Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Судьба М. Волошина.
Волошин (настоящая фамилия - Кириенко-Волошин) Максимилиан Александрович (1877 - 1932), поэт, критик, эссеист, художник. Родился 16 мая (28 н.с.) в Киеве. Воспитанием занималась мать, Елена Оттобальдовна (урожденная Глазер). Отец Волошина умер, когда Максимилиану было четыре года. Начинает учиться в московской гимназии, а заканчивает гимназический курс в Феодосии. С 1890 начинает писать стихи, переводит Г.Гейне. В 1897 поступает на юридический факультет Московского университета, но через три года его исключают за участие в студенческих волнениях. Решает целиком посвятить себя литературе и искусству. В 1901 едет в Париж, слушает лекции в Сорбонне, в Лувре, много занимается в библиотеках, путешествует - Испания, Италия, Балеарские острова. Пишет стихи. В 1903 возвращается в Россию, знакомится с В.Брюсовым, А.Блоком, А.Белым и другими деятелями русской культуры. Публикует свои стихи в разных изданиях. Летом того же года недалеко от Феодосии, в поселке Коктебель, покупает землю и строит дом, который очень скоро становится своеобразным " летним клубом", " летняя семья" которого была многолюдна и разнообразна: поэты, художники, ученые, люди всевозможных профессий, наклонностей и возрастов. Большое влияние на Волошина оказала его первая жена - художница М.Сабашникова, страстно увлекавшаяся оккультизмом и теософией (это влияние нашло отражение в его стихах " Кровь", " Сатурн", цикл " Руанский собор"). Помимо литературы Волошин серьезно занимался живописью (известны его крымские акварели). Бывая зимой во Франции, в качестве корреспондента журнала " Becы" пишет статьи о современном искусстве, отчеты о парижских выставках, рецензии на новые книги, публикуясь в различных газетах и журналах. Одним из первых он поддерживает творчество молодых М.Цветаевой, С.Городецкого, М.Кузмина и др. В 1910 критика отметила как событие в литературной жизни новую книгу Волошина " Стихотворения. 1900 - 1910". Перед первой мировой войной Волошин издает несколько книг: переводы, сборник статей; продолжает увлеченно заниматься живописью. Перед самым началом войны едет в Швейцарию, затем в Париж. Его новые стихи показывают " ужас разъявшихся времен", он выражает протест против мировой бойни в цикле статей " Париж и война". В 1916 возвращается в Коктебель, читает лекции о литературе и искусстве в Феодосии и Керчи. Во время Февральской революции, которая не вызвала у него " большого энтузиазма", Волошин находился в Москве и выступал на вечерах и литературных концертах. Октябрьскую революцию принял как суровую неизбежность, как испытание, ниспосланное России. Во время гражданской войны стремился занять позицию " над схваткой", призывая " быть человеком, а не гражданином". Живя в Крыму, в Коктебеле, где особенно часто менялась " власть", Волошин спасал от смерти и " красных", и " белых", понимая, что спасает просто человека. После революции создает цикл философских поэм " Путями Каина" (1921 - 23), поэму " Россия" (1924), стихи " Дом поэта" (1927), " Владимирская Богоматерь" (1929). Много работает как художник, участвуя в выставках в Феодосии, Одессе, Харькове, Москве, Ленинграде. Свой дом в Коктебеле Волошин превратил в бесплатный приют для писателей и художников, в чем ему помогала его вторая жена М.Заболоцкая. В 1931 он завещал свой дом Союзу писателей. Волошин умер от воспаления легких 11 августа 1932 в Коктебеле. Похоронен, как он завещал, на вершине приморского холма Кучук-Янышар.
32. Образ Киммерии в поэзии и живописи М. Волошина. Максимилиан Волошин по праву считается поэтическим первооткрывателем Киммерии - таинственной и легендарной страны, воспетой Гомером как " киммериан печальная область" и увиденной творческим гением поэта в красоте ландшафтов юго-восточного Крыма. " Киммерией, - писал Волошин, - я называю восточную область Крыма от древнего Сурожа (Судака) до Босфора Киммерийского (Керченского пролива), в отличие от Тавриды, западной его части (Южного берега и Херсонеса Таврического)". И провозглашал:
Так вся душа моя в твоих заливах. О, Киммерии тёмная страна, Заключена и преображена. Разработки поэтом киммерийской тематики является одной из наиболее самобытных примет его творческой биографии. " Тема Киммерии, - писала одна из исследовательниц творчества Волошина Л. А. Евстигнеева (Спиридонова), - став центральной в его поэзии, осветила все образы таинственным отсветом прошедших эпох". Киммерии поэт посвятил более шестидесяти стихотворений, восемь статей и подавляющее большинство акварелей. Но Киммерия, ставшая истинной " родиной духа" Волошина, не сразу вошла в его душу. Понадобились " годы странствий" по странам Европы, чтобы оценить уникальность и своеобразие суровой и терпкой красоты Коктебеля. " Коктебель, - вспоминал он впоследствии, - не сразу вошёл в мою душу: я постепенно осознал его как истинную родину моего духа. И мне понадобилось много лет блужданий по берегам Средиземноморья, чтобы понять его красоту и единственность". Впервые тема Киммерии прозвучала в цикле " Киммерийские сумерки" (1906-1909), ещё не совсем ясно и осмысленно, но уже вполне самобытно и оригинально. Большую роль в его создании сыграли переживания поэта, порождённые расставанием с Маргаритой Сабашниковой. Душевная горечь, созвучная горечи коктебельской полыни, и вызвала к жизни первый сюжет - " Полынь", созданный в конце 1906 года.
Костёр мой догорал на берегу пустыни, Шуршали шелесты струистого стекла. И горькая душа тоскующей полыни В истомной мгле качалась и текла. В конце мая 1907 года он вернулся из Петербурга в Коктебель. Именно здесь, в " Киммерии печальной", душа поэта, измученного тяжкими переживаниями от разлуки с любимой, найдёт долгожданный покой. В ней начинает пробуждаться новое, доселе неизвестное чувство " сыновности" к Киммерии. Окончательную осмысленность образ Киммерии приобрёл у поэта в стихотворном цикле " Киммерийская весна" (11910-1926) и в статьях о творчестве феодосийского художника Константина Фёдоровича Богаевского (1872-1943). В отличие от трагического настроя " Киммерийских сумерек", " Киммерийская весна" уже своим названием говорит об оптимизме и радостном, гармоничном миросозерцании. Этот цикл является, пожалуй, самым лучшим собранием произведений киммерийской тематики, в нём пейзажные зарисовки поэта обрели отточенность и виртуозность.
Заката алого заржавели лучи По склонах рыжих гор... и облачной галеры Погасли паруса. Без края и без меры Растёт ночная тень. Остановись. Молчи. Каменья зноем дня во мраке горячи. Луга полынные нагорий тускло-серы... И низко над холмом дрожащий серп Венеры, Как пламя воздухом колеблемой свечи... Дружба и творческое взаимодействие Волошина и Богаевского, объединённых любовью к " горестной, пустынной и огромной" красоте киммерийского пейзажа, дало замечательные плоды. " Коктебель, - писал Богаевский Волошину в 1907 году, - моя светлая земля, потому что нигде я не видел, чтобы лицо земли было так полно и значительно выражено, как в Коктебеле". Важным событием в их творческой биографии стало появление в 1912 году в журнале " Апполон" статьи Волошина " Константин Богаевский", содержащей ряд очень точных и важных эстетических формулировок. Они помогли и Богаевскому и Волошину осмыслить и обосновать концептуальную разработку киммерийской тематики. " Искусство Богаевского, - писал Волошин, - целиком вышло из земли, на которой он родился. Для того чтобы понять его творчество, надо узнать эту землю; его душа сложилась соответственно её холмам и долинам, а мечта развивалась, восполняя её ущербы и населяя её несуществующей жизнью. Поэтому, прежде чем говорить о Богаевском и его искусстве, я постараюсь дать представление о той земле, голосом которой он является в современно живописи... Если с Опука или с высоты скифского вала, проходящего над Кенегезом, посмотреть к западу, то за холмистыми равнинами, за высохшими озёрами, за крылатыми луками жёлтых морских отмелей, за плоскими сопками, за несколькими планами далей, всё более синих, более лучистых и отмеченных крестиками ветряных мельниц, в те вечера, когда над землёй не стоит мгла, на самом краю горизонта, за тусклыми мерцаниями двух глубоко уходящих в землю морских заливов, встаёт нагромождение острых зубцов, пиков и конических холмов. И среди них полуразрушенным готическим собором с недостроенными башнями в кружеве стрелок, переплётов и взвивающихся языков окаменелого пламени встаёт сложное строение Карадага. Такой романтически-сказочной страной представляется Коктебель из глубины керченских степей.
Вся Киммерия проработана вулканическими силами. Но гнёзда огня погасли, и вода, изрывшая скаты, обнажила и заострила вершины хребтов. Коктебельские горы были средоточием вулканической деятельности Крыма, и обглоданные морем костяки вулканов хранят следы геологических судорог. Кажется, точно стада допотопных чудовищ были здесь застигнуты пеплом. Под холмами этих долин можно различить очертания вздутых рёбер, длинные стволы обличают скрытые под ними спинные хребты, плоские и хищные черепа встают из моря, один мыс кажется отставленной чешуйчатой лапой, свёрнутые крылья с могучими сухожилиями обнажаются из-под серых осыпей; а на базальтовых стенах Карадага, повисших над морем, можно видеть окаменевшее, сложное шестикрылое Херубу, сохранившее формы своих лучистых перьев. Если к этим основным пейзажам Киммерии присоединить ещё мускулистые и разлатые можжевельники Судака, пещерные города Бахчисарая да огромные ломбардские тополя и ясени Шах-Мамая, пред высотой которых степной горизонт кажется низким и плоским, то перед нами все элементы, из которых сложились пейзажи Богаевского". Думается, что такая глубокая и образная характеристика творчества Богаевского применима также и к художественному творчеству самого Максимилиана Волошина. Заниматься живописью Волошин начал в Париже под влиянием русской художницы Е. С. Кругликовой, которая имела там собственную мастерскую. Обращение к живописи было не случайным: Волошин разделял многие эстетические установки русского символизма с его стремлением к синтезу искусств. В творчестве Максимилиана Александровича Волошина поэзия и живопись взаимно дополняли друг друга. " Стихотворение - говорящая картина. Картина - немое стихотворение" - это древнее изречение как нельзя лучше характеризует отношение его к союзу поэзии и живописи, там более, что таких знаменитых мастеров-класиков японской гравюры, как Хокусая и Утамаро, сам Волошин называл в числе тех, кто оказал большое влияние на становление его как художника. В 1930 году, в связи с предполагаемой выставкой его акварелей, Волошин написал статью " О самом себе", где подробно изложил свои взгляды на художественное творчество: " Пейзажист должен изображать землю, по которой можно ходить, и писать небо, по которому можно летать, то есть в пейзажах должна быть такая грань горизонта, через которую хочется перейти, и должен ощущаться тот воздух, который хочется вдохнуть полной грудью, а в небе те восходящие токи, по которым можно взлететь на планере". Он очень гордился тем фактом, что... сонет " Полдень" был в своё время перепечатан в крымском журнале виноградарства. Это указывает на их точность". Большое внимание Волошин придавал символике цвета, используемого в живописи. Выбор того или иного цвета художников был вовсе не случаен, он отвечал его глубокой философской интуиции: " Красный соответствует цвету земли, синий - воздуха, жёлтый - солнечному свету. Переведём это в символы. Красный будет обозначать глину, из которой создано тело человека - плоть, кровь, страсть. Синий - воздух и дух, мысль, бесконечность, неведомое. Жёлтый - солнце, свет, волю, самоосознание, царственность... Лиловый цвет образуется из слияния красного с синим - " чувство тайны", " цвет молитвы", зелёный - от смешения жёлтого с синим - " цвет растительного царства, надежды, радость бытия". Свою любимую Киммерию Волошин воспел и в поэзии, и в живописи, " картинами и словом отдал дань", и Киммерия, этот " таинственный отсвет прошедших эпох", отозвалась на поэтический призыв: Моей мечтой с тех пор напоены Предгорий героические сны И Коктебеля каменная грива; Его полынь хмельна моей тоской, Мой стих поёт в волнах его прилива. А своеобразным апофеозом этой двусторонней связи поэта и его духовной родины - Киммерии - стало интересное геологическое и мистическое событие: И на скале, замкнувшей зыбь залива, Судьбой и ветрами изваян профиль мой. В 1913 году, после сильного оползня, на отроге скалы Кок-Кая, замыкающей Коктебельский залив с берега моря, образовалось некое подобие профиля человека, в котором нетрудно угадать профиль самого Волошина. Образ Киммерии, вызванные из глубин истории поэтической " мечтой" Максимилиана Волошина, и поныне витает над Коктебелем, вдохновляя всё новые поколения художников, писателей, поэтов.
34. Музей Волошина в Коктебеле В Коктебеле, на самом берегу живописной бухты, между древнейшим вулканом планеты Карадагом и киммерийскими холмами стоит необыкновенный Дом, хранящий множество реалий и легенд ХХ столетия. Дом, раскрытый «навстречу всех дорог», созданный Максимилианом Волошиным для общения и творчества, «один из культурнейших центров не только России, но и Европы».
В сентябре 2013 года исполняется 100 лет с момента завершения строительства Дома Поэта - своеобразного культурного символа. Центр свободомыслия и свободотворчества, он привлекал в Коктебель многие поколения творческой интеллигенции. Здесь всегда приветствовались новаторство и оригинальность. С начала прошлого века в Доме звучали новейшие литературные и музыкальные произведения, не утихали споры о путях современного искусства и культуры в целом, возникали идеи, определяющие научные и исторические повороты.
С 1984 г. в мемориальном здании располагается Дом-музей М.А. Волошина (1877–1932), замечательного поэта, художника, переводчика, оригинального критика, блестящего мыслителя и провидца – уникальнейший музей, широко известный в международной культурной среде. Историческое здание и аутентичная коллекция позволяют поставить его в короткий ряд европейских музеев, которым посчастливилось нерушимо выстоять в бурях ХХ столетия.
Дом-музей продолжает славные волошинские традиции в Коктебеле. Широкую известность во многих странах получили научные конференции «Волошинские чтения», ежегодные события Международного творческого симпозиума «Волошинский сентябрь» – Литературный Волошинский конкурс, Литературный фестиваль им. М.А. Волошина, Художественный пленэр «Коктебель», вручение Международной Волошинской Премии, научно-культурологическая конференция " Киммерийский топос: мифы и реальность" и молодежные семинары.
|