Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и виды управленческих решений, их классификация, характеристика выделенных групп.






Управленческое решение находится в центре управленческого цикла и определяет общие цели и задачи процесса управления, пронизывает все управленческие функции. Решения в сфере государственного управления, как правило, наиболее важны и затрагивают интересы многих людей и их общностей. Государственно-управленческие решения могут сильно влиять на жизнь и судьбы как отдельных индивидов, так и общества в целом. Некоторые государственные решения буквально меняют ход истории. Поэтому принятие таких решений — это большая ответственность, что особенно ярко проявляется на высших уровнях государственного управления. Кроме того, управленческие решения в системе государственного управления призваны обеспечить успешное решение проблем, относящихся к деятельности органов государственного управления.

Специфику государственно-управленческим решениям придает встраивание управленческих структур в систему властных отношений, возможность использования для обеспечения своих позиций принудительных средств. Таким образом, механизм принятия государственных решенийотличает сочетание использование властного ресурса и собственно управленческих технологий.

Управленческие решения, как правило, обеспечивает должностное лицо или соответствующий орган, несущий полную ответственность за последствия реализуемых решений. Границы компетенции, в рамках которой принимаются решения, четко обозначены в требованиях формальной структуры. Однако круг лиц, привлекаемых к подготовке решения, значительно больше числа лиц, облеченных властью.

Государственное решение характеризуется прежде всего субъектом, принимающим решение — орган государственной власти, должностное лицо и т.д. и объектом, которому адресовано решение — нижестоящие органы управления, социальные группы, хозяйствующие субъекты, политические и общественные объединения и др. Другие характеристики государственного решения – это его авторитет; масштаб; информационная обеспеченность; технология и стиль принятия; практическая значимость. Для успешной реализации управленческих решений в области государственного управления каждый субъект управления должен обеспечить выполнение определенных требований: целесообразность, оптимальность, своевременность, объективность, конкретность, гибкость, учет первичных и производных последствий принятого и реализованного решения.

Виды государственно-управленческих решений, их классификация. Сложность и многообразие решений не только предполагает, но и требует применения различных критериевклассификации решений. Последняя возможна по различным основаниям. Специалистыпри классификации управленческих решений применяет такие основания, как степень разработки, степень обоснования, возможность реализации, степень достижения цели и др.

Многообразие общественных отношений, требующих государственного вмешательства, порождает множество видов собственно государственных решений, основными из которых являются политические и административные.

Политические решения принимаются по наиболее важным общественно значимым проблемам политическим руководством. Политические решения составляют первичный уровень государственных решений. Политические решения имеют следующие признаки: 1) они общезначимы, касаются судеб, интересов многих людей; 2) в процессе их подготовки участвуют не всегда единомышленники, но и оппоненты, имеющие несхожие цели, исповедующие различные ценности, обладающие разной силой влияния; в) они всегда коллективны по форме разработки и принятия. Выделяются разнообразные виды политико-управленческих решений: общеполитические, акты функциональных органов управления, решения представительных органов местного самоуправления и др.

Административные решения производны от политических. Они направлены на обеспечение условий для подготовки, принятия и реализации решений политического руководства. Отличительная особенность этих решений в том, что они имеют, как правило, обезличенный характер. В их подготовке, принятии и выполнении участвует большое число специалистов разного профиля и поэтому их авторство не связывают с именем конкретного госслужащего. Хотя в своем большинстве эти решения подготавливаются конкретными людьми, их личными решениями частного характера они не могут быть, так как принимаются от имени государственных органов. Отсюда возникает задача их юридического закрепления в надлежащей форме.

Административно-управленческие решения целесообразно разделить на две группы: 1) решения, связанные с организацией работы непосредственно в аппаратах органов госуправления (внутриорганизационные решения). Они могут быть направлены на улучшение планирования, контроля, профессиональной подготовки кадров и т.д.; 2) решения, обеспечивающие взаимодействие с внешней средой, определяющие основные направления государственно-управленческой деятельности. Такие решения условно можно назвать внешними (публичными), именно они чаще всего дополняют политическое содержание, принимаются во имя их исполнения.

 


 

48. Принятие управленческого решения. Факторы, влияющие на принятие управленческого решения.

Разработка и принятие государственного решения означает выбор цели, выражающей государственный интерес, проекта (направления) деятельности, средств и методов действия, обеспечивающих реализацию намеченной цели. Это сложный, многоступенчатый процесс, в котором происходит выработка и согласование позиций по самым разнообразным общественно значимым вопросам с целью практического осуществления мер государственно-управленческого воздействия на социальную действительность.

Содержание этапов процесса подготовки и принятия решений в государственном управлении близко к задачам, определяемым классическим менеджментом. Процесс начинается с выявления проблемы, а заканчивается формированием проекта решения и предоставлением его государственному органу или должностному лицу, с которым согласовывается процедура принятия решений или который непосредственно участвует в принятии решений.

Чем выше уровень разрабатываемого решения, чем оно более значимо с точки зрения государственных интересов, тем больше зависимость выбора проекта от политических целей, тем важнее соответствие проекта стратегии государства. Поэтому в государственном управлении принципиально значимы механизмы выбора, как целей, так и проектов их реализации, ибо и то, и другое предопределяет принятие решения.

Наличие нормативно отработанного механизма необходимо, как в принятии стратегических политических, так и административных решений. В противном случае возникает реальная опасность волюнтаристского выбора проекта. Под механизмом понимаются нормативно установленные процедуры выбора.

В связи с этим, процесс принятия государственно-управленческих решений осуществляется с использованием целого ряда специальных процедур. Суть и целесообразность их соблюдения в том, чтобы обеспечить наиболее оптимальные условия для принятия нужных решений в надлежащем порядке.

Обязательными требованиями к разработке и принятию государственно-управленческого решения являются: а) наличие политической, экономической, социальной и правовой экспертиз проекта решения; б) соблюдение установленной (законом или регламентом государственного органа) процедуры принятия решения; в) сведение к минимуму влияния на решение субъективных элементов выбора.

Методы принятия управленческих решений выступают как совокупность этапов и процедур, необходимых для разрешения той или иной проблемы, возникающей перед управляющей подсистемой (субъектом управления).

На этапе постановки проблемы ведущую роль играют методы сбора, хранения, обработки и анализа информации, методам фиксации важнейших событий, их описания и оценки, факторного анализа, аналогии, моделирования.

Этап решения проблемы также связан с использование методов сбора информации, но и в отличие от первого этапа здесь акцент переносится с вопросов типа «что произошло?» на вопросы такого рода: «Как можно решить проблему?» Следовательно, в этом случае информация ориентирована на поиск оптимальных вариантов управленческих решений.

При выборе решения применяются иные методы. Здесь решающую роль приобретает определение критериев выбора. Чаще сего в качестве критерия выбора используется целевая функция, которую обычно надо максимизировать или, напротив, минимизировать. Такой выбор называют оптимизационным.

На этапе организации выполнения решения приоритетная роль переходит к сопоставлению плана реализации, которым предусматривает система действий, необходимых для выполнения приятного решения и успешного продвижения к поставленной цели. Здесь наряду с методами прямого воздействия, такими как приказ, распоряжение и т.п., применяются и косвенные методы управленческой деятельности – материальное и моральное стимулирование, разъяснение сущности принятых решений, формирование социально-психологической готовности работников к их активной реализации.

Для успешного выполнения принятых решений важное значение имеет этап контроля, который также предусматривает использование нескольких специфических методов. К ним, в частности, относятся диагностический метод позволяющий четко представить ход выполнения решения, корректирующий метод, дающий возможность на основе полученного диагноза вносить уточнения и изменения в деятельность по обеспечению реальной выполнимости принятого управленческого решения.

Условия и факторы обеспечения качества управленческих решений. Факторов, влияющих на качественный уровень управленческих решений, может быть множество. Условно их можно разделить на две группы:

а) ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий. К данной группе относятся изучение ситуации, анализ и прогнозы, используемые методы, организация управления и др.;

б) поведенческого характера, связанные с мотивами, ценностными ориентациями, уровнем требований, готовностью идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения.

Факторы первой группы действуют на этапе, предшествующем принятию решений, и способствуют формулированию проблемы. Факторы второй группы проявляются в поведении руководителя, его сотрудников в ходе разработки управленческих решений. В практике принятия решений на отдельных стадиях эти группы факторов могут переплетаться.

Качество управленческого решения зависит и от таких факторов, как: качество исходной информации; оптимальный или рациональный характер принимаемого решения; своевременность принимаемых решений; соответствие принимаемых решений действующему механизму управления и базирующимся на нем методам управления; квалификация кадров; готовность управляемой системы к исполнению принятых решений.

Причины, влияющие на качество принимаемых решений, весьма разнообразны, в их числе:

§ значительный объем принимаемых решений;

§ рассогласованность вновь принимаемых решений с предыдущими, дублирование;

§ трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровням;

§ принятие псевдорешений, т.е. решений, не имеющих конкретного содержания: расплывчатых, непроверяемых, отражающих общую установку, пожелания и т.п.;

§ недостаточная технологизация процессов подготовки и принятия решений, отсутствие процедуры согласования решений;

§ установление нереальных сроков для исполнения работы;

§ принятие решений под влиянием эмоций и др.

Способность найти причины появления решений низкого качества ограничит возможность их возникновения на разных этапах процесса разработки и исполнения и тем самым будет способствовать повышению эффективности решений.


 

49. Инновационные и информационные технологии в государственном управлении на этапе перехода к информационному обществу: понятия, масштабы и направления применения

Выдвижение на повестку дня инновационных технологий вызвано объективным усложнением и удорожанием процессов государственного управления и одновременно усилением их роли в жизнедеятельности общества.

Поэтому справедливо, что многие исследователи на повестку дня ставят вопрос о том, что нужны не просто технологии управления, а именно инновационные, которые связывают современные научные знания, практический опыт и творческий потенциал людей. Инновационные технологии государственного управления – это целое направление теоретических поисков и практических приемов, направленных на повышение эффективности функционирования всей системы государственного управления.

Целями внедрения инновационных технологий в управление могут быть следующие: а) создание оптимальной структуры управления, когда после осуществления инноваций наблюдаются положительные сдвиги в возможностях руководителей воздействовать на процесс управления; б) совершенствование системы целей управления; в) создание более совершенных технологических условий или действий; г) формирование более эффективной системы мотивации деятельности; д) изменение целей управляемой подсистемы.

В современных условиях развития белорусского государства и общества по всем важнейшим аспектам организации и функционирования государственного управления требуется разработка и освоение инновационных технологий управления, способных обеспечить продвижение нашего общества вперед за счет инноватирования знаний, использования ноу-хау, наукоемких технологий.

Необходимость применения инновационных технологий связано с тем, что в начале XXI века перед системой государственного управления в Беларуси, равно как и в других странах, выдвигается сложный комплекс качественно новых задач и требований, связанных с необходимостью создания и функционирования эффективных механизмов устойчивого политического социально-экономического и социально-культурного развития.

Инновационные технологии в государственном управлении Республики Беларусь должны способствовать:

1) оптимизации организационной структуры государственного управления на основе исключения излишних звеньев и минимизации затрат на осуществление управленческих функций;

2) освоению современных технологий управленческой деятельности на основе использования компьютерно-информационных сетей;

3) созданию условий для эффективного использования информационных ресурсов в деятельности органов государственного управления;

4) дебюрократизации деятельности всех уровней и звеньев государственной службы;

5) повышению спроса на креативность и ее возможно более широкое распространение в управленческой деятельности на основе активного использования научных знаний и инновационных способов действия, охватывающих широкий диапазон от формулирования новой идеи до разработки творческого решения и его практической реализации.

Одной из современных инновационных технологий, позволяющей повышать качество, оказываемых государством услуг является система «одного окна», уже активно действующая в республике. Она позволяет упрощать решение повседневных проблем, порядок выдачи гражданам различного рода справок и документов, снижать количество контактов гражданина с госслужащими и количество предоставляемых заявителями документов.

Уже трудно представить, как раньше управление велось без использования, к примеру, информационно-коммуникационных технологий, которые существенно облегчают работу государственных органов. Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель-потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия с клиентами и партнерами. В настоящее время к информационным системам поддержки государственного управления относят информационные системы, используемые исключительно в целях государственного управления (административных целях), т.е. исключающие оборонные, образовательные, медицинские и др. информационные системы. Делятся они на официально используемые и справочно используемые.


 

50. Электронное правительство: понятие, сфера, особенности и направления применения. Преимущества и возможности электронного правительства. Функции электронного правительства.

Электронное правительство /e-government/ – это концепция осуществления государственного управления, характерная для информационного общества. Характеризуется направленностью на потребности граждан, экономической эффективностью, открытостью для общественного контроля и инициативы. Оно рассматривается как единый социально ответственный и информационно открытый институт, имеющий гибкую действенную обратную связь с обществом. Это один из наиболее действенных способов борьбы с коррупцией и бюрократией, а также обеспечения прозрачности деятельности официальных структур. Базируется на возможностях информационно-телекоммуникационных технологий и ценностях открытого общества.

Электронное правительство как форма осуществления государственного управления, присущая информационному обществу, включает: а) он-лайновые сервисы для граждан и бизнесов на едином портале; б) электронный документооборот в правительственных и парламентских структурах; в) общую для разных правительственных структур базу данных для предотвращения дублирования информации и повторных затрат; г) часто – закрытую специализированную информационную сеть (интранет) для внутриправительственных трансакций (напр. Govnet); д) разветвленную информационно-телекоммуникационную инфраструктуру; е) системы криптографии и прочие способы защиты информации, в том числе и персональных данных; ж) цифровую подпись; з) электронный ключ, смарт-карты, другие средства санкционирования доступа к информации и операций с ней.

Важнейшие принципы организации э-правительства в мире:

- открытость и ответственность деятельности госорганов;

- наличие обратной связи при взаимодействии госорганов с обществом;

- однократность обращения гражданина к правительственному веб-порталу для получения всей информации и услуг («одно окно»).

Электронное правительство рассматривается не как затратное частичное технологическое решение, а как форма осуществления управления государством. Поэтому оно является элементом масштабного информационного преобразования общества. Необходимость изменений содержания системы государственного управления диктуется тем, что новые информационные технологии совершенно меняют парадигму отношений «производитель-потребитель», что для государства означает пересмотр всей системы и процедур взаимодействия с клиентами и партнерами.

Граждане и общество в целом должны получить новые возможности более глубоко и детально влиять на управление протекающими в обществе процессами.

Главное, что обретает государство – это новое качество управления общественными процессами. Государственная машина в условиях информационного общества оставляет в своем арсенале технологии прямого администрирования (административного воздействия) и ограничений, унаследованных от традиционных и индустриальных формаций. Однако у государства появляются возможности повысить свою эффективность за счет использования сетевых механизмов и технологий, основанных на более гибких, горизонтально и вертикально интегрированных «управляющих алгоритмах», в основе которых стратегии непрямого воздействия и диалога.

Возможности развития электронного правительства включают многочисленные прикладные элементы: а) свободу доступа граждан к государственной информации; б) перевод государственных органов на безбумажное делопроизводство; в) установление для всех государственных органов показателей эффективности работы; г) перенесение в сеть большинства стандартных трансакций между государством и гражданами или бизнесами и т.п.

Перспективы развития электронного правительства обусловлены соблюдением ряда условий. Основой для реинжиниринга государственного управления, для создания и функционирования электронного правительства являются: а) принятие соответствующей нормативной правовой базы; б) расширение компьютерной грамотности; в) перераспределение зон приоритетной компетенции государственных и общественных структур; г) обновление ценностных ориентаций общества и т.д. Изменения должны затронуть и избирательную систему, принципы законодательной деятельности, схемы осуществления контроля и ответственности всех ветвей власти перед гражданами, их объединениями и бизнесом.

Электронное правительство трансформирует не только отношения граждан и властных структур, но и отношения внутри правительства – между отдельными его ветвями, уровнями, подразделениями. Происходит перенесение акцентов с вертикальных на горизонтальные связи внутри правительства, между разными его подразделениями и ветвями власти. За счет создания внутриправительственной информационной сети ликвидируется вынужденное дублирование функций и информации, параллельное осуществление контроля и надзора за работой отдельных органов и выполнением отдельных работ.

Но фундаментальной базой для цифровых преобразований, в том числе и в деятельности государственных и правительственных структур, является готовность граждан использовать возможности информационных технологий, оценить их преимущества, находить новые применения непосредственно для своей жизни, бизнеса, общественной, научной деятельности, обучения и т.п.

Западный вариант электронного правительства включает три основных модуля:

а) G2G − правительство правительству;

б) G2B − правительство бизнесу;

в) G2C − правительство гражданам.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал