Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Бюджетная система РФ. Государственный бюджет и его структура.
Формы государственного устройства: унитарное, федеративное, конфедеративное Бюджетная система – это главное звено финансовой системы государства, является составляющей частью бюджетного устройства. Бюджетная система– это совокупность бюджетов государств, административно—территориальных образований, государственных учреждений и фондов, которые самостоятельны в бюджетном отношении. Она основана на правовых нормах, экономических отношениях и государственном устройстве. Бюджетная система – это совокупность всех бюджетов, которые существуют в стране Построение бюджетной системы зависит от формы административного и государственного устройства страны. Все государства подразделяются, в зависимости от степени распределения власти между центром и административно—территориальными образованиями на: унитарные, федеративные и конфедеративные. Унитарное государство– форма государственного устройства, при котором административно—территориальные образования не имеют собственной государственности и автономии. Бюджетная система унитарного государства состоит из государственного и местных бюджетов. Федеративное государство– это система государственного устройства, при которой государственные образования или административно—территориальные образования, входящие в государство, политически самостоятельны в рамках компетенций, распределенных между центром и ними, и имеют собственную государственность. Бюджетная система федеративного государства состоит из федеративного бюджета, бюджета членов федерации и местных бюджетов. Конфедеративное государство– это постоянный союз суверенных государств, преследующий достижение политических или военных целей. Его бюджет формируется из взносов, входящих в конфедерацию. У государств—членов конфедерации существуют свои бюджетные и налоговые системы. Бюджетная система состоит из бюджетов следующих уровней: 1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов; 2) бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов; 3) местные бюджеты, в том числе: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт—Петербурга; б) бюджеты городских и сельских поселений. Государственный бюджет — финансовый счет, в котором представлена сумма денежных доходов и расходов государства. Представляет собой основной финансовый план экономической жизни государства на текущий год и имеет силу закона. В России государственный бюджет утверждается Федеральным Собранием РФ. По материальному содержанию бюджет представляет собой централизованный фонд денежных средств государства. По социально-экономической сущности бюджет представляет собой основное средство перераспределения национального дохода с целью реализации социальных задач общества. Организация бюджета предполагает четкое бюджетное устройство и продуманный бюджетный процесс. Бюджетное устройство — это деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов всех уровней. В России бюджетный процесс охватывает четыре стадии: 1) составление проекта бюджета; 2) рассмотрение и утверждение бюджета; З) исполнение бюджета; 4) составление отчета об исполнении бюджета. Бюджетное устройство включает организационные принципы и структуру построения бюджетной системы. Бюджетная система (консолидированный бюджет государства) — это совокупность бюджетов всех уровней. Составляющие бюджетной системы РФ, образующие консолидированный бюджет: 1. федеральный бюджет; 2. субъектов РФ; 3. местные бюджеты Помимо федерального государственного бюджета, в ряде стран существуют и внебюджетные фонды социальной сферы. Так, в Российской Федерации к ним относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд занятости населения, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Расширенный бюджет (бюджет «расширенного правительства») — федеральный бюджет в совокупности с внебюджетными фондами. Доходы бюджета — это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. Основными методами образования бюджетных доходов служат налоги, займы и эмиссия денег. Главным методом выступают налоги, их доля в доходной части бюджета страны составляет около 90%. Вторым по значимости методом являются государственные займы. Эмиссия — самый нежелательный метод дохода, к которому необходимо прибегать в самых крайних случаях, так как она усиливает инфляционные процессы. Расходы бюджетов - это денежные средства, направляемые органами государственной власти РФ, государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления на выполнение ими своих экономических, социальных, политических и административных функций. Расходы бюджетов классифицируются по следующим критериям: · влияние расходов бюджета на процесс расширенного воспроизводства на макроуровне: а) текущие — это расходы, связанные с предоставлением бюджетных средств на сокращение и покрытие текущих потребностей инфраструктуры государственных учреждений; б) капитальные — это денежные затраты, направленные на увеличение основных фондов, нематериальных активов, на прирост или увеличение запасов; · предметная направленность потоков расходов: а) военные нужды; б) вмешательство государства в экономику; в) содержание государственного аппарата; г) расходы на социальные цели; д) предоставление субсидий, кредитов; · территориально-административный критерий: а) расходы общефедерального бюджета; б) расходы бюджетов субъектов РФ; в) расходы местных бюджетов. Реализация расходов бюджета достигается при помощи бюджетного финансирования. Важную роль в этом процессе выполняет Министерство финансов РФ, которое возглавляет всю систему государственного управления финансами. Оно проводит единую финансовую политику, организует и контролирует исполнение бюджета и внебюджетных фондов на всех уровнях экономической системы. Наиболее крупные статьи расходов в 2006 году следующие: межбюджетные трансферты (33, 5 % от всех расходов); национальная оборона (15, 6 % расходов); общегосударственные вопросы (15 %); национальная безопасность и правоохранительная деятельность (13 %); национальная экономика (7, 9 %); социальная политика (4, 8 %); образование (4, 7 %); здравоохранение и спорт (3, 5 %).
|