Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции и классификация налогов.
Налоги возникли с разделением общества на классы и появлением государства. Они нужны государству для формирования государственного бюджета, из которого затем финансируются расходы на развитие хозяйства, социально-культурные мероприятия, на содержание органов управления, оборону страны и другие затраты. В Республике Беларусь взимаются налоги и сборы (пошлины). Налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты. Сбором (пошлиной) признается обязательный платеж в республиканский и (или) местные бюджеты, взимаемый с организаций и физических лиц, как правило, в виде одного из условий совершения в отношении их государственными органами, в том числе местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительными органами, иными уполномоченными организациями и должностными лицами, юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу специальных разрешений (лицензий), либо в связи с перемещением товаров через таможенную границу Республики Беларусь. Налоги выполняют следующие функции: 1) Фискальная функция – налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счет налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. 2) Распределительная (социальная) функция – состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения). 3) Регулирующая функция – направлена на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. 4) Стимулирующая функция – направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. 5) Дестимулирующая функция – Направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Налоговое законодательство Республики Беларусь – система принятых на основании и в соответствии с законодательством Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает: - Кодекс и принятые в соответствии с ним законы, регулирующие вопросы налогообложения; - декреты, указы и распоряжения Президента Республики Беларусь, содержащие вопросы налогообложения; - постановления Правительства Республики Беларусь, регулирующие вопросы налогообложения и принимаемые на основании и во исполнение Кодекса, принятых в соответствии с ним законов, регулирующих вопросы налогообложения, и актов Президента Республики Беларусь; - нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления, регулирующие вопросы налогообложения и издаваемые в случаях и пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, а также принятыми в соответствии с ним законами, регулирующими вопросы налогообложения, актами Президента Республики Беларусь и постановлениями Правительства Республики Беларусь. Инструментами налогового механизма выступают: 1) субъекты налога; 2) объекты и база налогообложения; 3) ставки налогов; 4) источники выплат налоговых платежей; 5) льготы, санкции, сроки перечисления и предоставления отчетов. Субъект налога это плательщик налога. В соответствии с НК РБ плательщиками налогов, сборов (пошлин) (далее плательщики) признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК возложена обязанность уплачивать налоги, сборы (пошлины). Под организациями понимаются: - юридические лица Республики Беларусь; - иностранные юридические лица и международные организации; - простые товарищества (участники договора о совместной деятельности); - хозяйственные группы. Под физическими лицами понимаются: - граждане Республики Беларусь; - граждане либо подданные иностранного государства; - лица без гражданства (подданства). Плательщики налогов и сборов также делятся на резидентов и нерезидентов. Объект налогообложения – это то, что попадает под налогообложение. В качестве объекта налогообложения могут выступать: выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг, фонд заработной платы, прибыль и доход и другие. База налогообложения – это то, от какой величины объекта налогообложения будет исчисляться налог. В качестве базы могут выступать: фонд заработной платы, остаточная стоимость основных средств; налогооблагаемая прибыль; прибыль остающаяся в распоряжении предприятия; выручка от реализации продукции, работ, услуг, размеры выбросов в атмосферу и т.д. Ставки налога – размер налога на единицу обложения, или норма налогообложения. Налоговые ставки устанавливаются применительно к каждому налогу, сбору. В зависимости от построения налогов различают твердые и процентные ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта. Процентные ставки подразделяются на пропорциональные, при которых ставка налога не изменяется, а величина налога растет или сокращается в зависимости от налогооблагаемой базы, и прогрессивные, при которых ставка налога растет в определенной закономерности в зависимости от полученного дохода (например, подоходный налог). К ставкам применяются следующие требования: доля изъятия дохода должна быть обоснованна и безболезненна, ставки должны быть дифференцированы и стабильны в течение долгого периода времени. Источниками выплат налоговых платежеймогут быть – выручка от реализации продукции, работ, услуг; себестоимость продукции; прибыль предприятия; доход. Под налоговыми льготами понимают полное или частичное освобождение от налогов. Льготы могут распространяться на плательщиков, объекты налогообложения, базу налогообложения, ставки. Сроки уплаты и предоставления расчетов по налогамв Республике Беларусь максимально приближены к моменту получения дохода и устанавливаются: - предоставление расчетов (практически по всем налогам и сборам) – 20 числа месяца, следующего за отчетным. Налоговая декларация по налогу на прибыль за календарный год представляется не позднее 20 марта года, следующего за отчетным; - перечисление налогов и сборов – 22 числа месяца, следующего за отчетным. Финансовые санкциидолжны побуждать налогоплательщиков полностью выполнять Законы и подзаконные акты. Мера наказания должна соответствовать размеру нанесенного ущерба. По способу изъятия налоги и сборы бывают: прямые и косвенные. Источником изъятия прямых налогов является прибыль или доход. В зависимости от объекта обложения прямые налоги делятся на личные и реальные. Личные налоги учитывают финансовое положение и платежеспособность налогоплательщика, реальные – подвергают обложению деятельность или товары, т.е. продажу или покупку, или владение имуществом. Реальными налогами могут облагаться как физические, так и юридические лица, личными – только доходы населения. Косвенные налоги включаются в издержки или цену товара, работ, услуг, а после их реализации выплачиваются из выручки полученной от реализации продукции, товаров, работ, услуг. По источнику выплат различают: а) налоги и сборы, выплачиваемые из выручки; б) налоги и сборы, включаемые в себестоимость продукции, работ, услуг; в) налоги и сборы, выплачиваемые из прибыли; г) налоги и сборы, выплачиваемые из дохода. Классификацию налогов и сборов, уплачиваемых на территории Республики Беларусь, по источнику выплат рассмотрим в следующем вопросе.
|