Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и источники финансового права
В науке европейского права правовое регулирование в сфере финансовых услуг понимается как регулирование трех областей: 1) банковской системы, 2) страхования, 3) ценных бумаг. В учредительных актах нет раздела о финансовых услугах, но некоторые акты ЕС, принятые в качестве комментариев к ним, содержат нормы финансово-правового характера. Например, План действий в сфере финансовых услуг 1999 года содержит понятие банковского сектора, как предмета регулирования права ЕС. Некоторые исследователи европейского права, например, Топорнин, утверждают, что финансовое право ЕС включает в себя особую часть отношений, регулирующих систему налогов, пошлин и сборов; а также систему контроля и аудита. Энтин считает, что в финансовое право ЕС следует включить нормы, регулирующие сферу финансовых услуг. Соответственно, финансовое право ЕС состоит из нескольких компонентов, регулируемых напрямую Европейским Союзом – банковского, налогового и бюджетного права. Таким образом, финансовое право ЕС тесно связано с политикой ЕС в области торговли, единым рынком и сотрудничеством в экономической сфере. Интеграционное регулирование в сфере финансовых услуг в Евросоюзе прошло несколько этапов, начало которым в 1966 году положил специальный доклад о положении финансовой отрасли в праве европейских сообществ. Основная цель доклада – достижение равного доступа финансово-кредитных организаций к общему рынку европейских сообществ. В 60-80-е гг. было принято большое количество директив, регулирующих финансовую сферу. Например, «О регулярной информации», «Об эмитентах», «О координации финансовых сделок с участием инсайдеров». С 90-х гг. принимается большое число программ и планов действий в финансовой сфере (как правило, на последующие пять лет). Например, План действий ЕС на 1999-2004 гг. (первый финансовый план) предусматривал создание единого финансового рынка, основанного на внедрении новой системно-правовой базы регулирования европейских финансовых рынков. Для этого предусматривалось осуществить 42 специальных мероприятия по регулированию и контролю финансовой сферы. В рамках данного плана были сформулированы 3 стратегические цели: 1) установление единого рынка финансовых услуг для оптовой торговли; 2) реализация более доступных и надежных розничных финансовых рынков; 3) усиление надзорных правил. В 2005-2010 гг. был представлен новый программный документ – «Белая книга ЕС по политике финансовых услуг». В 2006 году была представлена дополнительная «Зеленая книга», комментировавшая некоторые вопросы белой книги. Эти документы выделили 5 основных задач: 1) развивать достигнутые успехи и следить за четким выполнением уже действующих нормативов; 2) принимать нормативные акты в соответствии с новыми требованиями; 3) усилить и гармонизировать контроль в финансовой сфере; 4) стимулировать конкуренцию в сфере оказания финансовых услуг; 5) развивать кооперацию и конвергенцию финансовых рынков ЕС с другими мировыми рынками в целях дальнейшего укрепления экономической и финансовой мощи ЕС. Особая роль в достижении указанных задач принадлежит сотрудничеству с ВТО. В учредительных договорах были выведены 4 критерия сближения в финансовой сфере: 1) достижение высокого уровня стабильности цен (средние темпы инфляции, наблюдаемые в течение года, не должны превышать (всем ЕС) средние темпы инфляции трех государств-членов, демонстрирующих наилучшие результаты в области стабильности цен, более чем на 1, 5 %); 2) удовлетворительный характер состояния публичных финансов (достижение стабильной бюджетной ситуации, когда ежегодный бюджетный дефицит не превышает 3%, а государственный долг – 60% ВВП); 3) соблюдение нормальных пределов колебаний, предусмотренных механизмом валютных курсов европейской валютной системы; 4) устойчивый характер сближения государства-члена и его участие в механизме валютных курсов, которое отражается в уровнях долгосрочных процентных ставок. На практике в финансовом праве ЕС действует система «Ламфалусси» - т.е. создание нескольких уровней регулирований финансовых услуг: 1) Европарламент и Совет принимают директивы и регламенты на основании проектов Еврокомиссии; 2) рамочные акты уточняются и дополняются директивами (в т.ч. о создании специальных органов при согласовании с Европейским Центральным Банков, например, был создан Европейский Комитет по ценным бумагам); 3) сотрудничество европейских и национальных органов в финансово-правовой сфере (для этого был создан комитет европейских регуляторов ценных бумаг); 4) проверка соответствия юридической практики в государствах-членах ЕС нормам финансового права ЕС с помощью Европейской Комиссии (для этого были созданы европейский банковский комитет и европейский комитет по страхованию и трудовым пенсиям). В настоящее время ЕС осуществляет программу гарантий прозрачности и интегрированности европейских финансовых рынков. В рамках этой программы происходит борьба с рыночными злоупотреблениями, предъявляются особые требования к проспекту эмиссии, осуществляется информационное сопровождение эмитентов и т.д.
|