Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Основы организации государственной гражданской службы в РФ. 2 страница
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором государственный гражданский служащий замещает должность государственной гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности; 11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями; 12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности; 14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур; 15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора; 16) передавать принадлежащие государственному гражданскому служащему ценные бумаги, акции (доли участия в уставных капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в случае, если владение указанными ценными бумагами, акциями (долями участия в уставных капиталах организаций) может привести к конфликту интересов; 17) замещать в течение двух лет должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями непосредственно входили в его должностные обязанности (после увольнения с государственной гражданской службы); 18) разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей (после увольнения с государственной гражданской службы). Ответственность государственных гражданских служащих Государственные гражданские служащие, совершившие дисциплинарные проступки, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Подробно аспекты, касающиеся дисциплинарной ответственности государственных служащих, будут рассмотрены в следующем параграфе, посвященном порядку поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождению. Государственные гражданские служащие, совершившие административные правонарушения или уголовные преступления, несут ответственность в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях или Уголовным кодексом РФ. В рамках настоящего параграфа мы не будем подробно останавливаться на всех мерах административного или уголовного воздействия, применяемых в отношении государственных гражданских служащих, совершивших противоправные деяния. Рассмотрим лишь некоторые виды административных правонарушений и административных санкций1, которые могут применяться в отношении государственных гражданских служащих, совершивших противоправные деяния. К указанным правонарушениям и санкциям можно отнести, в частности, следующие: 1) разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, когда разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.); 2) непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 300 руб., на должностных лиц — от 300 до 500 руб.); 3) самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом (влечет наложение административного штрафа в размере от 1000 до 1500 руб.); 4) проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб., на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.); 1 Данные административные санкции могут применяться к государственным гражданским служащим, в том числе и за нарушение ими режима ограничений и запретов на государственной гражданской службе.
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации
5) нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах права зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, инициативных групп по проведению референдума на пользование на равных условиях помещениями, находящимися в государственной или муниципальной собственности, для встреч с избирателями, участниками референдума (влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 руб.); 6) использование лицом, замещающим государственную или муниципальную должность, либо находящимся на государственной или муниципальной службе, либо являющимся членом органа управления организации независимо от формы собственности (в организации, высшим органом управления которой является собрание, — членом органа, осуществляющего руководство деятельностью этой организации), за исключением политической партии, преимуществ своего должностного или служебного положения в целях выдвижения и (или) избрания кандидата, списка кандидатов, выдвижения и (или) поддержки инициативы проведения референдума, получения того или иного ответа на вопрос (вопросы) референдума (влечет наложение административного штрафа в размере от 3000 до 5000 руб.); 7) участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в сборе подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума, а равно сбор подписей на рабочих местах, по месту учебы, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 2000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.); 8) нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) (влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.); 9) разглашение сведений о мерах безопасности, примененных в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа либо в отношении его близких (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 300 до 500 руб., на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.).
Раздел III. Государственная служба в Российской Федерации
8.3. Порядок поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения Поступление на государственную гражданскую службу представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки личностных и деловых качеств лица — претендента на должность государственной гражданской службы, а также необходимого перечня документов указанного лица, на основании результатов которой оформляются служебные правоотношения между государственным органом и лицом, претендующим на замещение той или иной должности государственной гражданской службы. Кандидат на замещение должности государственной гражданской службы должен обладать следующими качествами: • наличие гражданства Российской Федерации; • достижение возраста 18 лет; • владение государственным языком Российской Федерации; • соответствие квалификационным требованиям, установленным для определенных должностей государственной гражданской службы. Поступление гражданина на государственную гражданскую службу для замещения соответствующей должности государственной гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, за исключением ряда случаев: 1) при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»; 2) при назначении на должности государственной гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом или Правительством Российской Федерации; 3) при заключении срочного служебного контракта; 4) при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ; 5) при назначении на должности государственной гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей государственной гражданской службы (по решению представителя нанимателя соответствующего государственного органа).
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации
Первые три случая имеют императивный характер, последние два — диспозитивный, при котором конкурс может как проводиться, так и не проводиться. Гражданин Российской Федерации, изъявивший желание участвовать в конкурсе, представляет в государственный орган: 1) личное заявление; 2) собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждается Правительством РФ, с приложением фотографии; 3) копию паспорта или заменяющего его документа (соответствующий документ предъявляется лично по прибытии на конкурс); 4) документы, подтверждающие необходимое профессиональное образование, стаж работы и квалификацию: копию трудовой книжки (за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые) или иные документы, подтверждающие трудовую (служебную) деятельность гражданина; копии документов о профессиональном образовании, а также по желанию гражданина — о дополнительном профессиональном образовании, о присвоении ученой степени, ученого звания, заверенные нотариально или кадровыми службами по месту работы (службы); 5) документ об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению; 6) иные документы, предусмотренные Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Претенденту на замещение должности государственной гражданской службы может быть отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с несоответствием квалификационным требованиям к вакантной должности государственной гражданской службы, а также в связи с ограничениями, установленными Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для поступления на государственную гражданскую службу и ее прохождения. Претендент, успешно прошедший конкурс либо назначаемый на должность во внеконкурсном порядке, представляет в кадровую службу следующие документы: 1) заявление с просьбой о поступлении на государственную гражданскую службу и замещении должности гражданской службы;
Раздел III. Государственная служба в Российской Федерации
2) собственноручно заполненную и подписанную анкету установленной формы; 3) паспорт; 4) трудовую книжку, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 5) страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, за исключением случаев, когда служебная (трудовая) деятельность осуществляется впервые; 6) свидетельство о постановке физического лица на учет в налоговом органе по месту жительства на территории Российской Федерации; 7) документы воинского учета — для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу; 8) документ об образовании; 9) сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Прохождение государственной гражданской службы включает в себя следующие основные составляющие: • назначение на должность; • присвоение классного чина (дипломатического ранга), аттестацию или квалификационный экзамен; применение поощрительных и дисциплинарных санкций; • иные обстоятельства (события). Юридическим оформлением служебных правоотношений между государственным органом и лицом, поступающим на государственную гражданскую службу (назначением на должность), является издание индивидуального акта государственного органа о назначении лица на должность государственной гражданской службы и заключаемый на его основе служебный контракт. Служебный контракт представляет собой соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на государственную гражданскую службу, или государственным гражданским служащим о прохождении государственной гражданской службы и замещении должности государственной гражданской службы, устанавливающее права и обязанности сторон. Примерная форма служебного контракта утверждена Указом Президента РФ от 16 февраля 2005 г. № 159 «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации»1. 1 СЗ РФ. 2005. № 8. Ст. 629.
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации
Служебный контракт может заключаться на следующие сроки: • неопределенный срок; • определенный срок; • срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной гражданской службы после его окончания. Срочный служебный контракт заключается в случаях, когда отношения, связанные с государственной гражданской службой, не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом категории замещаемой должности государственной гражданской службы или условий прохождения государственной гражданской службы. Срочный служебный контракт заключается в случаях: 1) замещения отдельных должностей государственной гражданской службы категории «руководители», а также должностей государственной гражданской службы категории «помощники (советники)»; 2) замещения должности государственной гражданской службы на период отсутствия государственного гражданского служащего, за которым в соответствии с Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами сохраняется должность государственной гражданской службы; 3) замещения должности государственной гражданской службы после окончания обучения гражданином, заключившим договор на обучение в образовательном учреждении профессионального образования с обязательством последующего прохождения государственной гражданской службы; 4) замещения должности государственной гражданской службы в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации, иных представительствах Российской Федерации и представительствах государственных органов, находящихся за пределами территории Российской Федерации; 5) замещения должности государственной гражданской службы в государственном органе, образованном на определенный срок или для выполнения определенных задач и функций; 6) замещения временной должности государственной гражданской службы или должности государственной гражданской службы на период временного отсутствия государственного гражданского служащего по соглашению сторон служебного контракта; 7) замещения должности государственной гражданской службы, по которой установлен особый порядок оплаты труда;
Раздел III. Государственная служба в Российской Федерации
8) в иных случаях, предусмотренных Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и другими федеральными законами. Прохождение государственной гражданской службы является комплексной административной правовой категорией, в состав которой входят: аттестация; квалификационный экзамен и производство государственных гражданских служащих в классные чины; применение к государственным гражданским служащим мер поощрения и дисциплинарного воздействия; денежное содержание служащих; кадровый резерв; прохождение служащими курсов повышения квалификации или переподготовки. I. Аттестация государственных гражданских служащих Аттестация представляет собой урегулированную нормами права процедуру оценки профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего в целях определения его соответствия замещаемой должности государственной гражданской службы. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 1101, устанавливают следующие виды аттестации: • очередная аттестация — проводится один раз в три года; • внеочередная аттестация — проводится по соглашению сторон служебного контракта с учетом результатов годового отчета о профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего, а также по решению представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа или представителя этого руководителя, осуществляющих полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации или ее субъекта, после принятия в установленном порядке решения: о сокращении должностей государственной гражданской службы в государственном органе; об изменении условий оплаты труда государственных гражданских служащих. Аттестации подлежат все государственные гражданские служащие государственного органа, за исключением: 1) проработавших в занимаемой должности государственной гражданской службы менее одного года;
1 СЗ РФ. 2005. № 6. Ст. 437.
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации 2) достигших возраста 60 лет; 3) беременных женщин;
4) находящихся в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; 5) замещающих должности государственной гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)», с которыми заключен срочный служебный контракт; 6) в течение года со дня сдачи квалификационного экзамена. Аттестация проводится в четыре этапа. Первый этап — подготовительный 1. Формирование аттестационной комиссии. В состав аттестационной комиссии включаются представитель нанимателя и (или) уполномоченные им государственные гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором государственный гражданский служащий, подлежащий аттестации, замещает должность), представитель федерального государственного органа по управлению государственной службой или государственного органа субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые соответствующим органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов аттестационной комиссии. Аттестационная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии. Все члены аттестационной комиссии при принятии решений обладают равными правами. 2. Утверждение графика проведения аттестации. Такой график ежегодно утверждается представителем нанимателя и доводится до сведения каждого аттестуемого государственного гражданского служащего не менее чем за месяц до начала аттестации. В нем указываются: наименование государственного органа, подразделения, в которых проводится аттестация; список гражданских служащих, подлежащих аттестации; дата, время и место проведения аттестации; дата представления в аттестационную комиссию необходимых документов с указанием ответственных за их представление руководителей соответствующих подразделений государственного органа.
Раздел III. Государственная служба в Российской Федерации
3. Составление списков государственных гражданских служащих, подлежащих аттестации. Указанные списки составляются кадровой службой государственного органа и утверждаются высшим должностным лицом указанного органа. 4. Подготовка документов, необходимых для работы аттестационной комиссии. К указанным документам в первую очередь относится отзыв об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период. Он подписывается непосредственным руководителем государственного служащего, подлежащего аттестации, утверждается вышестоящим руководителем и должен содержать следующие сведения о государственном гражданском служащем, подлежащем аттестации: фамилия, имя, отчество; замещаемая должность на момент проведения аттестации и дата назначения на эту должность; перечень основных вопросов (документов), в решении (разработке) которых государственный гражданский служащий принимал участие; мотивированная оценка профессиональных, личностных качеств и результатов профессиональной служебной деятельности государственного гражданского служащего. Отзыв представляется в аттестационную комиссию не позднее чем за две недели до начала аттестации. К отзыву об исполнении подлежащим аттестации государственным гражданским служащим должностных обязанностей за аттестационный период прилагаются сведения о выполненных им поручениях и подготовленных им проектах документов за указанный период, содержащиеся в годовых отчетах о профессиональной служебной деятельности служащего. Кадровая служба государственного органа не менее чем за неделю до начала аттестации должна ознакомить аттестуемого государственного гражданского служащего с представленным отзывом об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период. При этом аттестуемый государственный гражданский служащий вправе представить в аттестационную комиссию дополнительные сведения о своей профессиональной служебной деятельности за указанный период, а также заявление о своем несогласии с представленным отзывом или пояснительную записку на отзыв непосредственного руководителя. Помимо указанных документов в аттестационную комиссию представляется аттестационный лист государственного гражданского служащего с данными предыдущей аттестации (за исключением случаев, если государственный гражданский служащий подлежит аттестации в первый раз).
8. Основы государственной гражданской службы Российской Федерации Второй этап — непосредственное проведение аттестации
Аттестация проводится с приглашением аттестуемого государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки государственного гражданского служащего на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или отказа его от аттестации служащий привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок. Аттестационная комиссия рассматривает представленные документы, заслушивает сообщения аттестуемого государственного гражданского служащего, а в случае необходимости — его непосредственного руководителя о профессиональной служебной деятельности служащего. Обсуждение профессиональных и личностных качеств государственного гражданского служащего применительно к его профессиональной служебной деятельности должно быть объективным и доброжелательным. Профессиональная служебная деятельность государственного гражданского служащего оценивается на основе определения его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности, его участия в решении поставленных перед соответствующим подразделением (государственным органом) задач, сложности выполняемой им работы, ее эффективности и результативности. Третий этап — принятие решений аттестационной комиссией Решение аттестационной комиссии принимается в отсутствие аттестуемого государственного гражданского служащего и его непосредственного руководителя открытым голосованием простым большинством голосов присутствующих на заседании членов аттестационной комиссии. При равенстве голосов государственный гражданский служащий признается соответствующим замещаемой должности государственной гражданской службы. При этом заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее двух третей ее членов. По результатам аттестации государственного гражданского служащего аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений: 1) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы; 2) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы и рекомендуется к включению в установленном по
Раздел III. Государственная служба в Российской Федерации
рядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста; 3) соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы при условии успешного прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации; 4) не соответствует замещаемой должности государственной гражданской службы. Материалы аттестации государственных гражданских служащих представляются представителю нанимателя не позднее чем через семь дней после ее проведения. После этого принимается окончательное решение представителя нанимателя в отношении аттестованного (неаттестованного) государственного гражданского служащего. В течение одного месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа или принимается решение представителя нанимателя о том, что государственный гражданский служащий: 1) подлежит включению в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вакантной должности государственной гражданской службы в порядке должностного роста; 2) направляется на профессиональную переподготовку или повышение квалификации; 3) понижается в должности государственной гражданской службы.
|