Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Мелкий бес» Ф.К. Сологуба как первый в русской литературе модернистский роман.
В романе изображена душа зловещего учителя-садиста Ардальона Передонова на фоне тусклой бессмысленной жизни провинциального города. Зависть, злость и предельный эгоизм довели Передонова до полного бреда и потери реальности. учитель русского языка томится в ожидании места инспектора, которое ему обещано далёкой княгиней, через его сожительницу, «четвероюродную сестру» Варвару. Его чувства были тупы, и сознание его было растлевающим и умертвляющим аппаратом, Всё доходящее до его сознания претворялось в мерзость и грязь. В предметах ему бросались в глаза неисправности, и радовали его. У него не было любимых предметов, любимых людей, природа могла только угнетать его чувства. Быть счастливым для него значило ничего не делать и, замкнувшись от мира, ублажать свою утробу. Передонова страшит сама жизнь. не может объяснить себе этой тоски и этого страха, он не знает, откуда он, он лишь чувствует, что «погибает». А в страх приводило его всё: улицы, трава, птицы, весь земной мир. Этот ужас и мрак Передонова вырвался наружу и воплотился в невоплотимой «недотыкомке»: тварь неопределённых очертаний, — маленькая, серая, юркая. В романе помимо сумрачных дел Передонова развивалась и история светлая, выраженная в отношениях «скромного» гимназиста Саши Пыльникова и «весёлой» барышни Людмилы Рутиловой. Одурманивая всевозможной парфюмерией и возбуждая юношу потехи ради, Людмила скоро сама влюбилась в него. На Пыльникове Людмила Рутилова отрабатывала все свои желания, он — лишь покорялся. Скоро Саша весь пропах женскими духами и в довершение всего стал наряжаться в юбки и чулки — к радости Рутиловой. Мелкий бес был написан с целью показать принципы символизма. Героем своего произведения сделал человека реального. Герой не эволюционирует, а преодолевает препятствия по кругу. Общественные корни «передоновщины» двояки: определены реакционным режимом и либеральным прошлым Передонова. Тема нелепости вещного мира особенно ярко выражена всеобъемлющим мотивом человеческой глупости. в этой вакханалии глупости Передонова с большим трудом и неохотой признают сумасшедшим. Его помешательство уже чувствуется на первых страницах, однако требуется финальное преступление, чтобы оно было признано очевидным. Сам подход к героям, их трактовка «двоится», приобретая то гоголевские, то чеховские черты. В этом призрачном мире жизнь изменить невозможно, Из нее лишь можно совершить бегство в иной план реальности. Таким бегством в романе становится любовная связь между Людмилой и гимназистом Пыльниковым. Сологуб противопоставляет видимость сущности. Видимость такова, что в описываемом городе " живут мирно и дружно, Но все это только казалось. Роман о нелепости русской провинциальной жизни конца прошлого века. В романе нет противопоставления " нашего города" иной форме существования, Поэтому все, что творится в нем, получает значение нормы. Сравнивать не с чем. Хотя все мысли Передонова крутятся вокруг желанного места, его надежды равны нулю с самого начала. Ясно, что Варвара не способна добиться места для Передонова, но она стремится выйти за него замуж. В результате роман о надежде превращается в роман о гнусном надувательстве. Надежда становится как бы тождественной обману. Образ России, созданный Сологубом, - это образ страны, у которой нет будущего, потому что в ней нет сил, способных к творческой деятельности. Изображая Передонова неверующим человеком, для которого обряды и таинства церкви - " злое колдовство", направленное " к порабощению простого народа". Сологуб делит социальную ответственность за безумие Передонова между мракобесным режимом и либерально-нигилистической идеологией. В мире, где царствует глупость, сумасшествие становится нормой. Передонова так и воспринимают герои романа - как нормального члена общества: с ним водят дружбу, ходят в гости, выпивают, он завидный жених, за него идет глухая борьба разных женщин - гротескная сцена его сватовства к трем сестрам Рутиловым попеременно. Акцент делается на запретности страсти и на том, что лишь запретная страсть способна принести истинное наслаждение. Вместе с тем эротизм в " Мелком бесе" обладает " освободительной" функцией. Сологуб " превратил" садизм из социального порока в человеческую страсть. Недотыкомка не столько свидетельствует о безумии Передонова, сколько о хаотической природе вещного мира. Она символ этого хаоса и как таковой принадлежит миру, а не Передонову. Роман строится на нескольких многократно повторяющихся определениях: роль слова " глупый", обилие веселья. Состоящий из разных осколков, повествователь " Мелкого беса" сам воплощает собою хаос и в известной степени соответствует роману о вещном мире как мире хаоса.
Сатирическая литература серебряного века (А. Аверченко, Тэффи, Саша Черный). Активно развивается сатира - сатирические журналы и листки, Их особенностью стали политическая злободневность, публицистичность, следование за конкретным фактом общественной жизни, а в области поэтики –широкое использование сатирического символа Целое направление в русской сатире тех лет обозначили журналы «Сатирикон»- Саша Черный, Тэффи и «Новый Сатирикон» - редактор Аверченко. Программой «Сатирикона» стала прежде всего сатира на нравы. Саша Черный Александр Гликберг: «Сатира и лирика», поэма «Ной» - Ноев ковчег, как оказалось, был своеобразным ящиком Пандоры, в котором все жизненные пороки спаслись от очищающего потопа. всемирный потоп – это революционная стихия, а ковчег Ноя – символ обновления жизни. Но обновление оказалось мнимым. В поэме выразились характерные черты мироощущения Саши Черного того времени: усиливающиеся настроения общественного скепсиса и одиночества. Зарубежное творчество Саши Черного в эмиграции проникается чувством тоски по утраченной родине. Он идеализирует то, что раньше осмеивал, – старый петербургский быт. В его стихах часто звучат мотивы безысходности, жизненного тупика. поэмы «Дом над Великой», «Кому в эмиграции жить хорошо», в которой единственно счастливым человеком оказывается младенец, спящий в своей колыбели. В последних его произведениях («Несерьезные рассказы»; «Солдатские сказки») нарастают мотивы усталости, чувство потери читателя. Богатство ритмов, разговорная интонация. Он ненавидел пошлость и дураков, которые все опошляют. Библия для детей. В стихах использует маску интеллегента, близкого к мещанам, но разоблачал их, тк они все опошляют. «Мясо» - нет людей, а есть только мясо.
Тэффи Надежда Бучинская Печатается в эмиграции, в газетах, где работала в качестве воскресного фельетониста. смешное неизменно переплеталось с грустным. Писала об усталых, незаметно стареющих, одиноких людях, овеяных каким-то теплым и снисходительным авторским сочувствием и любовью. Тэффи с сожалением смотрит на мелочные невзгоды и заботы тех, кто забыл о высокой радости бытия, погрузившись в мелочность своих житейских драм, возводимых в трагедии. Они вызывают у нее насмешливое удивление, сожаление. В пафосе призыва к милосердию и жизни. В сборнике рассказов «Городок» она пишет о жизни парижской улицы Пасси, заселенной русскими эмигрантами - За самыми злыми характеристиками жителей Пасси слышится внутреннее сочувствие «бывшим» русским, сожаление о трагической неустроенности этого безродного населения. «Неживой зверь»–о трагедии детства и старости. Тоскливо-одиноки дети – маленькие герои ее рассказов – и старики. Между двумя точками бытия – началом и концом, детством и старостью и протекает человеческая жизнь с ее неустроенностью, маленькими драмами и большими трагедиями. Рассказы проникнуты чувством сострадания к маленькому человеку. Жизнь представляется каруселью, которая закручена какими-то злыми силами. Пессимистическое мироощущение станет характерным для нее в последние годы жизни, когда она начнет размышлять о близости конца, о смерти. Особенности оптимистического мироощущения Тэффи проявились в ее рассказах и стихах для детей. Основной круг ее произведений в годы второй мировой войны – маленькие рассказы, стилизованные сказки, воспоминания. В автобиографических рассказах обращается к прошлому, к воспоминаниям о России. Много пишет рассказов о животных–опирается на традиции русской народной сказки. Дурацкая тема в рассказе «Дураки» - у них нет юмора, всем указывают, как жить, не любят прогресс, искренность, не созидают, происходят от червей. «Переоценка ценностей» - о детях, которые требуют взрослые права: воровать, жениться, политические идеи отражены через взгляд детей. Жанры: комический рассказ, фельетон, сценка. Особое внимание женской психологии, отношениям мужчины и женщины. Аркадий Аверченко– секретарь, затем редактор «Сатирикона» и основатель журнала «Новый Сатирикон». сборники юмористических рассказов: «Веселые устрицы», «Зайчики на стене», «Круги на воде», «Сорные травы» и др. Темы сатир Аверченко–быт города, жизнь «устриц» – трусливых российских обывателей, «новые» течения в искусстве, тема дураков – сквозная тема сатириконовцев. с помощью смеха можно исправить мир, но каких-либо реальных социальных мер для этого Аверченко не предлагал. позиция созерцателя, а не сатирика-борца, определила творческий метод и стиль его рассказов. Идеал Аверченко – любовь к жизни, простой здравый смысл. Положительный герой для него – целительный смех. В годы войны сатира Аверченко мельчает. Чувство одиночества начинает все более ощущаться в его творчестве, письмах, рассказах. Аверченко понимает, что, становясь писателем для обывателя, он растрачивает свой талант. Цикл «Детских рассказов», «Болезнь Иванова» - начитался газет и стал леветь. Февральскую революцию Аверченко принял восторженно. Октябрьская испугала его своим размахом, в ней он увидел разрушающую стихию. По отношению к советской власти занял отрицательную позицию. В эмиграции творчество Аверченко пронизано острой неприязнью к Советской России, большевикам. Юморист становится сатириком. Общие черты: в жизни много пороков, но люди должны быть спокойны: знать, критиковать и смеяться. Не печалиться, тк жизнь прекрасна. Приемы: комическое нанизывание нелепостей, градация, гротеск, комические фамилии. Критикуют пороки, дурацкая тема.
|