Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Особенности психологизма рассказов «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных».
Рассказ о Сергее Петровиче. Студент 3 курса, не удается жизнь, начитавшись ницше, понимает, что он не сверхчеловек как приятель Новиков, но значит ему удастся смерть. Колеблется, тк несчастная жизнь лучше забвения, но пугается прослыть трусом и выпивает яд. Смерть – как идея, как оправдание беспомощности, как стремление сбежать от трудностей, неестественность даже в приверженности идеалогии. Жизнь Василия Фивейского. повествование о трагической судьбе деревенского священника, «человека догмата», фанатика веры. В «Жизни Василия Фивейского» Андреев задумал «расшатать» веру. Если самому «смиренному», наисмиреннейшему, принявшему жизнь, как она есть, и благословившему Бога, доказать, что на том свете будет, как здесь – он откажется от Бога. Уверенность, что где-нибудь да должна быть справедливость и совершенное знание о смысле жизни – рождает нового Бога. Постепенно для Фивейского наступает страшное прозрение: Бог не хочет или не может помочь людям – там ничего нет. Тогда он бунтует против неба. Но, потеряв веру, сам Василий не в силах дать что-либо людям. Идея роковой предопределенности жизни человека и человечества составляет в конечном итоге смысл этого рассказа, Василий бежит, его находят мертвым в той же позе. В пьеса «Жизнь Человека» разрабатывается проблема роковой замкнутости человеческого бытия между жизнью и смертью, в котором человек обречен на одиночество и страдание. маленькая жизнь человека «протекает среди мрачной черной мглы, глубокой жуткой беспредельности». Большой шлем. Равнодушие людей друг к другу, мелочность – мечта сыграть большой шлем, но Масленников умирает от сердечного приступа. Все обеспокоены только тем, где взять партнера для игры. Красный смех – смерть, безумие войны, противоестественность. Иуда Искариот – смерть как единственный выход после предательства. Андреев Баргамот и Гараська. Иван Акиндинович Бергамотов, городовой на пушкарной улице. Стоит в предпасхальный вечер, недоволен, мечтает придти домой и подарить сыну Ванюшке пасхальное яичко. Баргамот тащит Пьяного пушкаря Гараську (язва) в участок, чтоб он ничего не украл. Гараська задает вопросы о воскресении Христа, Б. выпускает его ворот из рук и он падает, давя предмет, вынутый из кармана. Воет, показывает что разбил пасхальное яичко, которое хотел подарить городовому. Озадаченный Б. приглашает Г. К себе домой, жена зовет его по имени отчеству. Г. Плачет, тк его никто не называл так почтительно.
Петька на даче. Губернатор. Бездна. Стена. К звездам. Анатэма. Черные маски.
Агелочек. Сашка обладал неспокойной душой, не воспринимал зло и мстил жизни: рвал учебники, бил товарищей, врал матери. Перед рождеством его выгнали из гимназии, но пригласили на елку в богатый дом. Перед уходом в гости отец Сашки — Иван Саввич, спившийся, опустившийся, но добрый в душе человек, — просит что-нибудь принести с елки. «Злому мальчику», как назвали Сашку, глядевшему на чистеньких, красивых детей, «казалось, что чьи-то железные руки взяли его сердце и выжимают из него последнюю каплю крови». Сашка видит на елке ангелочка – перерождение героя. На лице ангелочка не радость и не печаль, а чувство, понятное такому же чувству. Сашку влечет к нему. Сашка грубо, а потом на коленях выпрашивает ангелочкау хозяйки. Все видят сходство между лицом ангела и счастливым ребенком. Сашка приносит ангела домой, они с отцом духовно объединяются. Ангелочек над печкой начал таять, упал на горячие плиты. Не потнятно будет ли встреча началом или концом чуда.
Рассказ о Сергее Петровиче. Это студент 3 курса, ординаре, не удаются романы, нет близких друзей, хотя он жаждет этого. Живет вместе со студентом Новиковым – талантливый и умный. Под его руководством читает Ницше: поражает идея сверхчеловека. Новикова высылают из москвы, поэтому С.П. не дочитывает работу, тк слаб в немецком. Он видит в Новикове сверхчеловека, а самому жизнь не удалась, но удастся смерть (по ницше). Не хочет быть материалом счастья других, а сам его не может добиться. Решает умереть, меняет образ жизни (общительнее), изготавливает цианид и пишет Новикову, почему совершил самоубийство. Колеблется, тк несчастная жизнь лучше забвенья, но пугается прослыть трусом и выпивает яд.
Жизнь Василия Фивейского.Отец Василий строил свою жизнь как муравей, но сын утонул, жена с горя стала пить, покоя нет в храме: люди сторонятся, староста презирает, на именины пришел только притч. Жена по ночам требует ласк, страсть побеждает целомудрие. Рождается сын, называют в честь брата Василий, но он идиот. Раньше отцу василию казалось, что земля крохотная, а он огромный, теперь земля полна людей, все идут исповедоваться, а он безжалостно требует правды. Говорит: что я могу сделать, я не бог, проси его. Сомневается в желании бога облегчить страдания. Приходит калека, рассказывал, как изнасиловал девочку и закопал в лесу, никто ему не верил, он сам уже думал, что это сказка. Отец василий верит, словно сам совершил это, падает на колени, кричит, что везде ад, рая нигде нет, уверяет убийцу, что он окажется в раю. Отец решает снять сан и уехать с семьей после лета, три месяца покоя, потом пожар, жена сгорает. Пожар – столп, указывающий евреям дорогу в пустыне, его жизнь бог обратил в пустыню, чтобы он нашел иной путь. Покоряется богу, люди его не узнают его. Отправляет дочь к сестре, строит новый дом, читает сыну евангелие, служит в церкви, наложил монашеские обеты. Это настораживает сельчан, они обвиняют попа в смерти семена мосягина, определенного отцом василием в работники к церковному старосте. Староста хочет прогнать отца василия, но тот прогоняет его сам, как пророк (раньше боялся). Отпевание семена, гроза, отец василий смеется как моисей и подходит к гробу: встань! Трясет гроб, люди думают, в нем бесы. Он требует у бога чуда, тк уверовал в него, сражается с ним. В ярости бежит в поле, где оплакивал свою жизнь. Его нашли мертвым в позе, как будто он продолжал бег.
Жили были. Лаврентий петрович кошеверов – купец в больнице. Студент Торбецкий, дьякон, который радовался жизни. Лаврентий не понимает радости, тк знает, что дьякон умрет. На лекциях студентам рассказывают всю жизнь безнадежных больных: жил был.. дьякон. Дьякон строит планы, Лаврентий говорит, что он пойдет на кладбище, а не в троицкую церковь, жить всего неделю, что ты ерепенишься. Подсмеивается над студентом, тк к нему не пришла девушка. Ночью дьякон плачет, лаврентий садится к нему на кровать, плачут вместе, тк никогда не увидят больше солнца. Умер ночью, дьякон будет жить, к студенту пришла девушка.
Большой шлем. Четверо игроков играют в «винт» три раза в неделю: Евпраксия Васильевна с братом Прокопием Васильевичем против Масленникова (азартен) и Якова Ивановича (осторожен). Каждая карта жила для них собственной жизнью, однообразные вечера. Масленников исчезает на 2 недели, его сын арестован и отправлен в питер. Все удивляются, что у него есть дети, тк ни о чем не разговаривали, кроме погоды. Масленникову везет, объявляет большой шлем, который мечтал сыграть, протягивает руку за прикупом, умирает от паралича сердца. Не знают что делать. Яков интересуется, где взять 4 партнера, хозяйка неожиданно спрашивает, где яков живет. Красный смех. Рассказчик – литератор, призванный в действ армию. В степи видение: голубые обои, дома, графин с водой, голоса жены и сына, слова красный смех. Не понимает что это, садится на камень, вместе с солдатами, отставшими от марша. Бой, опять глюки, видит студента-гонца, который просит продержаться до подкрепления. Его голова взрывается красным, кровь. Это красный смех, который скоро разольется по всей земле. Люди сходят с ума, солдаты кричат и смеются. Красный смех. Рассказчик в койке, напротив офицер, получивший смертельное ранение, рассказывает, как будто хочет пережить снова, дадут орден за храбрость. Тот кто умерт, говорит об ордене. Достали самовар, вспоминают о доме, где их нет. Видение: поезд с калеками едет домой через поле мертвецов, подрывается на мине. Рассказчик дома, наяву, говори брату, что сходит с ума. Все сошли с ума, когда люди разговаривают, кажется, что они друг друга убьют. Рассказчик умирает от ран и механического вождения пером по бумаге 2 месяца, его брат заражен красным смехом. «Остановите войну или..» но это ничего не дает. Солдаты выводят пленных с глазами без зрачков – сумасшедшие. Жених сестры умер, от него приходит письмо покойному брату. Жизнь мертвых реальнее живых. Какая будет давка, если в театре крикнуть пожар. Дети играют в войну. Брат и другие мертвецы все чаще приходят в дом, нет места живым.
Иуда Искариот. Две стороны лица, порок, не знает, кто его отец (дьявол, тот кто сек). Спасает иисуса когда толпа хочет закидать его камнями, говорит, что он обманщик. Иисус укоряет иуду, тот не понимает, ведь спас жизнь. Апостолы поднимают камни, иуда победил, петр просит иисуса помочь ему одолеть его. Иисус грустит: а кто поможет искариоту? Иуда присваивает несколько монет, иисус вновь защищает его от негодующих апостолов. Апостолы спорят кто имеет право сидеть одесную учителя, иуда указывает каждому на его первенство, потом говорит, что конечно он. Иуда продает Христа первосвященнику Анне за пол обола, торгуясь, описывая его достоинства. Он никому не желает уступать права на жизнь христа. После этого имя иуды будет всегда называться вместе с именем учителя. Целует Христа. Иуда крадет мечи, приносит апостолам, но никто не защитил христа. Он один с иисусом. Никто не защитил Христа. Иуда обьявляет, что убили безгрешного, он предал не христа, а людей позору. Если сказать морю и горам, во сколько люди оценили Иисуса, они сойдут со своих мест и обрушатся на головы ваши! Обращается к апостолам, которые боятся пойти с ним к иисусу, оправдываясь тем, что несут его слово. Но никто не поверит слову в их устах. Иуда вешается, разлетается весть о предателе.
Рассказ о семи повешенных. Старый министр думает, что не смерть страшна, а ее знание: ему сказали, что на него в час готовится покушение революционеров. Задержанные злоумышленники проводят ночь перед повешеньем в таких же раздумьях. Сергей Головин один из 5 не смерти боится, ему жизни жалко. Вася Каширин старается не показать ужаса смерти палачам. Вернер (зачинщик): если тысячи убивают тебя одного, из страха, значит ты победил и смерти нет. Муся (бледная и тонкая) готова вступить в ряды лучших, кто через пытки идет к высокому небу. Таня Ковальчук (как мать для остальных) о себе забыла, думала только о других. С ними вешать будут Янсона (убил хозяина, хотел изнасиловать хозяйку, услышал, что так было на другой ферме, в шоке, повторяет меня не надо вешать), Михаил Голубец (Цыганок, убил 3 человек, темное прошлое, именует себя разбойником). Все осмысливают смерть. Вернер избавляется от отвращения к людям, умиляется красоте мира. Муся желает, чтобы ее не обьявляли героиней. Сергей делает гимнастику, пробуждая в теле чувство жизни. Вася Каширин сходит с ума, люди кажутся куклами, вспоминает церковь и ненавистного отца. Янсон превращается в тупое животное. Цыганок до конца куражится, испытывает ужас, что всех ведут парами, а его повесят одного. Таня уступает ему место с Мусей, он ведет ее как мужчина женщину. Трупы, в весеннем свете чернеет калоша Сергея.
Жизнь человека. Пьеса.Некто в сером говорит публике, что ей будет представлена жизнь человека от рождения до смерти. Старухи разговаривают в криках роженицы: крик смешно звучит со стороны, он одинок, животные рожают легче и легче живут. Некто в сером сообщает, человек родился. Отец с доктором идет к жене. Родственники как старухи обсуждают имя человека, незаметно переходят к вопросам как выводить пятна, можно ли здесь курить и тд. Человек вырос в архитектора, любит жену, но нет денег. Они молоды и счастливы, но голодны. Человек и жена завидуют сытым богатым людям. Человек обещает выбраться из нищеты, воображают себя богатыми. Сбылось. В их дворце бал. Человек и жена постарели, идут на пир, друзья с белыми розами, враги с желтыми. Снова нищета, мода на архитектора прошла, умер сын. Человек и жена обращаются к безымянному в углу сцены с мольбой, с требованием справедливости. Молитва без ответа, человек посылает проклятья. Человек сидит в баре, вокруг отголоски прошлого. Лишился всего. Старухи кружатся вокруг стола, как молодые дамы том на балу. Перед смертью человек выкрикивает: где его меч, щит. Некто в сером смотрит на огарок свечи. Он гаснет, человек безоружен, вокруг тьма.
46. Общая характеристика драматургии Л. Андреева (на выбор «Жизнь Человека», «Анатэма») «Хочу реформировать драму», — писал Андреев А. Серафимовичу в ноябре 1906 года после окончания работы над пьесой «Жизнь человека». В письме Г. Чуйкову Андреев также отмечал новаторство своего замысла: «Дело в том, что я взял для пьесы совершенно новую форму — ни реалистическую, ни символистскую, ни романтическую, — что не знаю...» В работе над пьесой писатель испытал немалые трудности. «Скажу откровенно, — признавался он Вл. Немировичу-Данченко, — сам я недоволен «Жизнью человека». Приходилось положительно идти ощупью, мысль упрямо сбивалась на старое, привычное, и минутами не было никакой возможности разобраться, хорошо ли ты делаешь или дурно. В самом процессе работы развивалась и выяснялась форма, и только оканчивая пьесу, понял я сам ее сущность... Пусть это будет первым опытом».
По замыслу автора, «Жизнь человека» должна была быть первой в цикле философских пьес, «связанных односторонностью формы и неразрывным единством основной идеи». «За «Жизнью человека» идет «жизнь человеческая», которая будет изображена в четырех пьесах: «Царь-Голод», «Война», «Революция» и «Бог, дьявол и человек», — писал Андреев Немировичу-Данченко в мае 1907 года. — Таким образом, «Жизнь человека» является необходимым вступлением как по форме, так и по содержанию, в этот цикл, которому я смею придавать весьма большое значение». И хотя этот замысел в своем первоначальном варианте не был осуществлен (из названных была написана лишь пьеса «Царь-Голод»), само по себе намерение Андреева создать цикл драматических произведений, в котором судьбы отдельных людей должны были быть увязаны с судьбами человечества, четко соотносилось с острейшими философскими запросами времени и по-своему отражало потребность в новом уровне философско-исторической и художественной мысли.
Тематика и проблематика пьесы. В прологе к пьесе сразу же декларирована ее главная тема — вневременная трагедия человека, зависимого от воли рока. Некто в сером, именуемый Он, — условный персонаж, олицетворяющий все то, что препятствует свободе человека, — фиксирует орбиту человеческой жизни: «Неудержимо влекомый временем, он непреложно пройдет все ступени человеческой жизни, от низу к верху, от верху к низу. Ограниченный зрением, он никогда не будет видеть следующей ступени, на которую уже не поднимется нетвердая нога его; ограниченный знанием, он никогда не будет знать, что несет ему грядущий день, грядущий час — минута. И в слепом неведении своем, томимый предчувствиями, он покорно совершит круг железного предначертания». Все пять картин пьесы («Рождение Человека и муки матери», «Любовь и бедность», «Бал у Человека», «Несчастье Человека», «Смерть Человека»), демонстрирующие соответственно пять этапов жизни человека с рождения до смерти — «от низу к верху, от верху к низу», — иллюстрируют этот тезис.
Акцент в драматическом действии ставится на перипетиях столкновения человека с «непреложным». А трагический исход конфликта обусловливается тем, что потуги человека разорвать этот «круг железного предначертания» оказываются тщетными, неизменно наталкиваются на каменное равнодушие Некоего в сером с горящей свечой в руках, монотонно повторяющего: «Ho убывает воск, съедаемый огнем. — Ho убывает воск».
Ho, признавая власть фатально неодолимых сил над человеком, писатель не смирялся с действительностью, не отказывался от попыток — пусть обреченных на неудачу — противостоять ударам судьбы. Во второй картине пьесы Человек, показанный молодым, энергичным, верящим в силу разума, бросает вызов самой судьбе, когда она становится на его пути. Обращаясь к стоящему в углу комнаты Некоему, Человек возглашает: «Эй, ты, как тебя там зовут: рок, дьявол или жизнь, я бросаю тебе перчатку, зову тебя на бой!.. Поблестим мечами, позвеним щитами, обрушим на головы удары, от которых задрожит земля! Эй, выходи на бой!» Александр Блок, буквально «потрясенный», по его признанию, «Жизнью человека» (в феврале 1907 года ему довелось увидеть спектакль Be. Мейерхольда на сцене Петербургского театра В. Ф. Комиссаржевской), ощутил истинное величие и трагизм именно в том, что андреевский человек не сдается, а борется до конца. Блоку в то время были близки выразившиеся в «Жизни человека» настроения «последнего отчаяния», яростной, хотя и бесплодной, ненависти художника к окружающему «страшному миру», и в этом аспекте он осмыслял бунтарство человека, вызвавшего на бой «неумолимую, квадратную, проклятую Судьбу». В андреевской драме Блок увидел «яркое доказательство того, что Человек есть человек, не кукла, не жалкое существо, обреченное тлению, но чудесный феникс, преодолевающий «ледяной ветер безграничных пространств». «Тает воск, но не убывает жизнь», — заключал он свою мысль.
Особенности драматургической формы. Масштабное философское содержание «Жизни человека» воплощено в новаторской драматургической форме. «Если в Чехове... сцена должна дать жизнь, — указывал Андреев в одном из писем К. С. Станиславскому, — то здесь — в этом представлении — сцена должна дать только отражение жизни. Ни на одну минуту зритель не должен забывать, что он стоит перед картиною, что он находится в театре и перед ним актеры, изображающие то-то и то-то». В противоположность традиционному театру непосредственного эмоционального переживания Андреев создает свой театр «представления», театр философской мысли, отказываясь от жизнеподобия и прибегая к условно-обобщенным образам. «С внешней стороны — это стилизация, — разъяснял Андреев замысел «Жизни человека» в письме к Вл. И. Немировичу-Данченко. — Характеры, положения и обстановка должны быть приведены к основным своим идеям, упрощены и в то же время углублены благодаря отсутствию мелочей и второстепенного».
В образной системе «Жизни человека» представлены несколько типов персонажей. Есть персонажи единичные, но предельно отдаленные от индивидуального, конкретного, лишенные имени (Человек, Жена Человека, Доктор, Старуха). Есть образы «хоровые», воплощающие собирательную — нравственную или социальную — сущность большой группы людей (Родственники, Соседи, Гости на балу). Функции этих образов — комментирование событий, обстановки сценического действия, внушение зрителям определенного настроения, необходимого по авторскому замыслу. Например, во второй картине, рисующей молодость, бедность, красоту Человека, реплики Соседей исполнены трогательного внимания и любви, содержат множество добрых пожеланий. Напротив, диалоги Пьяниц и зловещих Старух в 5-й картине предвещают мрак небытия, в который вот-вот должен погрузиться умирающий Человек. Есть, наконец, и персонаж, несущий в себе отвлеченный символический смысл (Некто в сером). В связи с общей идеей театра «представления» находится и другой художественный принцип, использованный в «Жизни человека». «В связи с тем, что здесь не жизнь, а только отражение жизни, рассказ о жизни, представление, как живут, — в известных местах должны быть подчеркивания, преувеличения, доведение определенного типа, свойства до крайнего его развития, — отмечал Андреев в письме К. С. Станиславскому. — Нет положительной, спокойной степени, а только превосходная... Резкие контрасты». Само состояние мира, изображаемого в «Жизни человека», побуждало автора вместо «тихих, нежных, тонких настроений» обратиться к «резким, отчетливым, гневным звукам трубы».
В пьесе Андреева действительно нет места «спокойной степени»: либо использован сатирический гротеск (3-я картина «Бал у Человека»), либо нагнетается безысходный ужас (5-я картина «Смерть Человека»), либо передается возвышенно светлый строй чувств и мыслей (2-я картина «Любовь и бедность»). Преувеличение, гротеск, контрасты нужны писателю для того, чтобы нейтрализовать возможность эмоционального сопереживания, с предельной наглядностью выразить чисто интеллектуальное философское содержание.
С той же целью Андреев широко использует в «Жизни человека» средства смежных родов искусства — живописи, музыки, элементов пластики. В приемах обрисовки стилизованных персонажей, эмоционального сценического «фона» сказалось увлечение Л. Н. Андреева искусством великого испанского художника Франсиско Гойи, особенно сериями офортов «Капричос» и «Бедствия войны». Такие свойства графического письма Гойи, как гротеск, гиперболизация, безудержность фантастики, контрастная «игра» светлых и темных красок, отсутствие частностей, «теней», стремление к обнажению противоречий в наивысшей степени, — оригинально претворились в андреевской подборке «оживших картин», представляющих жизнь человека. Цветовая палитра в пьесе весьма подвижна: каждой картине, пронизанной определенным настроением и воссоздающей определенный этап в жизни человека, соответствует своя гамма красок. Так, во 2-й картине тему молодости Человека и его жены усиливают «яркий, теплый свет», «совершенно гладкие светло-розовые стены», «яркие, веселые платья», «прекрасный букет полевых цветов». Наоборот, в 5-й картине теме смерти как бы аккомпанируют «неопределенный, колеблющийся, мигающий сумрачный свет», «гладкие грязные стены», «бесконечное разнообразие отвратительного и ужасного».
Столь же существенна в «Жизни человека» символика музыки. Коротенькая, в две музыкальных фразы, крикливая «полька с подрагивающими, веселыми и чрезвычайно пустыми звуками», под которую старательно танцуют «девушки и молодые люди», выразительно подчеркивает полнейшую обезличенность собравшихся на балу Гостей — марионеток, охваченных выражением «самодовольства, чванности и тупого почтения перед богатством Человека». А геометрически правильное помещение, в котором происходит действие и в окна которого всегда смотрит ночь, углубляет мысль об удручающем однообразии бытия: навеки заданной форме мира — клетки.
Каждая картина предваряется специальной экспозицией, уясняющей связь всех частей пьесы. Эти экспозиции, вводящие в атмосферу происходящего на сцене, построены либо в форме диалогов второстепенных персонажей (например, разговор Старух в 1-й картине, разговор Соседей во 2-й), либо монолога какого-нибудь действующего лица (например, в 4-й картине, где служанка рассказывает о том, что «снова впал в бедность Человек»). Единство сюжетной линии в пьесе достигается лишь прологом, идею которого последовательно раскрывают все картины, и фигурой Некоего в сером, неизменно присутствующего на сцене со свечой, воск которой постепенно тает, как бы отмечая этапы жизненного пути.
Многие особенности диалога в «Жизни человека» также объясняются установкой автора на предельную обобщенность в изображении персонажей и сценической обстановки. В пределах каждого тематического раздела диалог построен по заданной схеме и обычно поясняет отношение персонажей к тому или иному высказыванию, событию, происходящему, как правило, за сценой. Таковы, в частности, реплики гостей на балу: «Как богато! Как пышно! Как светло! Как богато!» — произносимые монотонно и вяло. Таковы же по большей части и авторские ремарки. Например, Некто в сером говорит «твердым, холодным голосом, лишенным волнения и страсти»; Гости на балу разговаривают «не перешептываясь, не смеясь, почти не глядя друг на друга... отрывисто произнося, точно обрубая... слова»; прислуга Человека говорит «ровным голосом, обращаясь к воображаемому собеседнику».
Художественные особенности пьесы подчинены одной задаче — раскрыть в отношениях Человека и рока трагедию всего человечества. С этой основной идеей пьесы связан отказ от напряженной динамики сюжетного действия, от раскрытия внутренних переживаний героев. Для автора не может иметь интереса та или иная комбинация конкретных жизненных положений — перед вечностью все ничтожно и заранее предопределено, поэтому в «Жизни человека» отсутствуют психологические или иные «реальные» мотивировки сюжетных событий. Поступки героев, ситуации в их жизни представляются им случайными: случайно Человек богатеет, случайно убивают его сына, случайно он вновь становится бедным. Все события в жизни героя мотивируются только стихийными, «слепыми» законами судьбы. Человек в пьесе Андреева не терзается, не мучается, не испытывает радости или отчаяния — он делает лишь отметки, знаки своих эмоций, докладывает зрителям о том, что он испытывает в данную минуту. Однако случайность сюжетных ситуаций — внешняя: она обосновывается в прологе тем, что Человек «покорно совершает» определенный ему судьбой «Круг железного предначертания». Чтобы показать «слепое неведение» Человека, Андреев устраняет реалистические мотивировки, обезличивает персонажей, развивает сценическое действие исключительно как выражение основной авторской идеи. Вот почему андреевский человек не наделен мотивом трагической вины — обреченность, страдания, смерть являются результатом не внутренней душевной борьбы, а внешнего непреоборимого рока.
В «Жизни человека» (как и в некоторых последующих пьесах) Андрееву удалось предвосхитить характерные особенности экспрессионистской драматургии, наиболее сильно развившейся в немецкой литературе 1910—1920-х годов (в пьесах Г. Кайзера, Э. Толлера и других писателей). Как и немецкие экспрессионисты, он обостренно воспринимал трагизм существования отчужденного человеческого «я», беспомощного перед властью рока. Выдвигая на первый план не отражение событий, а эмоциональное, субъективное отношение к ним, Андреев создавал «искусство переживания», в котором картины реальной действительности деформировались под напором бурных, смятенных переживаний художника, тревожно реагировавшего на вопиющие диссонансы истории.
|