Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интервьюирование: объективные характеристики, область применения, инструментарий.
Интервьюирование – достаточно распространенная форма социологических опросов. Интервью - целенаправленная, заранее подготовленная беседа с респондентом. Особенности:
-интервьюирование имеет свои достоинства и недостатки по сравнению с анкетированием. Поэтому при планировании исследования часто приходится решать, что наиболее предпочтительно. Этот выбор зависит от конкретных целей и задач исследования, а также от его организационных возможностей и условий. Особенно важна роль интервьюирования при исследовании малоизученных сторон социальной действительности. Так же интервьюирование (экспертное) может использоваться при составлении анкеты для дальнейшего массового опроса. Достоинства: -включает наблюдение как метод -участие интервьюера позволяет максимально приспособить вопросы к возможностям отвечающего, пояснить формулировку, задать дополнительные вопросы -личный контакт с респондентом Недостатки: -увеличение затрат времени на подготовку интервьюеров -проблема контроля качества работы интервьюеров -влияние личности интервьюера на ответы респондентов -большие временные и финансовые затраты по сравнению с анкетированием -обработка затрудняется наличием большого количество открытых вопросов Инструментарий – бланк-интервью, в котором фиксируются ответы на вопросы. Содержание бланка интервью определяется видом интервью. Различают несколько видов интервью – от свободной беседы до полностью формализованной процедуры опроса. 1. По месту опроса: -по месту работы -по месту жительства 2. По степени формализации процесса интервьюирования: -полностью формализованное (стандартизированное) интервью. Самая распространенная разновидность интервьюирования. В этом случае общение интервьюера и респондента строго регламентировано детально разработанными вопросником, по сути дела являющимся анкетой, и инструкцией, предназначенной для интервьюера. При использовании этого вида опроса интервьюер обязан точно придерживаться формулировок вопросов и их последовательности. В стандартизированном интервью с закрытыми вопросами интервьюер использует карточки с возможными ответами на вопросы. При интервью с открытыми вопросами исследователь подробно разрабатывает план интервью, предусматривающий строгую последовательность вопросов и их формулировки в открытой форме. Здесь задача интервьюера – четкая фиксация ответов респондента. Способы фиксации ответа: дословная запись (вручную или с помощью диктофона). -фокусированное (направленное) интервью– изучение общественного мнения относительно конкретного явления, факта, ситуации. Опрашиваемые в этом случае знакомы с объектом, интересующим социолога, и выражают свое отношение к нему, мнение о нем, его оценку. Фокусированное интервью – следующий шаг, ведущий к уменьшению стандартизации поведения интервьюера и респондента. Респондентов в таком интервью заранее знакомят с предметом беседы. Предварительно заготавливаются и вопросы для такого интервью, причем их перечень для интервьюера обязателен: он может менять их последовательность и формулировки, но по каждому вопросу должен получить информацию. -свободное интервью– отличается минимальной стандартизацией поведения интервьюера. Оно применяется в тех случаях, когда исследователь только приступает к определению проблемы исследования, уточняет ее конкретное содержание. Проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки – полностью зависят от индивидуальных особенностей интервьюера и респондента. Получаемая в данном опросе информация не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна и интересна именно своей уникальностью, анализом специфики изучаемой проблемы в конкретных условиях. 3.по уровню компетентности респондентов: -интервью с респондентом, обладающим знаниями среднего уровня по той или иной проблеме -фокусированное интервью (людей заранее предупреждают о теме опроса) -экспертное интервью – респондент является специалистом в области исследования
|