Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Системный анализ объекта исследования.






СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ- один из этапов разработки программы социологического исследования. Суть его состоит в рассмотрении объекта исследования как системы, т.е. комплекса элементов и связей, образующих во взаимодействии органическое целое, в котором фактическое или предполагаемое изменение одного из элементов ведет к изменению других элементов и всей системы в целом. С.А.О.И. включает в себя также и принцип циклической взаимосвязи генезиса (истории), структуры и функций, принцип гомеостазиса. Принцип взаимосвязи генезиса, структуры и функций предполагает изучение структуры объекта путем выделения ее элементов, их функций и взаимосвязи; описание и объяснение эволюции системы; выяснение того, как данный объект функционирует в системе большей общности. Принцип гомеостазиса предполагает выяснение механизмов, обеспечивающих устойчивость, динамическое равновесие системы. В социологических исследованиях С.А.О.И. используется, как правило, не в виде строгих алгоритмов, а как общие методологические установки исследовательской работы.

Допустим, исследуется трудовая деятельность молодых рабочих. Цель исследования - выявление мотивов трудовой деятельности, отношения к труду в зависимости от содержания труда и уровня запросов личности работника. Элементами данного объекта являются факторы, детерминирующие отношение к труду. Их можно разделить на три группы.

Первая группа - общие и специфические факторы. К общим относятся социально-экономические и иные социальные условия трудовой деятельности. Эти факторы, будучи равнодействующими по отношению к любым видам труда и любым типам личности, являются постоянными. К специфическим факторам относятся функциональное содержание труда, условия труда, взаимоотношения в коллективе, особенности внетрудовой деятельности рабочего, личностные и ролевые характеристики работника.

Вторая группа факторов - прямые и косвенные. Прямые факторы непосредственно фиксируются и поддаются контролю в объекте исследования: условия, организация, функциональное содержание, система оплаты труда, отношения в коллективе и отношения рабочих с руководством. Косвенные факторы прямой регистрации не поддаются; семейное воспитание, обучение, воздействие средств массовой информации.

 

Третья группа - факторы объективные и субъективные. К объективным относятся условия и обстоятельства, образующие независимые от субъекта предпосылки его деятельности, к субъективным - связанные с переработкой внешних условий в сознании и психике индивида Объективные факторы являются стимулами, внешними побуждениями к деятельности, субъективные - мотивами, внутренними побуждениями.

Элементы и связи объекта могут быть изображены графически, с помощью математических моделей или в форме описания. Часть определенных элементов и связей включается в сферу исследования и образует его предмет.

 

Содержание методической части исследовательской программы.

Подготовка социологического исследования непосредственно начинается не с составления анкеты, а с разработки его программы, которая считается обязательным документом социологического исследования. Цель программы - представить общую схему или план будущего мероприятия, изложить концепцию всего исследования, описать приемы и средства изучения определенного явления или процесса.

Программа социологического исследования включает в себя подробное, четкое и завершенное изложение следующих разделов: методологического и методического.

В методологический раздел программы входят: формулировка и обоснование проблемы; указание цели исследования; определение объекта и предмета исследования; логический анализ основных понятий; формулировка гипотез.

К методическому разделу относятся: определение обследуемой совокупности; характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации; логическая структура инструментария для сбора социологической информации; логические схемы обработки полученных данных.

Определяющей частью любого исследования является глубокое и всестороннее обоснование методологических подходов и методических приемов изучения социальной проблемы.

Разработка методологической части программы начинается с постановки проблемы. Социальной проблемой называют существующую в реальности, в окружающей нас жизни противоречивую ситуацию, носящую массовый характер и затрагивающую интересы больших социальных групп либо социальных институтов.

При формулировке проблемы исследования необходимо точно выразить проблемную ситуацию и в то же время не давать чрезмерно широких и абстрактных определений. Обычно первоначальная абстрактная проблема в определенный момент приобретает четкий, завершенный вид.

Браться за изучение нескольких проблем в рамках одного исследования нецелесообразно, поскольку это усложняет инструментарий и делает его излишне громоздким, что в свою очередь снижает качество собираемой информации и оперативность исследования (что ведет к старению социологических данных).

Указание цели исследования.

Цель - модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения исследования.

Ориентация на поставленную в программе цель служит необходимым критерием эффективности предпринятых методологических, методических, организационных процедур.

Целью исследования может быть:

- получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор социальной статистики;

- анализ причин формирования проблемной ситуации и разработка прогнозов ее возможного развития, оценка эффективности возможных вариантов управленческих воздействий на проблемную ситуацию;

- разработка практических рекомендаций по управленческому воздействию на изучаемую ситуацию;

- формирование предложений по созданию специализированных функциональных подразделений.

Определение цели исследования обеспечивает нормативную функцию программы как официального документа, утверждающего взаимные обязательства заказчика и социолога по поводу конечного результата исследования.

Объектом социологического исследования в широком смысле выступает носитель той или иной социальной проблемы, в узком - люди или объекты, способные дать социологу необходимую информацию. Объектом исследования может быть любой социальный процесс, сфера социальной жизни, трудовой коллектив, какие-либо общественные отношения, документы. Главное, чтобы все они содержали социальное противоречие и порождали проблемную ситуацию. Чаще всего объектом выступает социальная группа - студенты, рабочие, матери-одиночки, подростки и т.п.

Предмет исследования - это те или иные идеи, свойства, характеристики, присущие, например, данному коллективу, наиболее значимые с практической или теоретической точки зрения, т.е. то, что подлежит непосредственному изучению.

Логический анализ предполагает точное объяснение содержания и структуры исходных понятий, а на этой основе уяснение соотношения свойств изучаемого явления. Впоследствии он поможет правильно объяснить полученные результаты. Итогом подобной процедуры выступает теоретическая модель предмета исследования.

Предварительное выдвижение гипотез может предопределить внутреннюю логику всего процесса исследования. Гипотезы - это явно или неявно выраженные предположения о характере и причинах возникновения изучаемой проблемы.

Гипотезы должны быть точными, конкретными, ясными и касаться только предмета исследования. В зависимости от того, как сформулированы гипотезы, часто зависит то, какими будут методы исследования.

 

Для формулирования гипотезы надо располагать некоторой предварительной информацией, основанной на результатах прошлых исследований или данных экономики, статистики, психологии. Описательные, поисковые исследования могут не иметь гипотез, но аналитические, изучающие причинные связи, функциональные зависимости, как правило, всегда базируются на гипотезах о том, какие именно параметры связаны зависимостями, каковы характер, направленность и сила таких зависимостей.

Формулирование гипотез - это разработка логических опор для сбора и анализа эмпирических данных. Если авторами исследования были сформулированы гипотезы, то эмпирические данные служат для их проверки: подтверждения или опровержения. Если гипотез не было на «входе» исследования, то на «выходе» социолог, как правило, беспомощно описывает в отчете процентные распределения ответов на вопросы анкеты и предлагает тривиальные практические рекомендации, очевидные на уровне здравого смысла.

Одной из важнейших процедур методической части социологического исследования является определение обследуемой совокупности. После уточнения объекта исследования решается вопрос о количестве и характере той совокупности людей, которые должны быть охвачены исследованием. Опрос всех людей, составляющих объект исследования (а это могут быть тысячи, десятки или сотни тысяч людей), был бы нерационален. Это удлинило бы время его проведения, а значит, затянуло бы сроки получения нужной информации, потребовало значительных финансовых затрат. Поэтому большинство социологических исследований имеет не сплошной, а выборочный характер.

Другими словами, по довольно строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-демографическим и другим признакам структуру изучаемого объекта. Эта операция носит название выборка. От правильности ее осуществления в огромной степени зависят качество и достоверность социологической информации. Данное обстоятельство обязывает тщательно поработать над выборкой. В последующем она, с учетом особенностей и динамики объекта исследования, может быть уточнена и выделена в отдельный документ.

В проекте выборки указываются принципы выделения из объекта той совокупности, в которой, собственно, и будет проведен опрос, обосновывается техника его проведения, обозначаются подходы к определению достоверности полученной информации.

Характеристика используемых методов сбора первичной социологической информации.

При проведении социологических исследований наиболее часто планируются следующие основные методы сбора информации, входящие в методическую часть программы: опрос; анализ документов; наблюдение; эсперимент.

Опрос - самый распространенный вид исследования в современной социологии, с помощью которого она получает до 90 % информации. Опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению (общественные, коллективные и межличностные отношения, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определенных условиях и ситуациях).

Существуют две основные разновидности социологического опроса: анкетирование, интервьюирование.

В зависимости от источника первичной социологической информации различают опросы массовые и специализированные.

В массовом опросе основным источником информации выступают представители различных социальных групп, деятельность которых непосредственно не связана с предметом анализа.

В специализированных опросах главный источник информации компетентные лица, чьи профессиональные или теоретические знания, жизненный опыт позволяют делать авторитетные заключения.

В целом же наблюдение как метод сбора первичных данных либо наводит на гипотезы и служит трамплином для использования более представительных методик, либо применяется на заключительной стадии массовых обследований для уточнения и интерпретации основных выводов.

Собранные в эмпирическом исследовании факты получили в социологии название данных. Данные - первичная информация, полученная в результате социологического исследования: ответы респондентов, оценки экспертов, итоги наблюдения и т.п. Данные можно определить как совокупность значений переменных, приписанных единицам исследования - объектам (людям, вещам, учреждениям).

Первичными данными называется полученная в эмпирическом исследовании статистическая информация, прошедшая известную математическую обработку и выраженная в форме таблиц с распределением ответов респондентов.

Как правило, те и другие представляют уже обработанный при помощи математики результат исследования. Обработкой социологической информации называют математико-статистическое преобразование данных, которое делает их компактными, пригодными для анализа и интерпретации.

В основе математических процедур лежит теория вероятностей, определяющая технологию составления выборочной совокупности и электронной обработки данных. К ней тесно примыкает процедура эмпирического обобщения, называемая еще статистическим выводом. В его основе лежит индукция - умозаключение от фактов к некоторой гипотезе (общему утверждению).

 

Содержание организационной части исследовательской программы.

Эмпирическое социологическое исследование — это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур с целью получения точной объективной информации об обследуемом объекте.

 

В зависимости от конкретных задач исследование может выступать как разведывательное, описательное или аналитическое.

Разведывательное или пилотажное исследование — это пробное исследование, предваряющее основное и предназначенное для проверки качества подготовки. В ходе данного исследования уточняются цели, гипотезы, задачи исследования, осуществляется «обкатка» инструментария, т.е. методических процедур и документов: наблюдения, анкет и т.д. Обследуемые совокупности в этом исследовании невелики

В зависимости от потребности в получении информации о статике или динамике социальных явлений и процессов эмпирические социологические исследования бывают разовые(точечные) или повторные.Разовое (точечное) исследование дает возможность получить знание по проблеме на данный текущий момент. Повторное исследование рассматривает объект изучения в динамике, изменении, развитии. Повторное исследование — это исследование одного и того же или различных контингентов, проводимое несколько раз, через определенные промежутки времени в одинаковых или различающихся условиях. Основными требованиями к повторным исследованиям является сопоставимость исследований, а также обоснованность существенности различий по сравнимым показателям. Чтобы обеспечить сопоставимость исследований, повторное исследование проводят по единой программе и инструментарию.

Повторные исследования, в свою очередь, делятся на трендовые, панельные и лонгитюдные. Трендовыеисследования осуществляются на аналогичных выборках или в рамках единой генеральной совокупности с интервалами во времени с целью изучения изменений на уровне определенной группы. Различают когортные тренды и исторические тренды.

Объектом когортныхтрендовых исследований является определенная возрастная группа (когорта), которая остается постоянной во время исследований. На различных этапах исследований выборка не обязательно должна состоять из одних и тех же индивидов, важно лишь, чтобы респонденты были представителями изучаемой когорты.

Объектом историческихтрендовых исследований является определенная возрастная группа, которая обследуется через определенные промежутки времени. В этом случае постоянной остается возрастная группа, а когорта и время обследования изменяются. Данные получают при обследовании совокупностей, находящихся в одинаковых социальных условиях.

Ни когортные, ни исторические тренды не дают возможности анализировать индивидуальные судьбы людей, их изменения в различных временных отрезках под влиянием социальных обстоятельств. Для этого проводятся панельные и лонгитюдные исследования.

Панельные исследования— это исследования одних и тех же лиц через одинаковые временные интервалы. Частота повторяемости и общая продолжительность панельного исследования могут быть различными, временные интервалы между исследованиями являются производными. В данном виде исследований главным является, чтобы одни и те же лица исследовались по одинаковой методике,

В панельном исследовании моменты вторичного и последующего обследования устанавливаются по внешним для изучаемого контингента факторам (через определенное число лет, при осуществлении определенных социальных мероприятий). Если же моменты повторного обследования выбираются в зависимости от внутренних факторов развития изучаемой совокупности по мере достижения ею определенной стадии своего развития, то такое исследование называется лонгитюдным.

Повторные социологические исследования при соответствующей организационной работе позволяют сформулировать новую форму получения социальной информации — социальный мониторинг. Социальный мониторинг представляет собой целостную систему отслеживания происходящих в обществе процессов на основе сбора, хранения и обработки информации через определенные промежутки времени. Теоретическое обеспечение функционирования системы мониторинга — это программа сбора информации, разработка форм представления и хранения этой информации. Техническое обеспечение мониторинга — это различные сети каналов связи, охватывающих все объекты наблюдения, крупный головной вычислительный центр, связанный с более мелкими вычислительными центрами на местах. При мониторинговой системе исследования, как правило, проводятся обязательные ежемесячные обследования и экспресс-опросы по наиболее актуальным проблемам.

Целью описательного исследования является получение эмпирической информации, дающей общее, относительно целостное представление об изучаемом социальном явлении. Задача аналитического исследования — выявление причин, противоречий, характера и способа их разрешения. В зависимости от масштабов выделяют международные, общенациональные, региональные, отраслевые, локальныеисследования.

В эмпирическом социологическом исследовании можно выделить три основных этапа, каждый из которых включает в себя ряд важных процедур: 1) подготовительный (разработка программы исследования);

2) основной (проведение эмпирического исследования);

3) завершающий (обработка и анализ данных, формулирование выводов и рекомендаций).

Всякое исследование начинается с постановки какой-либо проблемы. Проблема исследования может быть задана извне каким-либо заказчиком или обусловлена познавательным интересом. В раскрытии темы мы будем ориентироваться на прикладное социологическое исследование, которое может быть проведено в какой-либо производственной организации.

Заказ социологу чаще всего формируется в виде обозначения некоторой проблемной ситуации, указания на какое-то социальное противоречие либо просто указания на неудовлетворительное состояние дел в той или иной сфере производства, управления и т. д. Социологу предстоит перевести проблемную ситуацию в формулировку проблемы, которую он будет исследовать. Для этого он должен проделать специальную теоретическую работу:

 

1) установить реальное наличие данной проблемы: а) есть ли

показатель, количественно или качественно характеризующий

данную проблему; б) есть ли учет и статистика по этому показателю; в) достоверны ли учет и статистика по этому показателю;

2) вычленить наиболее существенные элементы или факторы

проблемы, решение которых принадлежит социологии, а не экономической теории, технологии производства и т. д. Например, поставлена проблема разобраться в причинах низкой эффективности управления тем или иным подразделением предприятия. Социологу предстоит решить, какие социальные группы и личности участвуют в возникновении и решении этой проблемы, как влияют здесь их интересы, как стимулируется их участие в разрешении данной проблемы и т. д.;

3) вычленить уже известные элементы проблемной ситуации,

которые не требуют специального анализа и выступают как информационная база для рассмотрения неизвестных элементов (например, данные статистики и учета представляют собой готовый важный материал);

4) выделить в проблемной ситуации главные и второстепенные

компоненты, чтобы определить основное направление исследовательского поиска;

5) проанализировать уже имеющиеся решения аналогичных

проблем. С этой целью необходимо изучить всю литературу по данному вопросу. Провести беседы с компетентными людьми — экспертами. В роли экспертов обычно выступают специалисты — ученые

или опытные практики.

Производственная проблема может быть описана с помощью пяти основных характеристик:

1) Сущность или содержание. При определении проблемы следует установить, с чем все это сравнивается и на каком основании.

2) Организационное и физическое нахождение. В каком организационном подразделении (участках, отделах, филиалах) и физических объектах (заводы, здания, склады, конторы) была выявлена проблема. Насколько широко она распространена в организации. Какие подразделения она затронула.

3)Владение проблемой. Является ли проблема «открытой»

(знакомой всем) или «закрытой» (то есть известной группе лиц)? Какие люди (управленцы, специалисты, рабочие и т. д.) затронуты проблемой и более всего заинтересованы в ее решении?

4)Абсолютная и относительная величина. Насколько важна

проблема в абсолютных величинах? Как она влияет на подразделения, в которых она обнаружена, и на

людей, которые владеют ею? Насколько она важна для организации вцелом? Что может получить организация от ее решения?

5)Временные рамки. С какого времени существует данная проблема? Наблюдалась ли она один раз, несколько раз или возникает

периодически? Какова тенденция: проблема стабилизировалась,

усиливается или ослабляется? Причем эта формулировка может значительно отличаться от первоначальной, сформулированной заказчиком.

На основе предварительного анализа разрабатывается программа исследования данной проблемы. Программа социологического исследования — это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, его процедур и организации.Программа является обязательным исходным документом любого социологического исследования, независимо от того, является ли это исследование теоретическим или прикладным. Программа социологического исследования обычно включает в себя следующие разделы:

1) теоретический (цели, задачи, предмет и объект исследования, определение понятий);

2) методический (обоснование выборки, обоснование методов сбора данных, методы обработки и анализа данных);

3) организационный (план исследования, порядок исследования подразделений, распределение людских и финансовых ресурсов и т. д.).

Цели исследования могут быть различны. Задачи исследования представляют собой содержательную, методическую и организационную конкретизацию цели..Объект социологического исследования — область социальной действительности, на которую направлен процесс научного познания. Выбор объекта исследования обусловлен проблемной ситуацией исследования. Объектом исследования могут стать любые стороны социальной реальности, но лишь после того, как они включены в процесс социологического познания, осмыслены и выделены исходя из проблемы данного исследования. Любая социальная проблема не существует сама по себе, а предполагает своего носителя — определенную социальную общность. Объект исследования характеризуется количественно, структурно и с точки зрения его пространственно-временной определенности. Операционализация исследования— необходимый этап в разработке методологии исследования. Он позволяет решить три основные задачи:

1)Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

2)Это дает возможность вести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечивать научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

3)Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с

помощью количественных, статистических показателей.

 

Операционализация исследования включает в себя ряд процедур. Первая из них — интерпретация понятий. Смысл этой процедуры — четко, точно, определенно указать, что понимается в исследовании под тем или иным термином или понятием. Это важно потому, что большинство понятий многозначно, имеет множество смыслов и оттенков, различных трактовок в литературе. Главное назначение этой процедуры осуществить перевод проблемной ситуации в формулировку в строгих научных терминах.

Следующая процедура — это операционализация понятий, предусматривающая совокупность операций, с помощью которых понятия, используемые в социологическом исследовании, расчленяются на составляющие элементы, способные в совокупности описывать их содержание. С этой целью используется структурная интерпретация понятий, в ходе которой осуществляется деление объема понятий по правилам, аналогичное тем, которые приняты в формальной логике. В случае аналитического исследования, кроме структурной интерпретации понятий следует провести их факторную интерпретацию, т.е. определить систему связи понятий с внешними объектами и внутренним субъективным фактором.

Конечной целью всей этой работы является выработка таких понятий, которые доступны количественному учету и регистрации. Понятия, обозначающие такие элементарные фрагменты социальной реальности являются понятиями-индикаторами.При этом социолог должен стремиться обеспечить максимальное описание изучаемого предмета в понятиях-индикаторах

Наряду с теоретическим большое значение в исследовании имеет методический раздел программы, который включает в себя описание методики и организации исследования.

В социологии разработана система методов формирования выборочной совокупности: метод типичных случаев или монографическоеисследование; статистические методы (квотные), методы случайностной (вероятностной) выборки и т.д. Главным результатом процедуры выборки является определение ее объема. Объем выборки—это общее число единиц исследования, включенное в выборочную совокупность. Он зависит от степени однородности генеральной совокупности (чем она однороднее, тем меньше объем выборки), от числа признаков выборки, от требуемой степени точности ее результатов. Объем выборки рассчитывается по специальным формулам.

Важная часть методического раздела программы — обоснование методов сбора эмпирических данных. Если будет использован анализ документов, то следует указать, какие документальные источники будут изучаться (какие статистические формы, планы, отчеты и т. д.), а также какие методы анализа их содержания будут применяться. При использовании методов опроса требуется описание его техники, организационной структуры и содержания, где проводится опрос: на рабочем месте, в местах отдыха, в ведомственной поликлинике и т. д., какая разновидность анкетирования применяется, каково содержание анкеты. В нашем примере, где в качестве цели исследования выдвигалась оценка уровня управления в организации, процедура исследования требовала проведения аттестации руководителей и ведущих инженерных кадров. В обосновании методов сбора информации должно быть указано, что аттестация будет проводиться на основе применения двух взаимодополняющих методов: экспертной оценки и самооценки. Для аттестации управленческих кадров было выделено 36 признаков, для инженерно-технических кадров — 27 признаков. Все качества оценивались по словарю деловых, личностных и организаторских качеств экспертами трех уровней: 1) эксперты группы А, занимающие более высокую должность; 2) эксперты группы Б, находящиеся на равном должностном уровне; 3) эксперты группы В, находящиеся в подчинении у оцениваемого.

Таким образом достигалась максимальная возможность объективности оценки, характеризующей данного руководителя или специалиста как подчиненного — исполнителя, сотрудника и товарища по работе — смежника и управляющего коллективом. Степень выраженности качеств будет определяться как среднеарифметическое всех экспертных оценок. На основе этой средней будет выбрана соответствующая фраза и внесена в производственно-психологическую характеристику. Психологическая предрасположенность к управленческой деятельности будет выявляться с помощью теста Кут-та. Здесь основное внимание будет уделяться предрасположенности к активной жизненной позиции, общительности, эмоциональной устойчивости и самостоятельности суждений.

При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных;

2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности. Поэтому не существует вообще «хороших» или «плохих» методов, есть методы, адекватные или неадекватные поставленной исследователем задаче;

3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

Методическая часть программы исследования включает в себя и организационный планего проведения. В этот план закладываются основные мероприятия и сетевой график работ. Наличие такого плана позволяет более или менее точно определить затраты времени, сил, средств и объем работы, распределить ее по исполнителям в определенной последовательности, скоординировать взаимодействие исследовательского коллектива с целью наиболее эффективного использования его возможностей.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.016 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал