Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Международная правосубъектность Европейского Союза






Понятие и особенности европейского права

ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРАВО

 

- система юридических норм и правил, действующая на территории стран - членов ЕС. Базируется на содержании норм, заложенных в договорах об образовании Сообществ и изменениях к ним, на прецедентом праве ЕС, международных договорах стран-членов и договорах и решениях органов Сообщества. Без деловых контактов с органами Сообществ и знания основ их деятельности успешное ведение операций на западноевропейском рынке невозможно. Особое значение для российских предприятий имеют разделы Е.п., посвященные политике конкуренции, а именно антидемпинговые процедуры, антитрестовское законодательство, нормы по государственному субсидированию и политике цен. Е.п. имеет приоритет над национальным правом.

Европейское право (EU law; European Union law) - является результатом интеграции стран в рамках Европейских сообществ и Европейского Союза.Таким образом Европеское право представляет собой специфический правопорядок, правовую систему, сложившуюся на стыке международного права и внутригосударственного права государств-членов Европейского Союза, обладающую самостоятельными источниками и принципами. Автономность Права Европейского Союза подтверждена рядом решений Европейского Суда.

Данный термин " Европейское право " известен с конца 80-х, 90-х гг. прошлого века и его появление было связано в появлений Европейского Союза государств.

Основой Европейского права являются принципы Европейского права - исходные положения наиболее общего характера, определяющие смысл, содержание, реализацию и развитие всех остальных норм Европейского права.

 

Международная правосубъектность Европейского Союза

Договоры, учредившие Союз, институциализировав общую внешнюю политику и политику безопасности, обошли молчанием вопрос о международной правосубъектности Союза.

На практике, однако, Союз фактически этой правосубъектностью обладает. Этот вывод можно сделать на основе ст. 24 Договора о ЕС, которая наделяет Совет правом принимать решение о заключении договоров с третьими государствами и международными организациями, относящиеся к сфере ОВПБ, т. е. Союза. 11адо также учитывать, что органы политического руководства и институты являются общими для Сообществ и Союза. Эти последние, участвуя в международных переговорах или обладая членством в международных организациях, представляют Союз в целом. Постоянные представительства (делегации) формально выступают как представительства Европейской комиссии, т.е. института единого для Сообществ и Союза. В рамках Союза создан специализированный аппарат внешнеполитического сотрудничества. Руководитель государства-члена, осуществляющего председательствование в Союзе, выступает в роли верховного представителя Союза в сфере международных отношений.

В соответствии с Амстердамским договором (ст. 26 консолидированного текста) учрежден пост Высокого представителя по вопросам общей внешней политики и политики безопасности. Он, в частности, оказывает содействие Совету в формулировании, подготовке и осуществлении политических решений. По уполномочию председательствующего в Союзе он участвует «в политическом диалоге с третьей стороной».

Согласно ст. 25 Договора о ЕС, наряду с Комитетом постоянных представителей действует Комитет по вопросам политики и безопасности. Он призван следить за ситуацией в соответствующих областях и посредством своих заключений, направляемых Совету, содействовать формированию позиции и деятельности Совета. На основе делегирования полномочий Советом он осуществляет «политический контроль и стратегическое руководство операциями по урегулированию кризисов».

Сравнительно радикальное и более последовательное решение вопроса о международной правосубъектности Союза предлагает Конституция ЕС. Конституционный акт синтезирует полномочия и руководство иностранными делами Сообществ и Союза. Но он не ликвидирует различия в осуществлении этих полномочий. Сокращаются различия в порядке заключения международных договоров. Они увязываются не с системой опор, а предметом регулирования. Два вывода, имевших особенно большое значение для определения основ и пределов международной правосубъектности Сообществ, следовали из этого решения. Во-первых, Сообщества обладают в сфере внешних сношений полномочиями на заключение международных договоров, если они являются как бы продолжением внутренней компетенции Сообществ. Во-вторых, исключение из этой сферы государств-членов обусловливается не самим фактом подписания договора, а введением в действие общей нормы, регулирующей соответствующие правоотношения. Правосубъектность ЕС

«Европейский союз становится правосубъектным» (ст. 47 Договора о ЕС[97]). Это означает, что ЕС может заключать международные договоры во всех сферах его компетенции в четырёх случаях:

1. Если это предусмотрено основополагающими договорами ЕС.

2. Если того требует достижение целей, обозначенных в договорах.

3. Если того требует юридически обязательный документ ЕС.

4. Если данный договор может «повлиять на общие правила ЕС или изменить их» (Ст. 188L Римского договора).

Государства-члены имеют право заключать любой международный договор при условии, что он не противоречит соглашениям, подписанным ЕС или не относится к зоне компетенции Союза.

Договором закреплена следующая процедура по заключению международных соглашений от лица ЕС: Совет ЕС дает согласие на проведение переговоров после получения на то соответствующих рекомендаций Еврокомиссии и Высокого представителя по внешней политике и политике безопасности, он также назначает главу делегации или представителя от ЕС и принимает решение о подписании договора. Европейский парламент имеет совещательную роль, за исключением положений договора, к которым применимы юридические процедуры, и соглашений о присоединении к Европейской конвенции по защите прав человека и основных свобод (Ст. 188N Римского договора).

Римские договоры, их содержание и значение

Римские договоры 1957 г.: основное содержание и значение.

«Суэцкое унижение» Франции и Великобритании было воспри нято в Западной Европе не просто как дипломатическое поражение этих двух стран, но и как посрамление европейцев вообще, пощечина, нанесенная им с двух сторон — Советским Союзом и Соединен ными Штатами. В Европе царили раздражение против США и обида на грубость, с которой американцы дали понять европейцам их зависимость от Вашингтона.

Между тем, у европейцев были основания по-новому расцени вать свои отношения с США. Западная Европа, хотя она восстанавливала свои силы на средства «плана Маршалла», не чувствовала себя такой слабой перед Соединенными Штатами, как в первые послевоенный годы. Произошел сдвиг в соотношении экономических возможностей Соединенных Штатов и западноевропейских стран. Они в значительной мере преодолели экономическое отставание за счет того, что развивались быстрее, чем США. Промышленное производство в Западной Европе выросло в 1955 г. по сравнению с 1930 г. на 40% (в ФРГ - на 81%, Италии - на 56%, Франции - на 46%), а в США - на 24%. В 1948 г. доля США в мировом промышленном производстве западных стран составляла 53, 4%, а доля всей Западной Европы — 30, 4%. В 1953 г. — удельный вес США сократился до 48%, а Западной Европы — возрос до 34%. Тем сильнее европейцы ощущали себя униженными.

Сдвиг в соотнош-и эконом. возм-тей США и зап.-евр. стран => необх. преодолеть внутр. разногласия и уско рить сотруд-во в интересах укреп-я экон. и поли т. позиций Зап. Евр. (промышл. произв-во Зап.Евр. росло быстрее, чем в США). В разгар суэцкого кризиса — 5 нояб. 1956 г. — зап.герм. и франц. предст-ли договорились по спор н.? сам интеграцион. соглаш-й. Вскоре проекты соглаш-й б. дорабо таны и согласованы с др. странами ЕОУС.

25 марта 1957 г. в Риме страны «шестерки» (Фр., ФРГ, Ит. и Бенилюкс) подпис. 2 дог-ра с неогранич. сроками дей-я — о Европейск. экон. сообщ-ве (ЕЭС) и Европейск. сообщ-ве атомн. энергии (Евратом). Т.о. в Зап. Евр. было 3 «сообщ-ва»: 1) по углю и стали, 2) атомн. энергии и 3) торговле.

Дог-р о создании ЕЭС («общего рынка») регламентировал сотруд-во в обл. эк-ки, науки и техники. + создание общ. рынка стран-участниц + разраб. формы сближения, унификации экон. политики стран. + снижение тамож. барьеров м/у гос-вами, + принятие единого тамож. тарифа и провед-е единой торг. полити ки в отнош-и 3их стран. + обяз-во добиваться устран-я препятствий д/перемещ-я м/у ними раб. силы, капиталов и услуг. + проводить общую политику в обл. с/х и транспорта.

Пункты о соглас-нии экон. политик в Дог-ре = неизбежность стандартизации в будущ. некот. полит. практик => развитие т//и форм полит. интеграции.

Интересы стран: ФРГ — ок. 45% произв-ва. => Интеграция — ср-во выравнивая статуса Зап.герм. с др. странами сообщ-ва. Интересы Ит. и др. стран ЕЭС определялись наличием тесн связей с ФРГ или с Фр. Ит. — увел. сбыт своей с/х продукции на един европейск рынке. Все участники ЕЭС б заинтересованы в провед-и согласован внешнеторг политики в отнош конкурентов из стран, не вошедш в сообщ-во.

Дог-р о Евратоме регламентировал интеграцию европ. стран в сфере мирн. использ-ния ядерной энергии. Т. о. снять остроту энергокризиса, от кот страда ли Фр и мал зап.европ. гос-ва. + Фр. рассчит. продолж. свои ядерн. разработки воен. хар-ра.

! NB! ЕЭС vs. ЕАСТ (Европ. ассоц. своб. торг-ли: UK, Шв., Норв., Дан., Швейц., Авст., Порт.)


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал