по отношению к ближайшей округе); 2) мезоположение (по отношению к окружающим экономическим районам); 3) макроположение (по отношению ко всей стране). Чем выгоднее ЭГП, тем лучшие условия для развития имеет город. ЭГП – категория историческая, меняющаяся во времени. Имеется несколько классификаций городов по их ЭГП. Выделяются города, расположенные: 1) в узлах пересечения транспортных путей; 2) в крупнейших горнодобывающих районах; 3) в местах с развитой обрабатывающей промышленностью; 4) в местах с интенсивным сельским хозяйством. По генетической классификации выделяют города, возникшие как: 1) столицы феодальных княжеств (Суздаль, Владимир, Полоцк); 2) фабрично-заводские центры (Иваново, Нижний Тагил) или кустарные села (Павлово, Слуцк); 3) центры индустрии (Магнитогорск, Новополоцк); 4) транспортные узлы (Находка, Калинковичи). Возможна классификация городов на основе материальных форм, проявляющихся в планировке, под которой понимают размещение материальных элементов и соотношение функциональных частей города: селительной, производственной и санитарно-оздоровительной. В.В. Покшишевский выделил шесть типов. Европейский тип имеет компактную застройку, старые здания в центре и более современные по окраинам, сложную планировку. Американский город застроен более интенсивно, главным образом коттеджами, деловая часть выделяется скоплениями высотных домов, 1/3 всей территории занято автодорогами, стоянками. Молодые города с квадратной планировкой, удобные для развития транспорта. Азиатский (в развивающихся странах) необычно уплотненная застройка, малоэтажная, с низким уровнем благоустройства. Арабский тип имеет старое ядро с очень плотной застройкой восточного типа, европейские кварталы и периферийная зона (трущобы). Города Центральной и Южной Африки представляют собой настоящие деревни с хижинами с крайне низким уровнем благоустройства, но новые города или центры представляют полную противоположность туземной части. Старые части латиноамериканских городов соседствуют с современными кварталами многоэтажных домов, коттеджей.
|